ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-6887/2011 от 04.08.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-6887/2011

11 августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе: судьи Глызиной А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 82   (ИНН 7604064049, ОГРН 1047600400242)

к Отделу надзорной деятельности по Кировскому району г. Ярославля Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ярославской области

об оспаривании постановления   от 06.05.2011 № 114 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя:   Ульяненко Н.В. – заведующая;

от ответчика:   Коршунов М.А. – представитель по доверенности от 17.01.2011;

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 82  (далее по тексту – Детский сад, Учреждение) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 06.05.2011г. №114, вынесенное главным государственным инспектором Кировского района г.Ярославля по пожарному надзору, о наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что административным органом при назначении штрафа не учтены фактические обстоятельства дела. Представитель заявителя пояснил суду, что согласно ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в ДОУ в зальных помещениях, возможно, применять только минеральные строительные материалы, однако заявитель считает, что применение данных материалов для внутренней отделки помещений сада приведет к повышению травматизма детей, кроме того заявитель считает, что у данных материалов снижена теплопроводность. Относительно прямой телефонной связи и необорудованных пожарных извещений, заявитель пояснил суду, что в настоящее время ведется работа по замене пожарной сигнализации, в том числе установка прямой телефонной связи. Кроме того, заявитель довел до сведения суда, что в детском саду имеется прямая телефонная связь посредством городской телефонной сети с ЕДДС 01 (в соответствии с ТУ 485480-030-08578307-01 ПОДС ЕДДС «01»).

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился; просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью воспитанников.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

На основании распоряжения главного государственного инспектора Кировского района г.Ярославля по пожарному надзору от 05.04.2011 №46, в отношении заявителя была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соблюдения им обязательных требований пожарной безопасности по адресу: г.Ярославль, ул.Свердлова, д.26А.

В ходе проведенной проверки были выявлены ряд нарушений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности (далее: ППБ).

По итогам проверки инспектором Кировского района г.Ярославля по пожарному надзору был составлен акт проверки №46 от 06.05.2011, в котором отражены нарушения норм и требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:

· помещения спортзала и коридора (у методического кабинета), расположенные на первом этаже, а также помещения бухгалтерии, группы «Ромашка», «Вишенка», «Пчелка» и коридоры, расположенные на втором этаже здания детского сада не оборудованы дымовыми пожарными извещателями – в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.3 НПБ 110-03;

· помещения медицинского кабинета группы «Звездочка», «Василек», спальни группы «Карапуз», «Дюймовочка», расположенные на первом этаже, а также помещения кабинета завхоза и кабинета музыкального руководителя, расположенные на втором этаже здания детского сада не оборудованы дымовыми пожарными извещателями - в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.3 НПБ 110-03;

· Не представлены сведения (сертификаты пожарной безопасности) подтверждающие класс пожарной опасности материалов, применяемых для отделки стен лестничной клетки, (краска КВЕСТ – 01С», имеющая класс пожарной опасности КМ1). По закону требуемый класс пожарной опасности строительных материалов КМ0 (свойства пожарной опасности строительных материалов, данного класса НГ (негорючие) – в нарушение ст. 134 ч.6 таб.28; ст.52 ч.1 Федеральногго закона №123-ФЗ от 22.07.2008г., п.п.3, 53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97;

· Не представлены сведения (сертификаты пожарной безопасности) подтверждающие класс пожарной опасности материалов, применяемых для отделки стен музыкального зала. (краска КВЕСТ-01С», имеющая класс пожарной опасности КМобъекте отсутствует ). ПО закону требуемый класс пожарной опасности строительных материалов КМ0 (свойства пожарной опасности строительных материалов, данного класса НГ (негорючие) – в нарушение ст. 134 ч.6 таб.28; ст.52 ч.1 Федеральногго закона №123-ФЗ от 22.07.2008г., п.п.3, 53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97;

· Объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи – в нарушение п.п. 3, 39, 43 ППБ 01*-03, п.п. 5, 6 ГОСТ Р 50889-98.

На основании акта проверки в отношении юридического лица, был составлен протокол об административном правонарушении №105 от 06.05.2011, на основании которого Заявитель постановлением о назначении административного наказания №114 от 06.05.2011 по результатам рассмотрения материалов проверки, привлечен к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.

Полагая данное постановление незаконным и не обоснованным, Заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Пожарная безопасность, как составная часть общественной безопасности, является одной из важнейших задач государства.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности», «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и другими правовыми актами.

Указанные правовые акты устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03; далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Заявитель является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности, являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленным законом порядке.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – технический регламент, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 2,3 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с нормами ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Строительные материалы применяются в зданиях, сооружениях и строениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.

Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

Отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в детских дошкольных образовательных учреждениях должна быть выполнена из материала класса КМ0.

Требования пожарной безопасности также установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03).

В силу п.3 названных правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вышеназванного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта, защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Технического регламента).

Пунктом 39 ППБ 01-03 предусмотрено: организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В соответствии с требованиями норм ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

При этом суд, оценив, в соответствии со ст.71 доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу, что нарушения, отраженные в акте проверки №46 от 06.05.2011, на момент проверки имели место.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлеченному к административной ответственности, при вынесении оспариваемого постановления и рассмотрении материалов административного производства обеспечена.

В соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд, вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая то обстоятельство, что, правонарушение совершено Заявителем неумышленно, впервые; также учитывая тот факт, что Учреждением часть нарушений устранены, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части определения вида и размера административного наказания и замене штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Изменить меру административной ответственности,   установленную  Главным государственным инспектором Кировского района г.Ярославля по пожарному надзору в постановлении №114 от 06.05.2011г. «о назначении административного наказания» в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 82    по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установив ее в виде предупреждения.

Предупредить Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 82   о недопустимости впредь нарушений.

В остальной части - отказать в удовлетворении заявленных требований

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.

Судья А.В. Глызина