ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-734/13 от 25.03.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-734/2013

25 марта 2013 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области   (ИНН 7611016487, ОГРН 1067611020300)

об оспаривании постановления Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Тутаевского МО МВД России   № 76 АЮ 000657 от 14.01.2013г. по делу об административном правонарушении

установил:

Администрация Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Тутаевского МО МВД России 76 АЮ 000657 от 14.01.2013г. о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.

Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, а также письменный отзыв, согласно которому считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

07.01.2013г. в 08 час.43 мин. при проведении проверки содержания стационарного искусственного (наружного) освещения государственным инспектором ОГИБДД Тутаевского МО МВД России Леонтьевым А.Н. выявлено наличие двух установленных подряд неработающих светильников наружного освещения на улице Цветочной в районе д.3 в д.Емишево Тутаевского муниципального района Ярославской области, в нарушение п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 и п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090. Выявленные недостатки зафиксированы в акте от 07.01.2013г.

Усмотрев в действиях Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, государственным инспектором ОГИБДД Тутаевского МО МВД России Леонтьевым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2013г. № 76 АР 000657, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление 76 АЮ 000657 от 14.01.2013г. о привлечении Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением. Заявитель указывает, что в целях реализации полномочий по организации уличного освещения Администрацией заключен договор № ЯР/РЗ/ТО-6-12 от 01.09.2012г. с ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» на техническое обслуживание наружного (уличного) освещения. На момент проверки линия уличного освещения в д.Емишево по улице Цветочной была технически исправна, все светильники наружного освещения, указанные в договоре № ЯР/РЗ/ТО-6-12 от 01.09.2012г., горели. Светильник у дома № 3 является незаконно установленным, в связи с чем вина заявителя в совершении правонарушения отсутствует.

Административный орган считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Оценивая правомерность привлечения Администрации к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Пунктом 4.6.3 ГОСТа установлено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

В соответствии с пунктом 4.6.4 ГОСТа допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. При этом, не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (пункт 4.6.3).

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление или определение.

В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Оценив представленные административным органом документы, суд установил, что административным органом не достаточно четко описано место выявления правонарушения. Из акта обследования, протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления не усматривается, что выявлено нарушение освещения проезжей части ул.Цветочная. Согласно представленным документам нарушение выявлено в районе дома № 3 по ул.Цветочная.

Согласно пояснениям заявителя, изложенным в заявлении, линия уличного освещения была технически исправна, все светильники, включенные в договор обслуживания, горели.

Данных о том, что спорный светильник расположен на автомобильной дороге (не на придомовой территории дома №3) ни постановление, ни протокол, ни акт от 07.01.2013 не содержат.

Кроме того, согласно представленному заявителем письму филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» от 22.01.2012 светильник у дома № 3 по ул.Цветочной в договоре на техническое обслуживание уличного освещения от 01.09.2012 № ЯР/РЗ/ТО-6-12 отсутствует. Светильники у дома №3 являются не ремонтно-пригодными и отключены от электроснабжения, не демонтированы после выполнения капитального ремонта уличного освещения в 2007г.

В соответствии со статьями 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности подлежит установлению наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Указанные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление не содержит сведений о том, в чем конкретно выразилась вина Администрации в совершении правонарушения, какие действия ею не были выполнены; из оспариваемого постановления не следует, что вина Администрации исследовалась административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В то же время выяснение и доказывание административным органом виновности лица в совершении административного правонарушения при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности является обязательным.

Согласно положениям статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Исследовав представленные административным органом документы, суд установил отсутствие достаточных доказательств наличия в действиях (бездействии) Администрации состава вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Отдела ГИБДД Тутаевского МО МВД России от 14.01.2013 № 76АЮ 000657 о привлечении Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН 7611016487, ОГРН 1067611020300) к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова