ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7809/12 от 27.03.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело № А82-7809/2012

27 марта 2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А.Розовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спектр-Авто-Ф»   (ИНН 7602042515, ОГРН 1047600001899)

к Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля   (ОГРН 1047600016056, ИНН 7602017692),

Управлению ФНС России по Ярославской области   (ИНН 7604013647, ОГРН 1047600431670)

о признании недействительными решения Инспекции № 554 от 30.03.2012 об отказе в осуществлении возврата и решения Управления ФНС России по Ярославской области № 185 от 04.06.2012 в части отказа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль,

при участии

от заявителя:   Фадеев А.Н.- представитель по доверенности от 30.05.2012, Ярош О.В.- главный бухгалтер, доверенность от 12.11.2012,

от ответчика 1:   Гумнова Д.В. – специалист 1 разряда юротдела, доверенность от 14.09.2012, Гордеева Е.С.- старший инспектор, доверенность от 14.09.2012, Андрианова Е.А.- представитель по доверенности от 30.07.2012,

от ответчика 2 –  не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ФМК-АвтоЦентр» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля № 554 от 30.03.2012 об отказе в осуществлении возврата  и решения  Управления ФНС России по Ярославской области № 185 от 04.06.2012 в части отказа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль.

Судом в порядке ст.48 АПК РФ произведена замена заявителя его процессуальным правопреемником Обществом с ограниченной ответственностью «Спектр-Авто-Ф» в связи с переименованием заявителя.

В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования о признании недействительным решения Управления ФНС России по Ярославской области № 185 от 04.06.2012 в части отказа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль.

Отказ от заявленного требования судом принят в порядке ст.49 АПК РФ, производство по делу в данной части прекращено.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Заявитель 28.03.2012 обратился к Инспекции с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по налоговой декларации за 2008г. в сумме 509 430руб. в федеральный бюджет, 1 274 068,14руб. в бюджет субъекта РФ.

Инспекция 30.03.2012 вынесла решение № 554 об отказе в осуществлении возврата в связи с пропуском трехлетнего срока подачи заявления о возврате, зачете, установленного п.7 ст.78 НК РФ.

Указанное было обжаловано заявителем в Управление ФНС России по Ярославской области, решением которого № 185 от 04.06.2012 жалоба заявителя была удовлетворена частично, заявителю было решено возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организаций в общей сумме 1 103 833,60руб., в том числе в федеральный бюджет – 307 981руб., в бюджет субъекта РФ - 795 852,60руб. Данная сумма возвращена заявителю.

В остальной части в возврате излишне уплаченного налога на прибыль заявителю было отказано.

Заявитель считает решение инспекции об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль (с учетом решения УФНС России по Ярославской области) неправомерным по следующим основаниям.

Заявитель является налогоплательщиком налога на прибыль организаций и осуществляет уплату налога в виде авансовых платежей, рассчитанных в соответствии со ст.286 НК РФ.

По итогам деятельности за 2008г. налогоплательщиком была получена прибыль, сумма исчисленного к уплате налога составила 4 051 946руб. При этом сумма уплаченных авансовых платежей за 2008г. составила 5 228 000руб., в том числе в федеральный бюджет 1 427 000руб., в бюджет субъекта РФ – 3 801 000руб. Уплата производилась платежными поручениями с 28.04.2008 по 29.12.2008 (см.таблицу на с.2 заявления).

Согласно справке № 1230 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 20.03.2012 и выписке по операциям по расчету с бюджетом, переплата составила 509 430руб. в федеральный бюджет, 1 274 068,14руб. в бюджет субъекта РФ.

В последующие налоговые периоды (2009, 2010, 2011гг.) финансовым результатом деятельности заявителя являлся убыток, недоимки по налогам заявитель не имеет.

Кроме того, в решении Управления ФНС России по Ярославской области № 185 от 04.06.2012 о частичном возврате налога на прибыль была допущена ошибка, указано, что общая сумма начислений по налогу на прибыль за 2008г. составляет 4 131 762руб., в том числе в федеральный бюджет 1 119 019руб., в бюджет субъекта РФ – 3 012 743руб., что на 79 816руб. больше суммы налога на прибыль, исчисленного к уплате в бюджет по итогам 2008г.

