Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-760/2011
13 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Бахирева А.Ю.
к ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля
о признании недействительным Решения об отказе в государственной регистрации
при участии:
от заявителя – Груздева Г.И., представитель по доверенности от 27.01.2011,
от ответчика – Сорокин П.С., представитель по доверенности № 04-13/025317 от 29.12.2010
установил:
Бахирев Антон Юрьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля об отказе в государственной регистрации юридического лица от 24.11.2010г., принятое в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эван».
Заявитель просит суд обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью «Эван», на основании заявления от 17 ноября 2010 года входящий № 3052.
Заявитель также просит взыскать с ответчика 200 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Заявитель считает оспариваемое решение незаконным, поскольку полагает, что вывод инспекции о том, что заявителем для государственной регистрации были представлены недостоверные сведения, не основан на законе; кроме того указывает, что в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в документах сведений на предмет их достоверности. Утверждает, что по адресу: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корпус 2 находится помещение, собственник которого гражданин Конашенков А.В. дал согласие передать его для размещения ООО «Эван» на основании договора аренды от 01.11.2010г.
Ответчик требования заявителя не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным, указывает на то, что в представленных на регистрацию учредительных документах и в заявлении адрес местонахождения ООО «Эван» не конкретизирован, то есть невозможно определить местонахождение постоянно действующего исполнительного органа общества, в то время, как в государственном реестре должны содержаться в том числе и сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Утверждает, что по указанному в заявлении и Уставе адресу: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корпус 2, как установлено в ходе проведенной Инспекцией проверки, находится недостроенное здание. При этом нарушение требований к содержанию документов, представляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
08 ноября 2010 года единственным учредителем ООО «Эван» Бахиревым Антоном Юрьевичем принято решение по следующим вопросам: о создании Общества с ограниченной ответственностью «Эван»; об определении места нахождения Общества: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корп. 2; об утверждении Устава Общества; о назначении директором Общества Бахирева Антона Юрьевича; о регистрации Общества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
17 ноября 2010 года Бахирев Антон Юрьевич обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля с заявлением о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля выдана расписка от 17.11.2010 о получении заявления по форме Р 11001 входящий № 3052 и приложенных к нему документов: Устава Общества, Решения единственного учредителя ООО «Эван» от 08.11.2010 об учреждении Общества; договора аренды от 01.11.2010; свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства.
24 ноября 2010 года Испекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов по заявлению от 17 ноября 2010 года входящий № 3052, поскольку среди представленных для регистрации документов отсутствуют: в заявлении о государственной регистрации юридического лица указаны недостоверные сведения, следовательно, документ считается непредставленным.
Посчитав принятое Инспекцией решение незаконным и нарушающим права ООО «Эван» в области предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, состоящему из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности при создании юридического лица – по форме Р11001, в котором указывается в том числе и адрес (место нахождения) юридического лица, который в соответствии с графами 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9 заявления состоит из номера дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса).
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Следовательно, законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов.
При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
В Письме ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" указано, что учитывая, что формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Согласно Письму ФНС РФ от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ "О дополнениях к письму ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Установленная форма заявления о государственной регистрации юридического лица предусматривает следующие реквизиты адреса юридического лица в России: почтовый индекс; субъект РФ; район; город; населенный пункт; улица (проспект, переулок и т.д.); номер дома (владение); корпус (строение); квартира (офис).
Постановлением мэрии г. Ярославля от 14.01.2010 N 57 (ред. от 04.05.2010) "О порядке присвоения адресов объектам недвижимости в городе Ярославле, ведении адресного плана города Ярославля" утверждено Положение о порядке присвоения адресов объектам недвижимости в городе Ярославле, ведении адресного плана города Ярославля (приложение), согласно которому структура адреса объекта недвижимости содержит следующие элементы, которые указываются последовательно: - наименование объекта улично-дорожной сети; - номер объекта недвижимости. Для присвоения адреса объекту недвижимости заинтересованное лицо обращается в департамент с заявлением о присвоении адреса объекту недвижимости. К указанному заявлению прилагается в том числе и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, так как у регистрирующего органа не было оснований отказывать в регистрации по причине непредставления документов, в то время как заявителем были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом 129-ФЗ, в том числе и сведения об адресе юридического лица: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корпус 2, по которому находится нежилое помещение, являющееся собственностью гражданина Конашенкова А.В., с которым заключен договор аренды.
Указывает также на то, что Федеральный закон 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы.
По мнению суда место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, В связи с этим в представляемых на регистрацию документах, а именно – в заявлении и уставе общества, указание места нахождения общества должно соответствовать требованиям нормативных актов относительно реквизитов адреса. В заявлении и Уставе ООО «Эван» адресом местонахождения указан неточный, неконкретный адрес: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корпус 2, в то время как установленная форма заявления о государственной регистрации юридического лица предусматривает следующие реквизиты адреса юридического лица в России: почтовый индекс; субъект РФ; район; город; населенный пункт; улица (проспект, переулок и т.д.); номер дома (владение); корпус (строение); квартира (офис). Реквизит «у дома № 5, корпус 2» не может считаться надлежащим, следовательно, адрес места нахождения в заявлении и в уставе общества юридического лица считается не указанным.
На основании вышеизложенного суд полагает, что регистрирующим органом сделан правильный вывод о непредставлении документов по причине неверно указанного адреса.
Кроме того, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно представленному в материалы дела Приказу директора Департамента архитектуры и развития территорий города от 04.03.2011 № п/51 зданию, находящемуся по адресу: г. Ярославль, ул. Батова, у дома № 5, корпус 2, присвоен адрес: г. Ярославль, ул. Батова, дом 5а 04 марта 2011 года, то есть на момент вынесения оспариваемого решения, а именно 24 ноября 2010 года, адрес данному помещению присвоен не был.
Довод заявителя о том, что у налоговых органов нет права по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, судом отклоняется на основании того, что в данном случае инспекция проверяла форму поданного на регистрацию заявления на предмет соответствия требованиям нормативных актов. Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе проверить на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму заявления о государственной регистрации.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь пунктом 2 статьи 8, пунктами 1.2, 4.1 статьи 9, статьей 23 Федерального закона №129-ФЗ, пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что заявителем не был заполнен надлежащим образом раздел 3 Заявления о регистрации юридического лица, в связи с чем оспариваемое решение суд считает законным и обоснованным, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.
Судья
Е.В. Мухина