150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-7686/2018 |
13 декабря 2018 года |
Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2018г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой А.М.
рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества «Ярославские Энергетические Системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 6.2-216вн-Пс/0059Я-2018 от 13.04.2018г.,
при участии:
от заявителя- ФИО1- представитель по доверенности от 27.12.17
от ответчика – ФИО2- представитель по доверенности от 14.02.18
установил:
Акционерное общество «Ярославские энергетические системы» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 6.2-216вн-Пс/0059Я-2018 от 13.04.18г.
Производство по делу было приостановлено в связи с рассмотрением Арбитражным судом г. Москвы заявления Общества о признании недействительным предписания.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018г. оставлено в силе , решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования. Полагает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при производстве по делу, кроме этого полагает, что в части первого пункта постановления событие правонарушения не доказано.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному заявленные требования не признает, настаивает на законности вынесенного постановления.
Рассмотрев представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Постановление вынесено по результатам внеплановой выездной проверки.
Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В статье 4 Закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( далее Закон) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, возникающие в ходе обеспечения защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.
В частности, установлены обязанности соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
С учетом указанного, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение промышленной безопасности, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Общество осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети» расположенного по адресу : <...> рег. № А18-04100-0003
Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ходе мероприятий по контролю установлено, что при эксплуатации опасных производственных объектов имеют место следующие нарушения:
Неверно произведена эксплуатирующей организацией идентификация опасного производственного объекта в сведениях, представленных для регистрации в государственном реестре опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети» а именно неверно определен класс опасности ОПО. В сведениях, представленных для регистрации, указан IV класс опасности, а согласно ФЗ этот ОПО относится к III классу опасности, так как-опасный производственный объект «Участок трубопроводов теплосети» осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, чем нарушен пункт 5, подпункт 1 приложения № 2 Федерального закона от 21.07.1997 ,
Эксплуатирующая организация не направила в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением - трубопроводов горячей воды, применяемых на опасном производственном объекте «Участок трубопроводов теплосети» с температурой рабочей среды более 115° С, чем нарушены п. 2-6, 214, 215-м Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не переработано с учетом изменения наименования эксплуатирующей организации и требований новых действующих нормативных документов в области промышленной безопасности представленное при проверке Положение о производственном контроле №18Я-ГС-К-ПС-1804. Например, в п.1.1.1, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.6, 1.1.7 положения указаны не действующие нормативные документы, в разделе 4 указаны устаревшие требования к составу и сроку представления ежегодной информации об организации производственного контроля. В п.3.9.6 неверно указаны случаи проведения экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены п. 14 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требовании промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, п. 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не проведено расследование инцидента - разрыва стенки трубы трубопровода горячей воды тепловой сети от котельной ООО «УПТК «ТПС», записанного в журнал учета инцидентов 20.03.2018 в порядке, установленном Регламентом организации «Организация проведения технического расследования причин инцидентов...», утвержденным организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект и согласованным с Центральным управлением Ростехнадзора 04.04.2015 №18Я-ГС-К-ПС-407, чем нарушены , п. 32, 34 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480;
Не представляется в территориальное управление Ростехнадзора ежеквартальная информация об имевших место инцидентах, например, о разрыве стенки трубы трубопровода горячей воды тепловой сети от котельной ООО «УПТК «ТПС», записанном в журнал учета инцидентов 20.03.2018, чем нарушены п. 35 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480;
Не проведена экспертиза промышленной безопасности трубопровода горячей воды после проведения восстановительного ремонта (после инцидента разрыва стенки трубы записанного в журнал учета инцидентов 20.03.2018), чем нарушены п. 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
В паспортах трубопроводах (оформленных как технические паспорта тепловых сетей) отсутствуют в соответствующих разделах записи о проведении технического освидетельствования в соответствии с требованиями п. 363, 364, 397, 398 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», чем нарушены п. 363, 364, 397, 398 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не выдаются производственные инструкции под расписку обслуживающему персоналу (к инструкциям прилагается «Лист ознакомления с производственной инструкцией»), чем нарушены п. 218-ж Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не имеют, выданных в установленном порядке удостоверений на право самостоятельной работы рабочие, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением чем нарушены п. 221-б Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не разработана и не утверждена инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением. Должностная инструкция главного инженера (утв. 24.03.2015 ген. директором ФИО3), назначенного приказом ген. директора ФИО3 № 30 от 26.01.2017 ответственным лицом за осуществление производственного контроля и соблюдение требований промышленной безопасности на производственных объектах предприятия, не содержит требований осмотра оборудования под давлением и проверки соблюдения установленных режимов при его эксплуатации, контроля проведения противоаварийных тренировок, проверки правильности ведения технической документации, проверки соблюдения установленного порядка допуска рабочих и выдачу им производственных инструкций, чем нарушены п. 218-е, 225 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116;
Не разработана и не утверждена инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Должностная инструкция заместителя главного инженера (утв. 28.04.2016 ген. директором ФИО3), назначенного приказом ген. директора ФИО3 № 30 от 26.01.2017 ответственным лицом за ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей не содержит требования осмотра оборудования под давлением и не устанавливает периодичность осмотра, участвовать в обследованиях и технических освидетельствованиях оборудования под давлением, чем нарушены, п. 226 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не утвержден перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, п. 218-д Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Не заведены ремонтные журналы на трубопроводы горячей воды, чем нарушены п. 345 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
Нарушена тепловая изоляция нескольких участков трубопровода горячей воды чем нарушены п. 349 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения обжалуемого постановления возлагается на административным орган.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Видами деятельности АО "Ярославские Энергосистемы" согласно выписке из ЕГРЮЛ является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) и др., т.е. осуществляет теплоснабжение населения.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО "Ярославские Энергосистемы" неверно идентифицирован класс опасности для опасного производственного объекта "Участок трубопроводов теплосети" как IV класс опасности вместо III класса опасности.