В связи с этим Управлением была занижена сумма налога, подлежащего возврату в пределах трехлетнего срока: 1 096 238руб. вместо 1 176 054руб.

Расхождение в сумме 79 816руб. объясняется допущенной истцом в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008г. арифметической ошибкой при расчете авансовых платежей, подлежащих уплате в 4 квартале 2008г., которая должна была быть выявлена инспекцией при проверке налоговой декларации. Авансовые платежи были завышены на 79 816руб., при сдаче налоговой декларации за 2008г. была произведена корректировка ранее начисленных авансовых платежей по строкам 220, 230 путем их уменьшения на ранее ошибочно начисленные суммы. При этом налоговый орган в КРСБ не учел данные, содержащиеся в налоговой декларации за 2008г.

Заявитель исходит из подп.5 п.1 ст.21, ст.78 НК РФ, закрепляющих право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов и порядок возврата.

Также заявитель ссылается на ст.287 НК РФ, которая устанавливает правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

По мнению заявителя, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего налогового периода. Следовательно, переплата, возникшая по итогам налогового периода, в том числе в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008гг., учитывается в 2005, 2006, 2007, 2008, 2009гг. соответственно.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 НК РФ).

В связи с этим заявитель считает, что юридические основания для возврата переплаты наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Следовательно, обращение заявителя 28.03.2012 в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль произведено с соблюдением трехлетнего срока, установленного п.7 ст.78 НК РФ.

Заявитель полагает, что с учетом изложенного подлежит возврату излишне уплаченный налог на прибыль в общей сумме 759 480,54руб., в том числе:

- 679 664,54руб. ((509 430 + 1 274 068,14) – 1 103 833,60) – разница между подтвержденной инспекцией суммой переплаты и возвращенной по решению Управления суммой переплаты;

- 79816руб. (1 176 054 – 1 096 238) – разница между неверно рассчитанной налоговыми органами суммой излишне уплаченного налога на прибыль и суммой, исчисленной заявителем на основании поданных налоговых деклараций.

Кроме того, заявитель указывает, что налоговый орган самостоятельно произвел зачет сумм имевшейся переплаты в счет авансовых платежей за март 2009г.

В 2009 году заявителем была представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2009г., в которой по строке 050 сумма налога в федеральный бюджет к уменьшению составляет 435 215руб., по строке 080 сумма налога в бюджет субъекта РФ к уменьшению составляет 1 171 734руб.

Авансовые платежи рассчитывались заявителем по результатам налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года и уплачивались платежными поручениями № 189 от 28.01.2009, № 190 от 28.01.2009, № 448 от 02.03.2009, № 449 от 02.03.2009. За январь, февраль и март 2009г. начислено налога на прибыль в федеральный бюджет 435 215руб. (по 145 071руб. в месяц), уплачено 300 000руб. (по 150 000руб. за январь и февраль 2009г.). За январь, февраль и март 2009г. начислено в бюджет субъекта РФ 1 171 734руб. (по 390 578руб. в месяц), уплачено 800 000руб. (по 400 000руб. за январь, февраль 2009г.).

Поскольку уплата авансовых платежей за март 2009г. заявителем не производилась, то, как следует из выписок по расчету с бюджетом, налоговая инспекция самостоятельно произвела зачет имевшейся переплаты по налогу на прибыль в счет авансовых платежей по налогу на прибыль за март 2009г. Данное обстоятельство подтверждается тем, что инспекция не начисляла пени на недоимку за март 2009 и не выставляла требования об уплате авансового платежа за март 2009г.

По итогам 2009г. у Общества сложился отрицательный финансовый результат.

Учитывая, что инспекция самостоятельно провела зачет имеющейся переплаты в счет уплаты авансовых платежей за март 2009г. в сумме 506949руб., указанная сумма, возникшая из переплаты более ранних периодов, стала переплатой по налогу на прибыль за 2009 год.

Заявитель также указал, что 28.01.2012 он обращался в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2009 год, исходя лишь из уплаченной им суммы 1 100 000руб. (300 000руб.+ 800 000руб.) платежными поручениями. Инспекция извещением № 175 от 06.02.2012 информировала Общество о принятых решениях о возврате указанных сумм, платежными поручениями №№ 30, 33 от 08.02.2012 возврат был произведен. В заявлении от 28.01.2012 Общество не просило возвратить 506 949руб., а в заявлении от 28.03.2012, напротив, ссылалось на данные Справки о состоянии расчетов с бюджетом, которая включала в себя указанные суммы.

