Арбитражный суд Ярославской области
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-7520/2016
12 января 2017 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
При ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Солодовниковой А.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению непубличного акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» (ИНН 7604228988, ОГРН 1127604011072)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ИНН 7604077295, ОГРН 1057600606612)
о признании незаконным и отмене постановления № 38-11-02/16 от 15.04.2016,
при участии:
от заявителя – не явились
от ответчика- не явились
установил:
Непубличное акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» ( далее Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области об оспаривании постановления № 38-11-02/16 от 15.04.2016г. о привлечении к административной ответственности.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, дело рассматривается в отсутствии представителей сторон.
Обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу, в связи с подачей надзорной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку надзорная жалоба возвращена заявителю 02.12.2016г.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта многоквартирного дома № 16 по ул. Губкина, г. Ярославля.
Административный орган, в представленном отзыве, настаивает на законности принятого им постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Изучив собранные по делу доказательства, суд установил следующее.
Муниципальной жилищной инспекцией , на основании коллективного обращения жителей дома, проведена внеплановая выездная проверка Общества на предмет проверки технического состояния многоквартирного жилого дома № 16 по ул. Губкина, г. Ярославля.
Результаты проверки отражены в акте от 10.03.16года № 03-13/491.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление о привлечении Общества к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 48000 рублей.
Сочтя названное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможна не только на собственника, но и на других лиц, в специально оговоренных случаях.
Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органа управления товарищества собственников жилья или органа управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Спорный жилой дом передан в управление заявителю, следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт данного дома.
Пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечить благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Как установлено административным органом, в доме имеет место: затопление подвального помещения . Не обеспечена доступность прохода ко всем элементам подвала, что является нарушение п.п. 3.4.1. , 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, Правил, п. 2 Постановления Правительства № 290, п.п. «а» и «б» п.10 Постановления № 491.
По существу выявленные нарушения Обществом не оспариваются.
Установленные нарушения свидетельствуют о том, что управляющей организацией не исполняется, возложенная законом, обязанность по обеспечению благоприятных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества.
В соответствии с п.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ « О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативно правовыми актами исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Правила являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда. Обслуживание, содержание, эксплуатация, ремонт и обеспечение коммунальными услугами должно соответствовать целям защиты жизни и здоровья граждан, то требования данных Правил, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей указанным целям.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что заявителем приняты все меры по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По смыслу части 2.3 статьи 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля осуществляют государственный жилищный надзор, лицензионный контроль и муниципальный жилищный контроль.
Действительно, до 01.05.2015 деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляющих коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, являлась предметом государственного жилищного надзора, понятие которого приведено в части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Между тем в силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ и пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Закон Ярославской области от 06.12.2012 № 61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области» в соответствии со статьей 20 ЖК РФ устанавливает порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ярославской области и порядок взаимодействия при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, с органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно статье 5 названного Закона (в редакции, действующей на момент совершения рассматриваемых действий) орган муниципального жилищного контроля организует и осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории соответствующего муниципального образования путем контроля за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдением требований к содержанию такого общего имущества, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности.
В пункте 20 статьи 69 Решения муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 «Об Уставе города Ярославля» определено, что к полномочиям муниципалитета города относится принятие решения о создании структурного подразделения мэрии с правами юридического лица и утверждение положения о нем, а также установление полномочий, функций и порядка деятельности структурных подразделений мэрии, обладающих правами юридического лица, уполномоченных на осуществление муниципального контроля.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 11.04.2013 № 89 «О создании муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля и о внесении изменений в Положения о структурных подразделениях мэрии города Ярославля» утверждено Положение о муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля (далее - Положение о муниципальной жилищной инспекции).
В соответствии с пунктом 1.1 названного Положения муниципальная жилищная инспекция мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, уполномоченным на организацию и осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Ярославля.
Основной задачей муниципальной жилищной инспекции является организация и проведение на территории города Ярославля проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Ярославской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона Ярославской области от 06.12.2012 № 61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области» при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля орган муниципального жилищного контроля проводит внеплановые проверки соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в которых все жилые и (или) нежилые помещения или их часть находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, муниципальная жилищная инспекция осуществляет контроль за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдением требований к содержанию такого общего имущества, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности.
Из содержания пункта 4 приказа муниципальной жилищной инспекции от 26.02.2016 № 01-02/03-502 следует, что предметом проводимой проверки является
соблюдение НАО «Управдом Фрунзенского района» обязательных требований, установленных Правилами № 491 и № 170, Минимальным перечнем № 290.
Согласно пункту 3 названного приказа проверка проводилась с целью проверки
фактов, изложенных в коллективном обращении жильцов Дома по вопросам нарушения требований к содержанию трубопроводов системы канализации в подвальном помещении,
Таким образом, у муниципальной жилищной инспекции имелись основания для осуществления муниципального жилищного контроля по соблюдению Обществом обязательных требований Правил № 170 и № 491, Минимального перечня № 290 при оказании им услуг и выполнении работ по содержанию общего имущества спорного многоквартирного дома. В рассматриваемом случае административный орган проводил муниципальный жилищный контроль, а не лицензионный контроль.
При этом, часть 7 статьи 20 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Данный запрет установлен в отношении государственного жилищного надзора.
В связи с чем аргументы заявителя со ссылкой на часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ судом не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае административным органом не проводился лицензионный контроль в отношении Общества, имеющего лицензию, на предмет соблюдения лицензионных требований, в частности Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
Доводы заявителя о неправомерности квалификации совершенного им административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку, учитывая вышеизложенное, основаны на ошибочном толковании норм права. Вопреки аргументам заявителя жалобы муниципальной жилищной инспекции не предоставлено право составления в отношении управляющих организаций протоколов об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 6 Закона Ярославской области от 06.12.2012 № 61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области», административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 21.11.2013 № 2734, в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований лица, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае административный орган направил в Департамент материалы дела об административном правонарушении для рассмотрения и принятия решения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ, размер штрафа, примененного к Обществу, мотивирован в постановлении о привлечении к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Н.Л.Ловыгина