Административным органом установлено, что эксплуатирующая организация не направила в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением - трубопроводов горячей воды, применяемых на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" с температурой рабочей среды более 115° C.
Согласно п. 2 - 6, 214, 215-м Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа)- воды при температуре более 115 градусов Цельсия (C).
После принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
Не подлежит учету в органах Ростехнадзора следующее оборудование под давлением: трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 C и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих ФНП.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО "Ярославские Энергосистемы" не направило в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением - трубопроводов горячей воды, применяемых на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" с температурой рабочей среды более 115 C, что является событием административного правонарушения, ответственности за которое установлена статьей 9.1 КоАП РФ..
Пункт 3 постановления по существу Обществом не оспаривается.
В качестве противоправного деяния Обществу вменен, тот факт, что не проведено расследование инцидента - разрыва стенки трубы трубопровода горячей воды тепловой сети от котельной ООО "УПТК "ТПС", записанного в журнал учета инцидентов 20.03.2018 в порядке, установленном Регламентом организации "Организация проведения технического расследования причин инцидентов...", утвержденным организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект и согласованным с Центральным управлением Ростехнадзора 04.04.2015 N 18Я-ГС-К-ПС-407.
Вместе с тем, указывая на нарушение данной нормы, административным органом в оспариваемом постановлении, не указаны конкретные сроки, предусмотренные локальным актом Общества в части расследования причин инцидентов . при изложенных обстоятельствах, событие правонарушения в данной части суд считает не установленным.
Административным органом установлено, что организацией эксплуатирующей ОПО не представляется в территориальное управление Ростехнадзора ежеквартальная информация об имевших место инцидентах, например, о разрыве стенки трубы трубопровода горячей воды тепловой сети от котельной ООО "УПТК "ТПС", записанном в журнал учета инцидентов 20.03.2018.
Согласно п. 35 "Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе, вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается: 1) количество инцидентов; 2) характер инцидентов; 3) анализ причин возникновения инцидентов; 4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов. Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.
Поскольку спорная ситуация определена Обществом как инцидент, о чем сделана соответствующая запись в журнале, административным Морганом обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения в данной части.
В качестве противоправного деяния Обществу вменено не проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода горячей воды после проведения восстановительного ремонта (после инцидента разрыва стенки трубы записанного в журнал учета инцидентов 20.03.2018).
В соответствии с п. 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в следующих случаях: а) до начала применения на ОПО оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013; б) по истечении срока службы (ресурса) или при превышении количества циклов нагрузки оборудования под давлением, установленных его изготовителем (производителем); или нормативным правовым актом; или в заключении экспертизы промышленной безопасности; в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования под давлением, если фактический срок его службы превышает 20 лет; г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.
Учитывая, что восстановительные работы на трубопроводе проведены после инцидента, административным органом обоснованно сделан вывод о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности и установлено событие правонарушения в этой части.
Оспариваемым постановлением установлено событие правонарушение, выразившееся в том, что в паспортах трубопроводах (оформленных как технические паспорта тепловых сетей) отсутствуют в соответствующих разделах записи о проведении технического освидетельствования в соответствии с требованиями п. 363, 364, 397, 398 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением".
В соответствии с п. 363, 364, 397, 398 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 внеочередное техническое освидетельствование оборудования, работающего под давлением, проводят в случаях, если: а) оборудование не эксплуатировалось более 12 месяцев, а трубопроводы - более 24 месяцев; б) оборудование было демонтировано и установлено на новом месте, за исключением транспортабельного оборудования, эксплуатируемого одной и той же организацией; в) произведен ремонт оборудования с применением сварки, наплавки и термической обработки элементов, работающих под давлением, за исключением работ, после проведения которых требуется экспертиза промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности. Результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации (давление, температура), сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования под давлением лицами, проводившими техническое освидетельствование.