Заявитель обращает внимание, что аналогичным образом инспекция самостоятельно производила зачет имеющейся переплаты и в других периодах, что подтверждается неначислением пеней по налогу на прибыль и невыставлением требований об уплате.

В связи с этим заявитель не согласен с доводом инспекции о пропуске им 3-летнего срока обращения с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль, так как при своевременном и правильном проведении зачетов переплаты в соответствии с календарной очередностью переплата, возникшая до 01.01.2008г., была полностью зачтена в счет уплаты налога на прибыль (письменные пояснения и расчеты - т.2, л.д.100-105, 109-118).

Так, с учетом начислений по налоговым декларациям и уплаты, за 2004 год сумма переплаты составила 27199руб. (6399руб. в ФБ, 20800руб. в ОБ), за 2005 год – 129 135руб. (34066руб. в ФБ, 95069руб. в ОБ), за 2006 год – 234 410руб. (80590руб. в ФБ, 153 820руб. в ОБ).

За 2007г. начислено 940 003руб. (254 584руб. в ФБ, 685 419руб. в ОБ), уплачено платежными поручениями 1 598 000руб. (435 000руб. в ФБ, 1 163 000руб. в ОБ). При этом за январь 2007г. был начислен авансовый платеж со сроком уплаты 28.01.2007 в сумме 138 561руб. (37 527руб. в ФБ, 101 034руб. в ОБ). Данный авансовый платеж за январь 2007г. Общество не уплачивало денежными средствами, а воспользовалось переплатой в хронологическом порядке (в календарной очередности образования переплаты):

- ФБ: 6 399руб. за 2004г. (п/п № 75 от 28.03.2005) + 31 128руб. за 2005г. (п/п № 127 от 28.03.2006);

- ОБ: 20800руб. за 2004г. (п/п № 153 от 28.03.2005) + 80234руб. за 2005г. (п/п № 126 от 28.03.2006).

Таким образом, переплата за 2004 год в размере 27 199руб. была зачтена в счет авансового платежа за январь 2007г. и погашена полностью.

За февраль 2007г. был начислен авансовый платеж со сроком уплаты 28.02.2007 в сумме 138 561руб. (37 527руб. в ФБ, 101 034руб. в ОБ). Денежными средствами уплачена часть авансового платежа: 25 000руб. в ФБ, 60 000руб. в ОБ, в оставшейся части авансового платежа 53 561руб. (12 527руб. в ФБ, 41034руб. в ОБ) Общество воспользовалось имевшейся переплатой по налогу в календарной очередности:

- ФБ: 2938руб. за 2005г. (п/п № 127 от 28.03.2006) + 9 589руб. за 2006г. (п/п № 93 от 28.06.2006);

- ОБ: 14 835руб. за 2005г. (п/п № 126 от 28.03.2006) + 26199руб. за 2006г. (п/п № 92 от 28.06.2006).

Таким образом, переплата за 2005 год в размере 129 135руб. была зачтена в счет уплаты авансовых платежей за январь и февраль 2007г. и погашена полностью.

Переплата за 2006 год в размере 35 788руб. была зачтена в счет уплаты авансовых платежей за февраль 2007г. и после проведенных зачетов составила 198 622руб. (71001руб. в ФБ, 127 621руб. в ОБ).

Следовательно, с учетом суммы общей переплаты за 2007 год 1 598 000руб. и зачетов в 2007 году 192 122руб., уплаченная сумма в счет уплаты налога на прибыль за 2007 год составляет 1 790 122руб. ( ФБ – 485 054руб., ОБ – 1 305 068руб.). С учетом начислений за 2007 год в сумме 940 003руб. переплата за 2007 год составила 850 119руб. (230 470руб. в ФБ, 619 649руб. в ОБ).

За 2008 год по налоговым декларациям начислена к уплате в бюджет сумма налога на прибыль в размере 4 051 946руб. (1 097 402руб. в ФБ и 2 954 544руб. в ОБ). Платежными поручениями уплачен налог в сумме 5 228 000руб. (1 427 000руб. в ФБ, 3 801 000руб. в ОБ).

