ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7502/2011 от 01.09.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-7502/2011

05 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена – 01 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен – 05 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Глызиной А.В. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению  Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области   (адрес местонахождения – 150000, <...>)

к Открытому акционерному обществу «ФРЕЙТ ЛИНК»   (ИНН - <***>, ОГРН - <***>, адрес местонахождения – 119 361, <...>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

при участии:

от заявителя –   ФИО1 - предст. по пост. дов.

от лица, в отношении которого составлен протокол –   ФИО2 - предст. по дов.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (адрес местонахождения – 150000, <...>) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Открытого акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК»  (далее по тексту – Общества) (ИНН - <***>, ОГРН - <***>, адрес местонахождения – 119 361, <...>) - по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» против заявленных требований возражал, суду представил отзыв, указал, что факт вменяемого правонарушения не доказан, вина не установлена, поскольку фактически Общество не оказывает услуг почтовой связи. Дополнительно ответчик ссылался на нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, считает нарушенной процедуру проверки Общество по срокам ее проведения, поскольку административным органом в адрес предприятия направлялись запросы; проводилось взаимодействие с предприятием.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные сторонами доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» является оператором почтовой связи и осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций № 75587 на оказание услуг почтовой связи от 05.10.2010г.г. сроком действия до 05.10.2015г.

Судом установлено, что административным органом было проведено плановое мероприятие по контролю в отношении ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» за соблюдением лицензионных условий по лицензии № 75587 на оказание почтовых услуг.

В результате мероприятия по контролю обнаружены нарушения правил оказания услуг почтовой связи, что является нарушением п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 75587, в соответствии с которым лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации» (Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.05 № 221).

Выявленные нарушения заключаются в следующем:

- в информационном материале, расположенном внутри объекта почтовой связи (офис филиала) на видном и доступном для пользователей услугами связи месте отсутствуют сведения о месте рассмотрения претензий, что является нарушением положения подпункта «в» пункта 8 Правил;

- размещение граф для написания реквизитов адреса в накладной, заполняемой при приеме почтового отправления, а также указание адресата (получателя) осуществляется с нарушением пункта 23 Правил. В накладной имеется строка для написания адресата – гражданина, а строка для написания адресата – юридического лица – отсутствует;

- при проверке накладных выявлено, что вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется лицом, не имеющим доверенности, оформленной в установленном порядке, в нарушение пунктов 12, 34 Правил;

- выявлено нарушение пункта 35 Правил, исходя из содержания которого почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены почтовые отправления, поступившие в Ярославль 07.12.10, 22.02.11, 05.04.11, 18.04.11. Вторичные извещения на почтовые отправления адресатам не доставлялись, срок хранения данных почтовых отправлений составляет более 1 месяца;

- выявлено нарушение в 2011 году сроков пересылки почтовых отправлений, утвержденных Приказом генерального директора Общества от 01.04.09 № 121-П; Данные сроки проверялись путем сопоставления дат приема и вручения отправлений с контрольными сроками. Всего проверено 880 накладных, из них с нарушением контрольных сроков пересылки выявлено 125 почтовых отправлений, в нарушение подпункта «а» пункта 47 Правил;

- Обществом не установлен порядок регистрации и рассмотрения претензий, в нарушение п. 55 Правил;

- претензии от пользователей услуг почтовой связи (ООО «Волга-транс», ООО «Инвест Трейд», ООО «Костромская ювелирная фабрика») рассмотрены с нарушением сроков, установленных пунктом 55 Правил;

- при проведении мероприятия по контролю Обществом не представлен утвержденный план мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ, в нарушение пункта 13 Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19.05.09 № 65, а также части 2 статьи 64 Федерального закона «О связи».

Статьей 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003г. №126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Результаты проверки оформлены административным органом в виде заключения по результатам мероприятия № З-75587-76Т-02/0003 от 17.06.11.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

По факту выявленных нарушений должностным лицом заявителя в отношении ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» составлен протокол об административном правонарушении № 174 от 28.06.11.

Рассмотрев доводы сторон и представленные сторонами доказательства по делу, суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 14.1 КОАП РФ, административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Исходя из статьи 2 Закона № 176-ФЗ, к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Почтовыми отправлениями в той же статье названы адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Согласно статьи 17 Закона № 176-ФЗ, лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно - технический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. В силу этой нормы услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.

Статья 16 Закона № 176-ФЗ предусматривает, что, по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отравителя переслать вверенное ему почтовой отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Лица, отправляющие корреспонденцию, вступают в гражданско-правовые отношения и свободны в выборе вида договорных отношений и формирования их условий, согласно статьи 421 ГК РФ.

Отправители могут реализовать намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но и иным способом, в том числе, посредством пересылки в качестве груза (вещи).

Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.05 № 221, установлены размеры и предельный вес почтовых отправлений, предусмотрено оформление квитанции при приеме корреспонденции.

Из материалов дела следует, что заявителем фактически проверялась деятельность ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК», как транспортного экспедитора, а не оператора почтовых услуг.

Согласно учредительных документов Общества, в том числе осуществляемых им в лице Ярославского филиала (согласно Положения о филиале), видами деятельности общества являются транспортно-экспедиционные услуги, курьерские услуги, почтовые услуги, услуги по перевозке груза и т.д.

Соответственно, оформление каждого из перечисленных видов услуг, должно производиться соответствующими первичными документами, которые определены законами или подзаконными актами для оформления каждого из перечисленных видов услуг.

Предметом исследования при проведении проверки Управления были накладные PONY EXPRESS, которые являются экспедиторским расписками, что прямо указано в названии самой накладной. То есть данным первичным документом оформлялись транспортно-экспедиционные услуги, а не услуги почтовой связи.

Согласно «Правилам транспортно-экспедиционной деятельности» (ст. 5 «Правил») экспедиторская расписка является экспедиторским документом и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента. Первичным же документом, оформляющим услуги почтовой связи, является квитанция, в которой указываются вид и категория почтового отправления (ст. 32 «Правил оказания услуг почтовой связи»).

Отправления были оформлены в специальную упаковку, отличающуюся по своим параметрам от установленных Правилами оказания услуг почтовой связи; при этом потребители не вводились в заблуждение относительно характера оказываемых им услуг.

В накладной (экспедиторской расписке) ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» отсутствуют виды и категории почтовых отправлений, что не позволяет отнести данный документ к почтовой квитанции, и вообще к почтовым услугам.

В данной части доводы Общества следует признать обоснованными.

Административным органом при проведении проверки не исследовался вопрос, оказываются ли Обществом иные (кроме спорных) услуги почтовой связи.

В судебном заседании представитель Общества пояснила суду, что Обществом каких-либо услуг почтовой связи не оказывается; доходов от их оказания за проверяемый период получено не было; лицензия была получена Обществом с целью формирования имиджевой характеристики Общества. Данный довод Общества заявителем опровергнут не был.

Исходя из состава вменяемого Обществу нарушения, для применения административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом подлежат доказыванию именно нарушения соответствующих лицензионных условий и требований.

В нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) - при оказании услуг почтовой связи, заявителем не предоставлено, и в материалах дела не содержится.

В связи с вышеизложенным, арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Управления Роскомнадзора по Ярославской области о привлечении ОАО «ФРЕЙТ ЛИНК» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного подхода, доводы сторон в отношении Методики проведения проверки не влияют на вывод суда, судом по существу не рассматриваются.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в привлечении Открытого акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (ИНН - <***>, ОГРН - <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.

Судья А.В. Глызина