Срок следующего периодического технического освидетельствования не должен превышать срока службы оборудования, установленного изготовителем или заключением экспертизы промышленной безопасности, оформленным по результатам технического диагностирования при продлении срока службы оборудования.
Следовательно, отсутствие в паспортах трубопроводах (оформленных как технические паспорта тепловых сетей) свидетельствует о невыполнении организацией эксплуатирующей ОПО вышеназванных требований, поскольку не позволяет установить сроки проведения технического освидетельствования.
Административным органом установлено, что Обществом не выдаются производственные инструкции под расписку обслуживающему персоналу (к инструкциям прилагается "Лист ознакомления с производственной инструкцией").
В соответствии с п. 218-ж Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
В этих целях необходимо: обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдавать под расписку перед допуском их к работе.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО "Ярославские Энергосистемы", не выдаются производственные инструкции под расписку обслуживающему персоналу.
В ходе проверки установлено, что не имеют выданных в установленном порядке удостоверений на право самостоятельной работы рабочие, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением (трубопроводов горячей воды).
В соответствии с п. 221.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 работники, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением, должны: б) соответствовать квалификационным требованиям (рабочие) и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности и не нарушать требования производственных инструкций; Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО "Ярославские Энергосистемы", не имеют выданных в установленном порядке удостоверений на право самостоятельной работы рабочие, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением (трубопроводов горячей воды).
Установив нарушение требований административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в данной части события правонарушения.
Пункты 10, 11, 12,13 Постановления Обществом не оспаривается.
Нарушение, указанное в пункте 14 постановления, устранено Обществом на момент вынесения оспариваемого постановления.
Вышеназванные действия юридического лица являются административным правонарушением ответственность за которое установлена статьей 9.1 КоАп РФ.
Доказательств, опровергающих выводы надзорного органа, заявителем не представлено.
Установив в ходе проверки вышеназванные нарушения, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.1 КоАП РФ.
Доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение выявленного нарушения, Обществом не представлено.
Суд также принимает во внимание, что наличие установленных в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушений, связанных с эксплуатацией ОПО , подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-97960/2018.
Доводы заявителя о допущенных процессуальных нарушениях, судом отклоняются.
Указание в протоколе об административном правонарушении даты составления – 05 апреля 2018г., при фактическом составлении протокола 06.04.2018г. суд расценивает как техническую ошибку, принимая во внимание, что уведомление о дне и времени составления протокола содержало дату - 06. 04.2018г., при составлении протокола присутствовал представитель Общества, которым протокол также подписан 06.04.2018г.
При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности , надзорным органом включена фраза «составил настоящий протокол о том, что при проведении в соответствии с распоряжением Управления Ростехнадзора от 12 марта 2018г. № Я-191-пр «О проведении внеплановой документарной проверки АО «Яркомунсервис» мероприятий по контролю» в то время как постановление вынесено в отношении АО «Ярославские Энергосистемы».
Указанное нарушение также является нарушением технического характера. Описание события правонарушения отражено в постановлении в полном объеме. При этом административным органом вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, которым вводная часть постановления приведена в соответствие с фактическими обстоятельствами.
Кодекс об административных правонарушениях не содержит запрета на вынесения соответствующих определений.
Доводы заявителя о неправомерном проведении проверки в отношении юридического лица отклоняются судом, учитывая, что вопрос правомерности проведения проверки был предметом исследования при рассмотрении дела А 40-97960/2018. Судом сделан вывод о правомерности проверочных мероприятий в отношении Общества, решение суда вступило в законную силу (постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2018г.).
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления от 20.11.2008 № 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ, является правом, а не обязанностью суда.
Совершенное заявителем административное правонарушение посягает на безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, совокупность которых создает, по мнению суда, существенную угрозу охраняемым отношениям. В этой связи совершенное заявителем административное правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительности.
Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с заявителя по факту совершения рассматриваемого правонарушения, руководствуясь следующим.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статьей 4.1 КоАП РФ установлено:
"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного заявителю, суд принимает во внимание, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, факт совершения правонарушения впервые.
Суд полагает, что наложение на Общество штрафа в размере 200000 рублей является чрезмерным, штраф подлежит снижению до 100000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Изменить назначенное Акционерному обществу «Ярославские Энергетические Системы»(ИНН <***>, ОГРН <***>) постановлением Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН <***>, ОГРН <***>) № 6.2-216вн-Пс/0059Я-2018 от 13.04.18г. снизив размер административного штрафа с 200 000 до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Ловыгина Н.Л. |