При этом за январь 2008г. начислен авансовый платеж по сроку уплаты 28.01.2008 в сумме 82 022руб. (22 214руб. В ФБ, 59 808руб. в ОБ). Данный платеж денежными средствами не уплачивался, Общество воспользовалось имевшейся переплатой по налогу в календарной очередности:

- ФБ: 22214руб. за 2006 г. (п/п № 93 от 28.06.2006);

- ОБ: 59808руб. за 2006г. (п/п № 92 от 28.06.2006).

За февраль 2008г. начислен авансовый платеж по сроку уплаты 28.02.2008 в сумме 82 022руб. (22214руб. в ФБ, 59808руб. в ОБ). Данный авансовый платеж также не уплачивался денежными средствами, заявитель воспользовался имевшейся переплатой в календарной очередности:

- ФБ: 20866руб. за 2006г. (п/п № 93 от 28.06.2006) + 1 328руб. за 2006г. (п/п № 475 от 28.03.2007);

- ОБ: 59 808руб. за 2006г. (п/п № 92 от 28.06.2006).

За март 2008г. начислен авансовый платеж по сроку уплаты 28.03.2008 в сумме 82023руб. (22214руб. в ФБ, 59808руб. в ОБ), который уплачен за счет имевшейся переплаты в календарной очередности:

- ФБ: 22215руб. за 2006г. (п/п № 475 от 28.03.2007);

- ОБ: 8005руб. за 2006г. (п/п № 92 от 28.06.2006) + 51 803руб. за 2007г. (п/п № 680 от 28.04.2007).

16.01.2008 Обществом была сдана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007г., которая повлекла увеличение сумм авансовых платежей за 1 квартал 2008г.:

- январь - 28 958руб. (7843руб. в ФБ, 21 115руб. в ОБ);

- февраль - 28 958руб. (7843руб. в ФБ, 21 115руб. в ОБ);

- март - 28 957руб. (7842руб. в ФБ, 21 115руб. в ОБ).

Данные авансовые платежи также были уплачены не денежными средствами, а за счет имевшейся переплаты в календарной очередности:

- январь: ФБ – 4358руб. за 2006г. (п/п № 475 от 28.03.2007) + 3 485руб. за 2007г. (п/п № 681 от 28.04.2007), ОБ – 21 115руб. за 200г. (п/п № 680 от 28.04.2007);

- февраль: ФБ – 7 843руб. за 2007г. (п/п № 681 от 28.04.2007), ОБ – 21 115руб. за 2007г. (п/п № 680 от 28.04.2007);

- март: ФБ – 7 842руб. за 2007г. (п/п № 681 от 28.04.2007) , ОБ – 21 115руб. за 2007г. (п/п № 680 от 28.04.2007).

Таким образом, оставшаяся переплата за 2006г. в размере 198 622руб. (71 001руб. в ФБ и 127 621руб. в ОБ) была зачтена в счет уплаты авансовых платежей за январь, февраль и март 2008г. и погашена полностью.

За май 2008г. был начислен авансовый платеж в ФБ в сумме 168 082руб., денежными средствами уплачено 160 000руб., в остальной части Общество воспользовалось переплатой за 2007г. в размере 3 241руб. (п/п № 681 от 28.04.2007), переплатой за 1 кв.2008г. 2924руб. и переплатой по первому авансовому платежу за апрель 2008г. 1917руб.

За июнь 2008г. был начислен авансовый платеж в ФБ в сумме 168 082руб., уплачено денежными средствами 160 000руб., в оставшейся части Общество воспользовалось переплатой за 2007г. в размере 8 082руб. (п/п № 681 от 28.04.2007).

Таким образом, переплата за 2007г. в размере 145 641руб. (30 493руб. в ФБ и 115 148руб. в ОБ) была зачтена в счет уплаты авансовых платежей за январь, февраль, март, май и июнь 2008г. и после проведенных зачетов составила 704 478руб. (199 977руб. в ФБ, 504 501руб. в ОБ).

