ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7199/13 от 22.08.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Г. Ярославль 29 августа 2013 г.

Дело № А82-7199/2013

Резолютивная часть решения оглашена 22.08.2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Лисицыной О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявление общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил"   (ИНН 1121010862, ОГРН 1021101120413)

к Ярославской таможне

о признании незаконным отказа Ярославской таможни возвратить ООО "СевЛесПил"излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 22 000 рублей от 04.03.2013г. №12-07/2384;

о признании незаконным отказа Ярославской таможни возвратить ООО "СевЛесПил"излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 22 000 рублей от 19.04.2013г. №12-07/4207;

о взыскании с Ярославской таможни расходов по уплате госпошлины в сумме 4000 рублей,

при участии:

от заявителя: не явился

от ответчика: Мирошниченко Ю.Л.- пред. по дов. от 29.04.2013г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СевЛесПил» ( далее Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решений Ярославской таможни от 04 марта 2013 года № 12-07/2384 и от 19.04.2013г. № 12-07/4207 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 22000 рублей и обязании возвратить денежные средства.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дне и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик требования не признает, подробно позиция изложена в представленном в материалы дела письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения ответчика, суд установил следующее.

Обществом в период с 20.01.2012г. по 20.02.2012года, в целях помещения товара под процедуру экспорта, ( товар- пиломатериалы обрезные из ели и сосны, код товара 4407 10 910 0 ЕТН ВЭД ТС ) на Ярославский таможенный пост поданы таможенные декларации ( далее ДТ): 10117053/190112/0000033, 10117053/120112/0000039 10117053/230112/0000040 10117053/250112/0000063, 10117053/250112/0000064, 10117053/270112/0000076, 10117053/270112/0000077, 10117053/270112/0000078, 10117053/270112/0000080, 10117053/020212/0000105, 10117053/020212/0000107, 10117053/070212/0000119, 10117053/080212/0000123, 10117053/090212/0000124, 10117053/090212/0000125, 10117053/140212/0000136, 10117053/140212/0000137, 10117053/150212/0000144, 10117053/170212/0000156, 10117053/200212/0000162.

Ставка таможенных сборов за таможенные операции заявлена декларантом в размере 1000 рублей, в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции», как на товар, который облагается вывозной таможенной пошлиной.

Ярославской таможней, в порядке ведомственного контроля, 29 июня 2012 года, принято решение № 10117000/2906/12/02, которым признано несоответствующим требованиям таможенного законодательства решение Ярославского таможенного поста о подтверждении правильности исчисления таможенных платежей по вышеуказанным декларациям. В качестве основания для принятия оспариваемого решения таможня указывает на вступление в силу с 1 января 2012 года Постановления Правительства РФ от 06.02.2012г. № 863 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств- участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» ( далее Постановление № 863 ), согласно которого ставка таможенных сборов за таможенное оформление, вывезенного обществом товара, составляет 2000 рублей.

В адрес Общества направлены требования об уплате таможенных платежей на общую сумму 22000 рублей. Заявителем уплачены указанные в требованиях суммы.

Впоследствии Общество обратилось в Ярославскую таможню с заявлениями о возврате таможенных платежей, однако оспариваемыми решениями, ответчик отказал в возврате излишне уплаченных сумм.

Посчитав отказы незаконными Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив имеющиеся в деле материалы, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Следовательно, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта либо незаконными оспариваемых действий (бездействия), необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создавали ему иные препятствия для их осуществления либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 N 724, вступившего в силу 01.10.2011; далее - Постановление N 863).

В соответствии с положениями Постановления N 863 при вывозе из Российской Федерации товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1.1 Постановления N 863.

При вывозе из Российской Федерации товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 863.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 169; далее - Постановление N 795), утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на товары товарной группы 4407 10 - 0% от таможенной стоимости.

Таким образом, Общество рассчитало и уплатило таможенный сбор за оформление ДТ, в соответствии с пунктом 1 Постановления N 863 в размере 1000 рублей.

Постановлением N 88 были утверждены новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе.

Отдельные категории товаров были исключены из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров и постановление N 795 признано утратившим силу. Пунктом 3 Постановления N 88 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.

Согласно Постановлению N 88 товарная группа 4407 10 ТН ВЭД исключена из перечня товаров облагаемых вывозной пошлиной.

Между тем таможенный сбор - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, порядок исчисления и уплаты которого определены главой 14 Закона N 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» ( далее Закон № 311-ФЗ).

Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров (пункт 1 части 1 статьи 128 Закона N 311-ФЗ).

Согласно статье 126 Закона N 311-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Согласно статье 130 Закона N 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки таможенных сборов были определены Постановлением N 863.

Общество, применив действующие ставки таможенных сборов, уплатило таможенный сбор за оформление ДТ, в размере 1000 руб. При этом в спорном периоде на товар группы 4404 10 подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости.

В данном случае исключение товара данной группы постановлением N 88 из числа товаров, облагаемых таможенной пошлиной, повлекло увеличение ставки таможенного сбора (с 1000 рублей до 2000 рублей).

Вместе с тем изменения, внесенные Постановлением N 88 в перечень товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, не могут изменить порядок расчета суммы таможенных сборов за таможенные операции, совершенные до вступления указанного постановления в силу.

Постановление N 88 опубликовано в "Российской газете" 13.02.2012 и вступило в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования, то есть 21.02.2012.

Пункт 3 Постановления N 88 о его распространении на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, ухудшает положение плательщика сбора, положения данного пункта не соответствуют действующему законодательству и применению не подлежат.

Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 311-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с данным Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 этой статьи.

Пунктом 2 статьи 6 Закона N 311-ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

Такие нормы законодательства Таможенного союза или положения, установленные федеральными законами отсутствовали на момент вынесения постановления N 88, отсутствуют и на момент рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах следует признать, что Общество исполнило обязанность по уплате таможенного сбора в соответствии с порядком, действовавшем на момент подачи ДТ, и дополнительная обязанность по уплате таможенного сбора, исчисленного таможенным органом в связи с принятием Постановления N 88, у него не возникла.

При изложенных обстоятельствах, у Ярославской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным отказ Ярославской таможни от 04.03.2013г. № 12-07/2384 в возврате обществу с ограниченной ответственностью "СевЛесПил"  (ИНН 1121010862, ОГРН 1021101120413) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 22000 рублей.

Признать недействительным отказ Ярославской таможни от 19.04.2013г. № 12-07/4207 в возврате обществу с ограниченной ответственностью "СевЛесПил"  (ИНН 1121010862, ОГРН 1021101120413) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 22000 рублей.

Взыскать с Ярославской таможни   (ИНН 7604031332, ОГРН 1027600677664) , юридический адрес ; г. Ярославль, ул. Богдановича, 10 в пользу общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил"  (ИНН 1121010862, ОГРН 1021101120413) 4000 руб. в счет оплаты госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Н.Л.Ловыгина