АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-7696/2018
03 ноября 2018 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дупан Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту транспорта Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании выдать технические условия для прокладки газопровода низкого давления 4 категории открытым способом к земельному участку с кадастровым номером № 76:17:160301:563, расположенного по адресу: <...>, в полосе отвода автодороги регионального значения Ярославль-Углич
3-е лицо:Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по дов. от 20.11.2017
от ответчика 1 – не присутствовали
от ответчика 2 – не присутствовали
от 3-го лица – не присутствовали
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта Ярославской области об обязании выдать технические условия для прокладки газопровода низкого давления 4 категории открытым способом к земельному участку с кадастровым номером № 76:17:160301:563, расположенного по адресу: <...>, в полосе отвода автодороги регионального значения Ярославль-Углич.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования, просит признать незаконным отказ Департамента транспорта Ярославской области от 19.02.2018, остальные требования оставлены в прежней редакции.
Уточнение принято судом.
Заявитель требования поддержал, дал пояснения.
Ответчики ранее возражали против предъявленных требований, представили отзывы, указали, что заявитель не представил доказательств, что прокладка газопровода в ином месте невозможна. Ответчики сообщили о переходе полномочий по согласованию размещения в полосе отвода и (или ) придорожной полосе региональных автомобильных дорог объектов, не относящихся к объектам дорожного сервиса, от Департамента транспорта Ярославской области к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 №195-п, утвердившего Положение о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области (по указанному вопросу п.3.1.2.10).
В связи с переходом указанных полномочий и принимая во внимание то обстоятельство, что Обществом заявлено требование о выдаче технических условий, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (ст.46 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области (ст.51 АПК РФ).
Третье лицо ранее сообщило о наличии в суде общей юрисдикции спора о правах по объекту недвижимости, к которому планируется строительство газопровода.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
05.09.2017г. АО «Газпром газораспределение Ярославль»(далее —
Общество) обратилось в Департамент транспорта Ярославской области (далее —
Департамент транспорта) с письмом № ВК/617 о выдаче технических условий для прокладки газопровода низкого давления 4 категории открытым способом к земельному участку с кадастровым № 76:17:160301:563, принадлежащего ФИО2 и расположенному по адресу: <...> полосе отвода автодороги регионального значения
Ярославль-Углич.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от
12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» в
«Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения,
относящихся к государственной собственности Ярославской области и
составляющих казну Ярославской области», входит автомобильная дорога
Ярославль-Углич.
На момент обращения Общества Департамент транспорта Ярославской области в пределах своей компетенции представлял интересы Ярославской области как собственника по вопросам управления государственной казной области в части владения, пользования, распоряжения автомобильными дорогами общего пользования,
находящимися в государственной региональной собственности.
Письмом № 04-19/465 от 04.10.2017 Департамент отказал в выдаче
технических условий со ссылкой на пункт 5 Положения о полосах отвода
автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и о мерах
по сохранности автомобильных дорог, утвержденного постановлением,
Администрации Ярославской области от 03.09.2007 № 360-а (далее – Постановление), согласно которому в границах полосы отвода региональной автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не
предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства,
реконструкции, капитального ремонта и содержания и не относящихся к объектам
дорожного сервиса.
09.02.2018г. Общество в Департамент транспорта направило претензию №АП-06/266, в которой указано, что согласно пунктам 10 и 11 вышеуказанного Постановления от 03.09.2007 № 360-а, « в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги могут размещаться ... объекты трубопроводного транспорта. Размещение в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях..., если их размещение за пределами полосы отвода региональной автомобильной дороги по условиям сложившейся застройки
невозможно...». В претензии указано на наличие заключенного Обществом с гражданином договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 76:17:160301:563. С учетом изложенного Общество еще раз предложило Департаменту рассмотреть вопрос о выдаче технических условий для прокладки газопровода низкого давления 4 категории открытым способом в полосе отвода автодороги для технологического присоединения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к земельному участку с кадастровым номером № 76:17:160301:563. Приложением к обращению представлено: копия договора с гражданином о подключении, Схема границ предполагаемых к использованию земель на КПТ.
19.02.2018 письмом № ИХ.17-01012/18 от 19.02.2018 Департамент транспорта сообщил, что не находит оснований для ее удовлетворения.