Следовательно, с учетом общей суммы платежей за 2008г. (5 228 000руб.) и зачетов в 2008г. (344 263руб.), уплаченная сумма в счет уплаты налога за 2008г. составляет 5 572 263руб. (ФБ – 1 528 494руб., ОБ – 4 043 769руб.). С учетом начислений 2008 года в сумме 4 051 946руб. переплата за 2008г. составляет 1 520 317руб. (431 092руб. в ФБ и 1 089 225руб. в ОБ).

За 1 квартал 2009г. согласно налоговым декларациям за 9 месяцев 2008г. начислено авансовых платежей по налогу на прибыль 1 606 949руб. (435 215 в ФБ, 1 171 734руб. в ОБ). Платежными поручениями уплачена в бюджет сумма налога в размере 1 100 000руб. (300 000руб. в ФБ и 800 000руб. в ОБ). Начисленный авансовый платеж за март 2009г. в сумме 535 651руб. (145 072руб. в ФБ и 390 578руб. в ОБ) Общество не уплачивало денежными средствами, а воспользовалось имевшейся переплатой по налогу в календарной очередности:

- ФБ: 39 977руб. за 2007г. (п/п № 681 от 28.04.2007) + 80 000руб. за 2007г. (п/п № 881 от 28.05.2007) + 15 238руб. за 2007г. (п/п № 1579 от 28.06.2007);

- ОБ: 64 501руб. за 2007г. (п/п № 680 от 28.04.2007) + 220 000руб. за 2007г. (п/п № 880 от 28.05.2007) + 87 233руб. за 2007г. (п/п № 1578 о 28.06.2007),

а также учло по ФБ переплату за январь 2009г. 4 929руб. и переплату по авансовому платежу за февраль 2009г. 4929руб., по ОБ - переплату за январь 2009г. 9422руб., переплату за февраль 2009г. 9422руб.

Таким образом, переплата за 2007г. в размере 506 949руб. (135 215 в ФБ и 371 734руб. в ОБ) была зачтена в счет уплаты авансовых платежей за март 2009г. и после проведенных зачетов составила 197 529 (64 762руб. в ФБ, 132 767руб. в ОБ).

По итогам декларации за 1 квартал 2009г. и за весь 2009г. Общество понесло убыток. В результате этого с учетом общей суммы платежей за 2009г. (1 100 000руб.) и зачетов в 2009г. (506 949руб.), уплаченная сумма в счет уплаты налога за 2009г. составляет 1 606 949руб. (435 215руб. в ФБ и 1 171 734руб. в ОБ). С учетом убытка за 2009г. и суммы к уплате в бюджет 0руб. переплата за 2009г. составила 1 606 949руб.

Кроме того, 29.03.2010 Обществом была сдана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2006 год № 1, которая повлекла доплату налога в бюджет за 2006г. в сумме 361 953руб. (98 028руб. в ФБ, 263 925руб. в ОБ).

28.06.2010 Обществом была сдана уточненная налоговая декларация за 2006г. № 2, которая повлекла доплату налога в бюджет за 2006г. в сумме 7361руб. (1994руб. в ФБ, 5367руб. в ОБ).

Данные суммы налога к доплате не уплачивались денежными средствами, Общество воспользовалось имевшейся переплатой по налогу:

- ФБ: 64762руб. за 2007г. (п/п № 1579 от 28.06.2007) + 33 266 за 2008г. (п/п № 2231 от 28.10.2008); ОБ: 132 767руб. за 2007г. (п/п № 1578 от 28.06.2007) + 131 158руб. за 2008г. (п/п № 2230 от 28.10.2008);

- ФБ: 1994руб. за 2008г. (п/п 2231 от 28.10.2008), ОБ: 5367руб. за 2008г. (п/п № 2230 от 28.10.2008).

Таким образом, оставшаяся переплата за 2007г. в размере 197 529руб. (64 762руб. в ФБ и 132 767руб. в ОБ) была зачтена в счет уплаты платежей по итогам 2006г. (по уточненной налоговой декларации № 1) и погашена полностью.

Переплата за 2008г. в размере 272 785руб. (35 260руб. в ФБ и 136 525руб. в ОБ) была зачтена в счет уплаты платежей по итогам 2006г. (по уточненной налоговой декларации №№ 1, 2) и после проведенных зачетов составила 1 348 532руб. (395 832руб. в ФБ и 952 700руб. в ОБ).

