ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7314/2011 от 06.09.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-7314/2011

06 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области   (адрес местонахождения – 150000, г. Ярославль, ул. Кирова, д.7)

о привлечении к административной ответственности

Открытого акционерного общества «Мобильные Телесистемы»   (ИНН - 7740000076, адрес местонахождения – 109 147, г. Москва, ул. Марксистская, д.4)

по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя –   Лазарев Д.С. - предст. по пост. дов.

от лица, в отношении которого составлен протокол –   Ляпкина В.Ю.- предст. по дов.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (адрес местонахождения – 150000, г. Ярославль, ул. Кирова, д.7) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН - 7740000076, адрес местонахождения – 109 147, г. Москва, ул. Марксистская, д.4) (далее по тексту – Общества) в части деятельности Ярославского филиала - по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик оспаривает предъявленные к нему требования; считает, что отсутствует вина предприятия в совершении вменяемого ему правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Общество предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия № 56112, сроком действия до 28.04.13.

Неотъемлемой частью соответствующей лицензии являются лицензионные условия.

Ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией, установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей - для юридических лиц.

Заявителем в отношении Общества было проведено внеплановое мероприятие по систематическому наблюдению по проверке сведений, содержащихся в обращении (жалобе) гражданина Долгунина И.В. (вх. № Д-76-0097 от 25.05.11. Гражданин обратился с жалобой на нарушение его прав в части нарушения порядка оплаты услуг связи.

В ходе контрольных мероприятий 20.06.11 было выявлено нарушение лицензионных условий и требований, выразившееся в следующем.

Между Абонентом Долгуниным И.В. и Обществом заключен Договор от 8.12.05 на предоставление услуг связи с назначением телефонного номера 9108210777. По состоянию на 13.05.11 услуги связи оказываются Обществом гражданину Долгунину И.В. в соответствии с тарифным планом «Заботливый».

При анализе детализации телефонных переговоров Абонента за 17.05.11 и 24.05.11 Управлением установлены 2 факта нарушения Обществом тарификации исходящего соединения, установленного в пределах территории Ярославской области.

При этом, Обществом в указанных случаях производились начисления за внутрисетевой роуминг, а соединения осуществлялись через радиоэлектронные средства на базовой станции, расположенной на территории Костромской области:

- 17.05.11 в 16:06 в сумме 17,79 рублей (15,08 рублей без НДС);

- 24.05.11 в 16:41 в сумме 8,90 рублей (7,54 рублей без НДС).

Факт неправильной тарификации указанных соединений Общество признало и пояснило, что данное соединение было осуществлено базовой станцией, находящейся на значительном расстоянии от административной границы Ярославской и Костромской областей и места нахождения аппарата Абонента – д. Михалевка Ярославской области (порядка 25 км) ввиду совпадения ряда природных факторов.

В рамках рассмотрения обращения Обществом 01.06.11 была сделана корректировка лицевого счета Абонента и предоставлена компенсация путем перечисления на лицевой счет Абонента денежной суммы в размере 25 рублей.

Управлением в ходе внепланового мероприятия систематического наблюдения 14.06.11 и 20.06.11 были проведены контрольные наборы в поселке Михалевка Некрасовского района Ярославской области, с номеров 980-659-79-52 и 980-650-25-80, входящих в ресурс нумерации Общества.

Для оказания услуг связи по указанным телефонным номерам заключен договор с Обществом на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием тарифного плана «RedEnergy».

Расстояние от места осуществления наборов до границы Ярославской и Костромской областей более 8 км.

При анализе детализации счета, представленной Обществом за 20.06.11 установлено, что одно исходящее соединение (абонентский номер 908-659-79-52, состоявшееся в 14 часов 58 минут 21 секунду,), протарифицировано с начислениями за внутрисетевой роуминг.

Стоимость услуги составила 7,54 рублей без НДС (8,90 рублей с НДС).

Однако вызов был произведен на территории Ярославской области с телефонного номера 980-659-79-52 на номер 980-650-25-80 и в соответствии с тарифным планом должен был быть тарифицирован как 1,069 рублей без НДС (1,20 рублей с НДС). Исходящее соединение было осуществлено с помощью радиоэлектронного средства на базовой станции № 44  143, стандарта GSM-900, на частоте 935,2 МГц, расположенной на территории Костромской области.