Общество указывает, что ситуация со строительством газопровода к дому, расположенному в <...>, является
исключительным случаем. Жилые дома расположены в непосредственной
близости к автодороге, полоса отвода примыкает непосредственно к жилым
домам, поэтому строительство коммуникаций возможно только в полосе отвода.
В связи с изложенным Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проанализировав материалы и обстоятельства дела, пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Пунктом 2.1. статьи 19 указанного Федерального закона №254-ФЗ предусмотрено, что при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Согласно Постановлению Правительства ЯО от 28.03.2018 N 195-п "Об утверждении Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области", вступившим в силу с 28 марта 2018 года, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий и функций:
- разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них;
- осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с п. 3.1.2.10 указанного Постановления департамент дорожного хозяйства осуществляет согласование размещения в полосе отвода и (или) придорожной полосе региональных автомобильных дорог объектов, не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Заинтересованные лица в судебном заседании, возражая против требований заявителя, сослались на пункт 5 Постановления Администрации ЯО от 03.09.2007 N 360-а (ред. от 16.09.2011) "Об утверждении Положения о полосах отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и о мерах по сохранности автомобильных дорог", согласно которому в границах полосы отвода региональной автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания региональной автомобильной дороги и размещения объектов, предусмотренных Положением, запрещается:
- выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
- размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Между тем согласно п.10. указанного Постановления Администрации ЯО от 03.09.2007 N 360-а, в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги могут размещаться: инженерные коммуникации, автомобильные дороги, железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль автомобильной дороги либо пересекают ее. Пунктом 11 Постановления №360-а предусмотрено, что размещение объектов, указанных в пункте 10 Положения, в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с органом управления дорожным хозяйством и управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области, если их размещение за пределами полосы отвода региональной автомобильной дороги по условиям сложившейся застройки невозможно и если такое размещение не потребует переустройства данных объектов в случае реконструкции региональной автомобильной дороги.
Оба департамента сообщили, что ответ заявителю уже дан 04.10.2017, который не оспорен Обществом.
Однако суд не установил идентичности запроса Общества, а также наличия в ответе ссылки на повторный ответ, в связи с чем полагает, что ответ должен быть применительно к конкретному обращению.
Рассмотрев ответ на претензию, выданный Департаментом транспорта, 19.02.2018 суд пришел к выводу, что оспариваемый заявителем акт является не мотивированным, не содержит никаких ссылок на основания отказа, не указано, действительно ли испрашиваемый земельный участок, согласно представленной схеме, находится в полосе отвода автомобильной дороги и какой размер этой полосы.
В связи с изложенным суд усматривает основания для признания недействительным отказа Департамента транспорта Ярославской области от 19.02.2018 №ИХ.17-01012/18, выданного на претензию Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" от 09.02.2018.
Учитывая, что суд не обладает специальными познаниями в области строительства и дорожной деятельности, суд считает, что в данном случае в резолютивной части судебного акта по настоящему делу подлежит указать на признание незаконным оспариваемого отказа департамента транспорта Ярославской области и на обязанность Департамента транспорта Ярославской области в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу передать заявление (претензию) Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" от 09.02.2018 в Департамент дорожного хозяйства Ярославской области для рассмотрения по существу в связи с переходом к указанному органу соответствующих полномочий.
Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области в пределах предоставленных полномочий следует рассмотреть претензию от 09.02.2018 по существу в установленном законом порядке и вынести мотивированное решение по существу обращения: о выдаче технических условий для прокладки газопровода либо об отказе в выдаче технических условий.
Для удовлетворения остальной части требований, а именно: обязать уполномоченный орган выдать заявителю технические условия для прокладки газопровода суд при рассмотрении данного спора оснований не установил, поскольку Департамент транспорта свой ответ не мотивировал, а Департамент дорожного хозяйства заявление Общества по существу не рассматривал. Таким образом, в этом деле требования в части обязания выдать технические условия заявлены преждевременно.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным отказ Департамента транспорта Ярославской области от 19.02.2018 №ИХ.17-01012/18, выданный на претензию Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" от 09.02.2018.
Обязать Департамент транспорта Ярославской области в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу передать заявление (претензию) Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" от 09.02.2018 в Департамент дорожного хозяйства Ярославской области для рассмотрения по существу.
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области рассмотреть претензию от 09.02.2018 по существу в установленном законом порядке и вынести мотивированное решение по существу обращения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья
Секерина С.Е.