ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7327/20 от 25.11.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-7327/2020

20 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения принята 25 ноября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Овечкиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарапун Л.П.,         

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 19 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Ярославской области в лице Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 39 628 536 рублей 01 копейки,

при участии:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 28.10.2019 № 203/19-ю,

от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности от 01.09.2020 № 53-юр, ФИО3 представитель по доверенности от 15.09.2020 № 54-юр,

установил:

государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 19 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (далее – истец, Учреждение, Управление, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – ответчик, Департамент) о взыскании 39 628 536 рублей 01 копейки убытков.

Исковые требования основаны на положениях Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статей 53, 27, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статей 333.36, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - закон № 190-ФЗ, закон о теплоснабжении), статей 2, 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), пункта 38 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Постановления Правительства Российской Федерации от  26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)», Перечня органов  военного управления. Ответственных за работу по формированию и ведения государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, утвержденного Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.2016 № 520, приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного  бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» (далее – Приказ № 155), Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014 № 721-п (далее – Порядок № 721-п), разъяснениях Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – Постановление № 87), разъяснениях  Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах», разъяснениях  Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации», мотивированы обязанностью ответчика возместить истцу убытки, составляющие межтарифную разницу за период с января по декабрь 2019 года.

Рассмотрение дела в порядке статьи 158 АПК РФ неоднократно откладывалось.

Представитель истца в судебном заседании, состоявшемся 25.11.2020, исковые требования уточнил, прося взыскать с ответчика 39 699 030 рублей 89 копеек. Уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), как не противоречащее действующему законодательству, и не нарушающее права и законные интересы других лиц. На исковых требованиях с учетом их уточнения представитель Учреждения  настаивает в полном объеме.

 Представители ответчика иск не признали по основаниям, подробно изложенным в отзыве на иск. Департамент пояснил следующее. Истец осуществляет оказание услуг по производству и передаче тепловой энергии, горячей воды, по холодному теплоснабжению и водоотведению потребителям Ярославской области. На территории Ярославской области действуют: Закон Ярославской области от 02.12.2013 № 64-3 «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области» (далее – Закон № 64-з), Закон Ярославской области от 02.12.2013 № 65-з «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области» (далее – Закон № 65-з), в соответствии с которыми льготные тарифы устанавливаются в целях сдерживания роста тарифов на тепловую энергию и платы граждан за коммунальные услуги. Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П высказана правовая позиция о возмещении организациям убытков, возникших в результате тарифного регулирования: «если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей». В рассматриваемом случае применение мер тарифного регулирования выразилась в установлении тарифов для истца приказами Департамента как органа регулирования  Ярославской области. Таким образом, полномочия по государственному регулированию тарифов были реализованы Департаментом в виде решений правления Департамента и приказов Департамента, утвердивших эти решения. Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций Ярославской области, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. B целях реализации норм указанных Законов №№ 64-з, 65-з, в соответствии со статьей 78 БК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям  товаров, работ, услуг» принят Порядок № 721-п. Пунктом 1.3 Порядка № 721-п определена категория получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, - ресурсоснабжающие организации: теплоснабжающие организации, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов. Главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с пунктом 1.4. Порядка №  721-п является Департамент. При этом норма пункта 1 статьи 78 БК РФ содержит прямой запрет на предоставление государственным (муниципальным) учреждениям, субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг. Аналогичная норма закреплена и в Порядке № 721-п. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано на основании Приказа № 155 и является самостоятельно образованным государственным бюджетным учреждением. Соответственно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является получателем субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Данная позиция Департамента доведена до ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России письмом Департамента от 07.12.2017 № ИХ.18-10032/ 17. Действия Департамента, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу субсидии, основаны на нормах действующего правового акта – Порядка № 721-п. Ни отказ Департамента в предоставлении субсидии, ни Порядок № 721-п не были обжалованы истцом в установленном порядке. Следовательно, в действиях Департамента отсутствует противоправность как необходимое условие наступления ответственности. На основании изложенного Департамент исковые требования ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не признает, просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Приказами Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 №№ 171, 172 за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России закреплены на праве оперативного управления источники тепловой энергии и тепловые сети, а также сети водоснабжения и водоотведения, в том числе  и на территории военных объектов  и военных городков г. Ярославля и Ярославской области.

На данной территории расположены, в том числе и многоквартирные жилые дома, в отношении которых истец выступает в качестве ресурсоснабжаюшей организации, поставляющей тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение (приложение).

Так, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключены следующие договоры на поставку коммунальных ресурсов для дальнейшего оказания коммунальных услуг населению на территории Ярославской области:

- с МУП ЖКХ «Бурмакино» - муниципальный контракт от 01.04.2017 № 01-19-76-01-008 (до 31.12.2017) на отопление и горячее водоснабжение; муниципальный контракт от 01.04.2017 № 01-19-76-02-11 (до 31.12.2017) на холодное водоснабжение; муниципальный контракт от 10.01.2018 № 01-19-76-02-015 (по 31.12.2018); муниципальный контракт от 10.01.2018 № 01-19-76-01-030 (по 31.12.2018);

- с ООО «ГУЖФ» - договор теплоснабжения и горячей воды от 01.04.2017 № 0941436411414 (с пролонгацией); договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2017 № 09-04-76-02-001 (с пролонгацией); договор теплоснабжения от 01.04.2017 № 01-19-76-01-010 (с пролонгацией);

- с ООО УК «Перспектива» - договор теплоснабжения от 01.04.2017 № 01-19-70-01-014 (с пролонгацией); договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2017 № 01-19-76-02-005 (с пролонгацией);

- с ООО «Жилой дом» - договор теплоснабжения от 01.04.2017 № 01-19-76-01-009 (с пролонгацией);

- с ООО «Яшма» - договор теплоснабжения от 01.04.2017 № 01-19-76-01-017 (с пролонгацией); договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2017 № 01-19-76-02-012 (с пролонгацией).

