Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-7265/2011
27 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011г.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Фроловичевой М.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ОГРН 1027600788544, ИНН 76011001107)
по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии
от заявителя: Галкина О.Е. – представитель по доверенности от 15.07.2011г.;
Шабалкина М.Ю. - представитель по доверенности от 15.07.2011г.;
от лица, в отношении которого составлен протокол: Ненилин О.Е. – представитель по доверенности от 15.07.2011г.
установил:
Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, Обществу вменяется строительство объекта капитального строительства «Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга» без разрешения на строительство.
В судебном заседании представители заявителя поддержали предъявленные требования, в качестве меры административного наказания просят суд применить приостановление деятельности Открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» по строительству объекта капитального строительства «Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга», расположенного по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 150, на 90 суток.
Представитель Общества не оспаривает факт строительства объекта капитального строительства «Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга» без разрешения на строительство, однако полагает, что в его действиях отсутствует вина. В подтверждение своих доводов ссылается на положения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118, о том, что автомобильный бензин должен соответствовать требованиям согласно приложению N 1, при этом в силу п. 53 Регламента выпуск в оборот бензина 3 класса качества, выпускаемого Обществом в настоящее время, допускается - до 31 декабря 2011 г. После указанной даты выпускаемый автомобильный бензин должен соответствовать классу 4.
Повышенные требования к качеству бензина обязывают Общество осуществлять модернизацию производства и строительство новых технологических установок, в том числе Установки гидроочистки бензина каталитического крекинга. Строительство данной установки осуществляется исключительно в целях соблюдения требований Технического регламента по топливам, в опережающие сроки с целью обеспечить сроки перехода на 4 класс качества бензина, кроме того, строительство осуществляется одновременно с проектированием, 28.04.2011г. проект в полном объеме направлен на государственную экспертизу в ФГУ «Главгосэкспертиза», но до настоящего момента экспертиза не получена.
Оценивая необходимость привлечения Открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Обязанность на получение разрешения на строительство возложена на застройщика.
Заказчиком, застройщиком объекта капитального строительства «Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга» является ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик (ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез») должен был подготовить земельный участок для строительства, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию и разрешение на строительство.
Ответственность юридических лиц за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодека РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В период с 09.06.2011г. по 05.07.2011г. в соответствии с распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.06.2011г. №72-рп комиссией Ростехнадзора осуществлена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обязательных требований законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и законодательства о градостроительной деятельности. В ходе проверки установлен факт строительства Обществом объекта капитального строительства «Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга» по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 150, без разрешения на строительство, процент выполнения от общестроительных работ составляет 90%, что зафиксировано в Акте проверки №72-рп/А.
По результатам проведенной проверки 05.07.2011г. главным государственным инспектором межрегионального отдела строительного надзора Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен протокол №72-рп/4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ в качестве правонарушения предусматривает «строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство».
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено суду доказательств, что им были приняты все зависящие меры для получения соответствующего разрешительного документа.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях Открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя судом не установлено.
Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Как разъяснил высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления Пленума от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.
С учетом всех обстоятельств дела, суд не находит оснований для применения меры административного наказания в виде приостановления деятельности, поскольку заявителем не представлено доказательств, что данный вид наказания достигнет целей, установленных ст. 3.1 КоАП РФ, административным органом также документально не подтверждено, что допущенное Обществом нарушение создает угрозу жизни и здоровья людей, ведет к наступлению техногенной катастрофы, причинению существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Вместе с тем, суд учитывает, что Обществом предпринимаются действия, направленные на устранение выявленного нарушения, строительство объекта осуществляется согласно утвержденных планов, 28.04.2011г. проект в полном объеме направлен на государственную экспертизу в ФГУ «Главгосэкспертиза», кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, с момента установления факта осуществления строительства объекта, за данной деятельностью Общества Ростехнадзором осуществляется соответствующий контроль.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд применяет административную ответственность в виде штрафа в размере 500000 руб., что соответствует санкции части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ОГРН 1027600788544, ИНН 76011001107, г. Ярославль, Московский пр-т, д. 130) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и определить ему наказание в виде штрафа в размере 500000 руб.
Штраф может быть уплачен в добровольном порядке в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по реквизитам:
УФК по г. Москве (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) ИНН 7709561778, КПП 770901001, р/с 40101810800000010041 в Отделении 1 Московского ГТУ Банка г. Москва 705, БИК 044583001, ОКАТО 45286580000, КБК 49811690010010000140.
В случае добровольной уплаты штрафа доказательства уплаты направить в суд. При неуплате штрафа в добровольном порядке решение будет обращено к принудительному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья
Н.Л. Ловыгина