На основании заявлений налогоплательщика инспекция произвела возврат следующих сумм:

- за 2008г. – в размере 1 096 238руб. (307 981руб. в ФБ и 788 257руб. в ОБ);

- за 2009г. – в размере 1 100 000руб. (300 000руб. в ФБ и 800 000руб. в ОБ).

Невозвращенная сумма налога на прибыль составляет:

- за 2008г. – в размере 252 294руб. (87 851руб. в ФБ и 164 443руб. в ОБ);

- за 2009г. – в размере 506 949руб. (135 215руб. в ФБ, 371 734руб. в ОБ).

Заявитель указывает, что произведенный им расчет сделан на основании налоговых деклараций, платежных поручений, выписок по операциям по расчетам с бюджетом, решениями о зачетах, и подтверждается актом сверки с налоговым органом. Сводный расчет представлен к дополнениям от 08.11.2012.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплате налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В нарушение приведенной нормы инспекция не уведомила Общество о суммах образовавшейся переплаты, заявитель узнал о порядке образования переплаты только из отзыва инспекции на исковое заявление.

Заявитель ссылается на судебную практику по аналогичным делам - постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2011 по делу № А56-25060/2010, которым было удовлетворено требование налогоплательщика, поскольку срок обращения с требованием о возврате излишне уплаченного налога был пропущен налогоплательщиком в связи с неисполнением налоговым органом своей обязанности по своевременному уведомлению налогоплательщика о возникшей переплате.

Также заявитель ссылается на подп.4 п.3 ст.45 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 № 381-О-П указал, что зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.

Кроме того, ст.78 НК РФ не исключает возможности самостоятельного проведения налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога.

Как следует из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 5 и 7 статьи 78 НК РФ, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

Заявитель указывает, что сложившаяся правоприменительная практика указывает на то, что если при наличии переплаты налоговый орган обнаруживает недоимку, то должен произвести зачет самостоятельно.

Дополнительным подтверждением факта проведения самостоятельных зачетов инспекцией является то, что налоговый орган не направлял требований об уплате недоимки по текущим налоговым платежам в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ, не начислял пени в соответствии со ст.75 НК РФ и не принимал мер по бесспорному взысканию недоимки в порядке ст.46 НК РФ путем направления в банк инкассовых поручений.

Более того, в представленных инспекцией в приложениях к отзыву документах – принт-скринах АИС Налог 2.5.020.30 содержатся данные о проведенных налоговым органом зачетах. Также в отзыве инспекция указывает на фактически проведенные им зачеты (зачет переплаты за 204г., 2005г. в счет недоимки 2006 года).

Таким образом, инспекция должна была и фактически осуществляла самостоятельные зачеты излишне уплаченного налога на прибыль, в связи с чем переплата за период до 01.01.2008 полностью и за 2008г. частично при правильном и своевременном проведении зачетов с соблюдением календарной очередности должна быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/11 юридические основания для возврата переплаты возникают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Поскольку налоговая декларация за 2008г. была представлена 28.03.2009, а заявление о возврате переплаты подано 28.03.2012, то нарушение трехлетнего срока, установленного п.7 ст.78 НК РФ в данном случае отсутствует.


  Инспекция пояснила следующее.

Инспекция не согласна с правовой позицией заявителя в части ссылки на ст.287 НК РФ, полагает, что установленный данной статьей метод нарастающего итога означает, что зачет уплаченных авансовых платежей производится в счет последующих авансовых платежей и налога на прибыль в рамках одного налогового периода. Данная позиция основана на системном толковании ст.287 НК РФ.

Инспекция не спорит, что выводы, изложенные Президиумом ВАС РФ в постановлении от 28.06.2011 № 17750/11, применимы к спорной ситуации.

Согласно названному постановлению, юридические основания для возврата переплаты возникают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Срок представления налоговой декларации за 2008г. истек 28.03.2009, соответственно, заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано не позднее 28.03.2012, что и было сделано заявителем.

Вместе с тем, инспекция полагает, что заявитель имеет право на возврат переплаты по налогу, но только образовавшейся за 2008 год в сумме 1 096 238руб.

