ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7847/18 от 28.08.2018 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-7847/2018

05 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2018 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой С.С.

рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества "Яргорэлектротранс" (ИНН 7602082331, ОГРН 1117602000064)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН 7604188661, ОГРН 1107604014825)

опризнании недействительным решения от 19.01.2018 № 8,

при участии:

от ответчика – Новиковой О.С. по доверенности от 19.03.2018, Сиротиной Ю.А. по доверенности от 26.01.2017

установил: акционерное общество "Яргорэлектротранс" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее – Управление ПФ) о признании недействительным решения от 19.01.2018 № 8 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства. В целях выяснения дополнительных обстоятельств в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд признал необходимым перейти к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

В предварительном судебном заседании представители Общества поддержали доводы заявления о неправомерном начислении страховых взносов на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми – инвалидами, и на суммы выплат в пользу лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также заявили об отсутствии оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат в пользу лиц, занимающим должности аккумуляторщика и электрогазосварщика.

Как указано в отзыве Управления ПФ и нашло подтверждение в судебном заседании, страховые взносы на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми – инвалидами, а также на суммы выплат в пользу лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, в части взносов на обязательное пенсионное страхование, не начислялись.

В связи с этим заявителю было предложено уточнить основания оспаривания решения Управления ПФ. Правом на уточнение заявления Общество не воспользовалось, явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.

В остальной части представители Управления ПФ требования Общества не признали и пояснили, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование начислены на суммы выплат в пользу лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации в связи с тем, что такие лица в силу закона являются застрахованными по данному виду страхования.

Страховые взносы по дополнительному тарифу начислены на выплаты в пользу работников, занимающих должность аккумуляторщика и имеющих по результатам аттестации рабочего места право на досрочное назначение трудовой пенсии, и на выплаты в пользу работников, занимающих должность электрогазосварщика (с выполнением слесарных работ) по причине отсутствия карт аттестации (специальной оценки условий труда) рабочих мест по данной специальносмти.

Проверив доводы сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд оснований для удовлетворения требований Общества не установил.

Материалами дела подтверждается проведение Управлением ПФ в отношении заявителя выездной проверки по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период 2014-2016 годов.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки № 349 от 08.12.2017 и вынесено решение № 8 от 19.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Проверкой установлена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 65 263.81руб. и неуплата страховых вносов на обязательное медицинское страхование в сумме 2 602.37руб. с выплат в пользу лиц, получивших временное убежище на территории РФ.

Также указанным решением Обществу предложено уплатить пени в сумме 11 820.63руб. и штрафные санкции по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в сумме 9 300.64руб.

Страховые взносы по дополнительному тарифу начислены на выплаты в пользу лиц, занимающих должности аккумуляторщика и электрогазосварщика.

Должность аккумуляторщика в 2014-2016г. на условиях полного рабочего дня занимали работники Заручейнов И.Е., Комисов Ю.В. и Аржанцев В.Б., общий размер выплат в пользу указанных застрахованных лиц составил 419 616.45руб. в 2014г., 359 668.58руб. в 2015г., 343 152.99руб. в 2016г., страховые взносы исчислены по дополнительному тарифу в размере 4% в 2014г. и 6% в 2015-2016г. в соответствие с частью 2 статьи 58.3 Закона 212-ФЗ.

Также по результатам проверки доначислены страховые взносы за 2014-2015г., без изменения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, в отношении выплат в пользу Могилевского О.Ф., Саморокина С.В., Скальнова А.А., Сутеева В.А., Щагина Н.И., занимающих должность электрогазосварщика в связи с тем что страхователь при определении размера дополнительного тарифа применял положения части 2.1 статьи 58.3 Закона 212-ФЗ в условиях отсутствия специальной оценки условий труда и результатов аттестации рабочих мест.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1. настоящей статьи, в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и в последующие годы - 6 процентов.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ и в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756) и аккумуляторщики (код позиции 23200000-10047).

По результатам аттестации рабочего места по должности аккумуляторщика от 26.12.2012 условия работы по этой должности признаны допустимыми с присвоением класса условий труда по общей оценке условий труда 2 и с подтверждением права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствие со Списком № 2.

Данное обстоятельство в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ права на применение дополнительного тарифа страховых взносов 0 % не предоставляет.

В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов применяются поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от классов (опасный, вредный, допустимый, оптимальный) и подклассов условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда определен в главе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), который предусматривает проведение такой оценки совместно работодателем и организациями, имеющими в штате соответствующих экспертов, и в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако, как установлено актом выездной проверки и не опровергается заявителем, специальная оценка условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ в отношении рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда Обществом в проверяемом периоде не проводилась.

В отношении оценки условий труда рабочих мест по должности "Электрогазосварщик" не имеется результатов ни аттестации рабочего места, ни специальной оценки условий труда. База для начисления страховых взносов в отношении выплат в пользу работников данной специальности Управлением ПФ не изменялась, доначисление страховых взносов связано с применением тарифа страховых взносов 4% вместо 2% и 6 % вместо 4%, примененных страхователем в соответствующие расчетные периоды.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1. статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона) и частью 2.1. статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции данного Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закон N 426-ФЗ).

Однако согласно обстоятельствам данного дела условия труда по должности "Аккумуляторщик" не признавались Обществом вредными и (или) опасными с тем, чтобы результаты этой аттестации применялись при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1. статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 года - в подпунктах 1 -18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1. статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасному или вредному с учетом их подклассов.

Согласно части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ при установлении в отношении рабочего места работника вредного класса условий труда с подклассом 3.1 к выплатам в пользу данного работника применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2,0 процента.

Если работник занят на видах работ, указанных в указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 года - в подпунктах 1 -18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ (в 2015 году - 9,0 процента или 6,0 процента соответственно).

В отношении выплат в пользу граждан, которым предоставлено временное убежище на территории РФ с предоставлением права на трудоустройство наравне с гражданами РФ подлежал уплате страховые взносы в ФОМС с учетом следующего.

Исходя из норм пункта 15 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993г. N 4528-1 (далее – Закон о беженцах, Закон № 45-28-1).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах предусмотрено, что временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации. Признание лица беженцем предполагает выдачу ему удостоверения беженца согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 4528-1.

Согласно пункту 12 статьи 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Таким образом, лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина.

Лица, получившие свидетельство, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с законодательством РФ (подпункт 7 пункта 1 статьи 6 Закона N 4528-1).

Пунктом 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, изданным во исполнение Закона N 4528-1, определено, что на лицо, которому предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Закона N 4528-1, в том числе право на медицинскую помощь.

Следовательно, лица, получившие свидетельство о предоставлении временного убежища, признаются застрахованными лицами в системе ОМС, выплаты в их пользу являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, как предусмотренные федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования (Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Таким образом, Управлением ПФ на выплаты по гражданско-правовым договорам в пользу лиц, получивших временное убежище на территории РФ, правомерно начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

С учетом изложенного, решение Управления признанию недействительным не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления акционерного общества "Яргорэлектротранс" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о признании недействительным решения от 19.01.2018 № 8 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Коробова Н.Н.