На 2019 год для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России утверждены тарифы на поставку коммунальных ресурсов.

24.07.2014 Постановлением Правительства Ярославской области № 721-п утвержден Порядок № 721-п, который  определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Целью предоставления субсидий является возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с Законом № 64-з.

Субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов (далее - организации), за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц (пункты 1.1, 1.2, 1.3 Порядка № 721-п).

Согласно пункту 2.1.2 Порядка № 721-п одним из условий предоставления субсидии является наличие заключенного с Департаментом договора о предоставлении субсидии по типовой форме, устанавливаемой Департаментом финансов.

Истец, полагая, что полностью соответствует требованиям, установленным Порядком № 721-п, считает, что не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В результате отказа Департамента в предоставлении субсидии истец считает, что безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности. Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности в части поставки коммунальных ресурсов населению, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.

Учреждение, не согласившись с ответчиком, после  попыток урегулировать спор в претензионном порядке обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В пункте 1 статьи 307 ГК РФ закреплено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 85 БК РФ).

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 ГК РФ предусматриваются право на возмещение государством вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Такой вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления № 23 ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В рассматриваемом случае истцом к взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности, а именно поставки тепловой энергии, холодную и горячую воду.

Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками; наличие вины ответчика. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что Учреждение в 2019 году на территории городя Ярославля и Ярославской области оказывало услуги по теплоснабжению и водоснабжению.

Истцом к ответчику заявлено требование о возмещении выпадающих доходов от разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом для населения за спорный период.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона № 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В пункте 4 части 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является  достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Постановления № 87, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

При этом данным публично-правовым образованием должен быть установлен порядок компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Пунктом 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к основным видам деятельности учреждения отнесены производство, передача и распределение тепловой энергии, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, транспортировка по трубам тепловой энергии и теплоносителя, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, оказание услуг, связанных с транспортировкой воды, удаление и очистка сточных вод, отходов, оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод.

Организационно-правовая форма ресурсоснабжающей организации сама по себе не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении субсидии на возмещение объективно существующих выпадающих доходов, образовавшихся в результате осуществления истцом регулируемой деятельности. Компенсация таких доходов в пределах экономически обоснованных затрат направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. Выбор ответчиком механизма компенсации путем предоставления субсидии такой компенсации не препятствует. У истца отсутствует иная возможность компенсировать образовавшиеся у него в результате установления для населения льготных тарифов убытки.  Отказ ответчика в возмещении истцу расходов в связи с наличием у него статуса государственного учреждения противоречит требованию о компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в полном объеме.

Возражения ответчика относительно статуса истца в сложившейся ситуации судом, таким образом, отклоняются. Порядок и источник предоставления субсидии, процессуальное поведение сторон не влияют на право ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на получение компенсации выпадающих доходов от предоставления услуг по льготным тарифам, подтвержденное Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 № 303-ЭС20-5154.

На основании разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления № 87, при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу. Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).

Из анализа приведенных норм и правовых позиций следует, что в рассматриваемой ситуации должны быть установлены три обязательных элемента: размер экономически обоснованного тарифа; размер тарифа установленного для населения с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации, который предполагает обязательное определение состава, объема и получателя бюджетных ассигнований.

Как следует из положений статей 6, 69 БК РФ, законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.

В статье 69 БК РФ закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии Законами №№ 64-з, 65-з льготные тарифы устанавливаются в целях сдерживания роста тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения и платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с решениями уполномоченных федеральных органов государственной власти. Льготные тарифы в соответствии с Законами №№ 64-з, 65-з устанавливаются решением уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Согласно статье 4 Законов №№ 64-з, 65-з компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Порядка № 721-п установлено, что целью предоставления субсидий является возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с Законами №№ 64-з, 65-з (далее - льготные тарифы).

Субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов (пункт 1.3 Порядка № 721-п).

Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент (пункт 1.4 Порядка № 721-п).

Таким образом, областным законодательством установлен порядок возмещения межтарифной разницы.

Методика расчета убытков и фактический объем поставленных истцом коммунальных ресурсов ответчиком не оспорены и сверены с истцом в ходе судебного разбирательства.

Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для населения и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за счет казны субъекта Российской Федерации осуществляется исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, исковые требования Управления подлежат удовлетворению полностью.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (часть 1 статьи 177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            исковые требования удовлетворить, взыскать с Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) за счет казны Ярославской области в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 19 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) 39 699 030 (тридцать девять миллионов шестьсот девяносто девять тысяч тридцать) рублей 89 копеек убытков в виде межтарифной разницы за период с января по декабрь 2019 года.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством их подачи через личный кабинет, созданный в информационной системе «Мой арбитр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья

Е.А. Овечкина