В отношении суммы переплаты 687 260,14руб., превышающей сумму 1 096 238руб., инспекция считает доводы заявителя необоснованными ввиду того, что данная сумма образовалась до 01.01.2008г.

Инспекция указывает, что по итогам 2004, 2005, 2006, 2007 годов переплата по налогу на прибыль составила 679 422руб. (201 449руб. в ФБ, 477 973руб. в ОБ).

27.05.2011 инспекцией были приняты решения № 3544, 3545 о зачете пеней в сумме 2295,13руб., зачисляемых в ФБ, и в сумме 5543,01руб., зачисляемых в ОБ, в уплату налога на прибыль организаций в ОБ.

Однако, с учетом порядка образования переплаты по пеням, заявитель имеет право на возмещение из бюджета суммы налога, зачтенного по решению от 27.05.2011 № 3545, в размере 2052,59руб. (2188 – 135,41), и налога, зачтенного по решению от 27.05.2011 № 3544, в полном объеме – 5543,01руб.

Исходя из этого инспекция считает, что налогоплательщик не имеет права на возврат налога на прибыль в общей сумме 679 664,54руб. (201 449руб. в ФБ и 478 215,54руб. в ОБ) как образовавшейся за пределами трехлетнего срока.

Факт излишнего начисления авансовых платежей по налогу на прибыль по налоговой декларации за 9 месяцев 2009г. инспекция подтверждает (отзыв от 08.08.2012 – т.1, л.д.99-104).

Сторонами были проведены сверки задолженности на основании налоговых деклараций, платежных поручений, решений о проведении зачетов.

По результатам проведенных сверок с налогоплательщиком инспекция в дополнениях к отзыву от 07.11.2012 согласилась с арифметическим расчетом, представленным заявителем.

При этом инспекция обращает внимание, что право на возврат излишне уплаченного налога связано с наличием самой переплаты, которая должна подтверждаться платежными поручениями. Переплата устанавливается путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду. Инспекция указывает, что сам по себе факт уплаты налога за определенный налоговый период без определения суммы налога, подлежащей уплате по данным налоговых деклараций, наличия решения по налоговым проверкам за соответствующий период, а также непогашенной недоимки по налогу за предыдущие периоды не свидетельствуют о наличии переплаты по налогу (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2006 № 11074/05). Таким образом, срок возврата переплаты по налогу истек.

Кроме того, оспариваемым решением Обществу было отказано в возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль в общей сумме 1 783 498руб., в том числе 509 430руб. в ФБ, 1 274 068руб. в ОБ.

Обществом были перечислены в бюджет авансовые платежи за 4 квартал 2008г. в общей сумме 1 320 000руб. В заявлении от 28.03.2012 Общество просило перечислить на расчетный счет сумму переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 1 783 498руб., в том числе 509 430руб. в ФБ, 1 274 068руб. в ОБ.

Вместе с тем, в заявлении от 28.03.2012 не содержится требование о возврате из бюджета сумм налога на прибыль организаций за период, отличный от 4 квартала 2008г.

По результатам рассмотрения жалобы заявителя Управление ФНС России по Ярославской области возвратило заявителю из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль организаций в сумме 1 103 833,60руб., в том числе 307 981руб. в ФБ, 795 852,60руб. в ОБ.

Согласно расчету заявителя, сумма переплаты 171 785руб. (35260руб. в ФБ и 136 525руб. в ОБ) была зачтена в счет доплаты по уточненным налоговым декларациям за 2006г.

Также следует учитывать, что согласно расчету заявителя, переплата налога в размере 506 949руб. (135 215руб. в ФБ и 371 734руб. в ОБ) возникла, по мнению заявителя, за 2009г.

Однако оспариваемым решением было отказано в возврате налога на прибыль организаций за 2008 год. Таким образом, в части 2009г. требование удовлетворению не подлежит.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично.

В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

В соответствии с п.п.1, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п.1).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п.3).

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п.5).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п.6).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.7).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.8).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п.9).

Таким образом, статья 78 Кодекса регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога. Согласно данной статье срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком.

При этом в соответствии с подп.4 п.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Пункт 5 статьи 78 НК РФ предусматривает возможность самостоятельного зачета налоговыми органами излишне уплаченного налога в счет погашения выявленной недоимки.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.