Общество протарифицировало исходящее соединение по тарифу внутрисетевого роуминга, с нарушениями условий договора и тарифного плана «RedEnergy», то есть для целей расчета за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи использовался не тот тариф, который действовал на момент установления соответствующего соединения.

Таким образом, Обществом были нарушены пункт 5 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 56112, пункт 40 Правил оказания услуг связи, части 1 и 2 статьи 44, части 1 статьи 45, части 1 статьи 46 Закона «О связи».

По итогам проверки был составлен акт внепланового мероприятия систематического наблюдения от 30.06.11 № А-56112-76-02/0352, с приложениями к нему.

Местом совершения нарушения (место оказания услуг подвижной связи) – является Ярославская область, Некрасовский район, пос. Михалевка.

Протоколом об административном правонарушении от 30.06.11 № 178 был установлен факт нарушения порядка тарификации соединения и, соответственно, договорных условий оплаты по вышеуказанным соединениям.

По мнению заявителя, данное нарушение образует состав нарушения. предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В ходе проверки предприятие не отрицало фактов неправильной тарификации вышеуказанных соединений и ненадлежащего начисления сумм, подлежащих к оплате, но настаивает на отсутствии вины Общества.

По мнению ответчика, поскольку административная граница областей не может препятствовать распространению радиоволн, посредством которых осуществляется сотовая связь в стандарте GSM, при нахождении абонента вблизи границы с соседним регионом возможна регистрация мобильного аппарата радиоэлектронными средствами на базовых станциях в соседнем регионе.

Соответственно, в таких случаях тарификация соединений должна происходить и происходит как при нахождении абонента в соседнем регионе, т.е. за «внутрисетевой роуминг».

Учитывая, что способ соединения происходит в связи с действием законов физики и различных природных факторов, отсутствует вина Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.

Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает привлечение юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Соответствующая обязанность Общества по оказанию услуг в соответствии с выданной лицензией установлена статьей 2 Федерального Закона «О связи» № 126-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о связи, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пункту 5 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 56112 предусмотрена обязанность Общества оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.

В рассматриваемом дела соответствующими правилами являются Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.05.05 № 328.

Согласно пункту 40 соответствующих Правил, для целей расчета за оказанные услуги подвижной связи используется тот тариф, который действовал на момент установления соответствующего соединения.

Обоснованным при этом следует признать доводы сторон о том, что договор на предоставление услуг подвижной связи, заключенный между Обществом и Абонентами, представляет собой совокупность нескольких частей – в частности, регистрационной формы Абонента, правил предоставления определенного вида услуг, соответствующего тарифного плана.

Как следует из материалов дела, тарификация оказанных услуг и обязанность установленная Обществом для Абонентом по последующей оплате услуг связи, соответственно, не соответствовала условиям договоров, заключенных Обществом с Абонентами.

Данный факт подтвержден материалами дела, не оспаривается ответчиком, подтверждается последующим возвратом Обществом излишне взысканных с Абонентов денежных средств (компенсацией).

По мнению суда, изложенные заявителем доводы о нарушении Обществом лицензионных условий подтверждены материалами дела, считаются установленными, свидетельствуют о наличии состава совершенного предприятием правонарушения в действиях Общества.

Рассмотрев доводы ответчика об отсутствии вины, суд пришел к выводу о том, что Обществом не представлено суду необходимых и достаточных доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных условий и требований в части обеспечения правильности тарификации и последующей оплаты осуществляемых соединений, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ.

Косвенно данный вывод суда подтверждается систематичностью нарушений (несколько рассматриваемых эпизодов), а также письмом общества в ответ на предписание заявителя (от 21.07.11 № Ц 09/0106и) о перенастройке радиоантенны – представлено в материалы дела.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом из материалов дела не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом из материалов дела не усматривается

С учетом устранения Обществом негативных последствий (возврата денежных средств), суд пришел к выводу о возможности применения за установленное правонарушение минимального административного взыскания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»   (ИНН – 7740000076)  к административной ответственности по части 3 статьи 14.1   Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить административное взыскание в виде предупреждения.

Предупредить   Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» о недопустимости нарушения впредь лицензионных условий и требований.

Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.

Судья А.В. Глызина