Таким образом, из положений статьи 78 НК РФ следует, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогу.

При этом права налогового органа, которыми он наделен в области публичных правоотношений, по сути являются его обязанностями, от исполнения которых он не может произвольно отказаться, на что также неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ.

Как следует из расчета заявителя, с арифметикой которого налоговый орган согласен, на момент подачи Обществом заявления переплата за 2004-2007г. в полном объеме была направлена инспекцией в счет погашения недоимки по налогу на прибыль в соответствии с п.5 ст.78 НК РФ. При этом самостоятельно осуществленные инспекцией зачеты при отсутствии письменных заявлений налогоплательщика должны производиться с соблюдением календарной очередности образования переплаты, а не произвольно.

Факт самостоятельного проведения инспекцией зачетов переплаты по налогу на прибыль в счет погашения недоимки по налогу на прибыль подтверждается тем, что налоговый орган не направлял требований об уплате недоимки по текущим налоговым платежам в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ, не начислял пени в соответствии со ст.75 НК РФ и не принимал мер по бесспорному взысканию недоимки в порядке ст.46 НК РФ путем направления в банк инкассовых поручений.

Более того, в представленных инспекцией в приложениях к отзыву документах – принт-скринах АИС Налог 2.5.020.30 содержатся данные о проведенных налоговым органом зачетах. Также в отзыве инспекция указывает на фактически проведенные им зачеты (зачет переплаты за 2004г., 2005г. в счет недоимки 2006 года).

В связи с изложенным суд считает доказанным довод заявителя о том, что на момент подачи им заявления от 28.03.2012 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль переплата по налогу на прибыль за период до 01.01.2008 отсутствовала, имелась переплата за 2008г. в размере 252 294руб. (87 851руб. в ФБ и 164 443руб. в ОБ), за 2009г. - в размере 506 949руб. (135 215руб. в ФБ, 371 734руб. в ОБ).

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/11 юридические основания для возврата переплаты возникают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Поскольку срок представления налоговой декларации за 2008г. - 28.03.2009, а заявление о возврате переплаты подано 28.03.2012, то нарушение трехлетнего срока, установленного п.7 ст.78 НК РФ в данном случае отсутствует.

Вместе с тем, поскольку заявление от 28.03.2012 заявитель просил возвратить переплату по налогу на прибыль только за 2008 год, и оспариваемое решение вынесено на основании его заявления, то переплата по налогу на прибыль за 2009 год не являлась предметом рассмотрения налогового органа, в связи с чем заявление в части переплаты за 2009г. удовлетворению не подлежит.

Таким образом, с учетом решения УФНС России по Ярославской области о частичной отмене решения инспекции, подлежит возврату из бюджета переплата по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 252 294руб., в том числе в части федерального бюджета – 87 851руб., в части бюджета субъекта РФ – 164 443руб. В указанную сумму входит 79816руб. завышенных авансовых платежей за 9 месяцев 2008г., поскольку ошибочное исчисление в заниженном размере Управлением ФНС России по Ярославской области налога, подлежащего возврату из бюджета, не лишает Общество права на возврат переплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170 АПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 30.03.2012 № 554 (с учетом решения Управления ФНС России по Ярославской области от 04.06.2012 № 185) в части отказа ООО «ФМК-АвтоЦентр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в возврате переплаты по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 252 294руб., в том числе в части федерального бюджета – 87 851руб., в части бюджета субъекта РФ – 164 443руб.

Обязать инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата из соответствующего бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «Спектр-Авто-Ф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) переплаты по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 252 294руб., в том числе в части федерального бюджета – 87 851руб., в части бюджета субъекта РФ – 164 443руб.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 16.12.2004 ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спектр-Авто-Ф» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 09.11.2012 ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля) 2000руб. в возмещение расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В части требования о признании частично недействительным решения Управления ФНС России по Ярославской области № 185 от 04.06.2012 производство по делу прекратить.

Возвратить пользу Обществу с ограниченной ответственностью «Спектр-Авто-Ф» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 09.11.2012 ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля) из федерального бюджета 2000руб. госпошлины, уплаченной платежным поручением № 127 от 28.06.2012, в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.40 НК РФ.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) через Арбитражный суд Ярославской области.

Судья Н.А.Розова