ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7887/2011 от 01.12.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-7887/2011

08 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС-К"   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица – Закрытого акционерного общества «Каскад»

о признании незаконным действия и решения по внесению записи ГРН 2107604062641 о прекращении деятельности путем реорганизации в форме слияния ЗАО «Айрес» от 02.04.2010; признании незаконным действия и решения по внесению записи ГРН 2107604159892 о прекращении деятельности путем реорганизации в форме слияния ЗАО «Визит» от 05.08.2010; о признании недействительными записей государственных регистрационных номеров и основного государственного номера,

при участии

от заявителя   – не явился,

от ответчика   – ФИО1 – специалист 1 разряда юр.отдела по доверенности № 02-15/045373 от 28.12.2010,

от третьего лица   – не явился,

установил:

  Общество с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС-К" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области при участии третьего лица – Закрытого акционерного общества «Каскад» о признании незаконным действия и решения по внесению записи ГРН 2107604062641 о прекращении деятельности путем реорганизации в форме слияния ЗАО «Айрес» от 02.04.2010; признании незаконным действия и решения по внесению записи ГРН 2107604159892 о прекращении деятельности путем реорганизации в форме слияния ЗАО «Визит» от 05.08.2010; о признании недействительными записей государственных регистрационных номеров и основного государственного номера.

Заявитель в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик в судебном заседании предъявленные требования не признает по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии; передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". 25.03.2010 ФИО2 в Инспекцию был представлен комплект документов, предусмотренный ст. 14 названного закона , для регистрации ЗАО «Визит», создаваемого путем реорганизации в форме слияния. Согласно представленным документам ЗАО «Веагс», ЗАО «Домсервис» и ЗАО «Айрес» приняли решение о реорганизации в форме слияния и образовании в результате слияния ЗАО «Визит». Для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, уполномоченным лицом были представлены все необходимые документы, определенные Федеральным законом № 129-ФЗ, документы были представлены в надлежащий регистрирующий орган. Таким образом, оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации юридического лица у Инспекции не было. 05.08.2010 Инспекцией было вынесено решение о государственной регистрации № 7246 о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния ЗАО «Каскад». Также 05.08.2010 вынесены решения о государственной регистрации и о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц при реорганизации в форме слияния ЗАО «Визит» и ЗАО «Системы визуализации». Среди перечня документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при государственной регистрации реорганизации юридических лиц, требование представлять в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов отсутствует. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом. Однако в соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12,1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)   государственная регистрация акционерных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей а ЕГРЮЛ о прекращении деятельности реорганизованных обществ должны производиться только при наличии доказательств уведомления кредиторов. Доказательствами уведомления кредиторов могут служить копии писем реорганизуемого акционерного общества, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в журнале "Вестник государственной регистрации". Следует отметить, что в материалах дела по вышеуказанным реорганизациям имеются копии публикации в журнале "Вестник государственной регистрации".

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно п. 2 части 2 статьи 123 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2009 по делу № А14-4006-2009 с ЗАО «Айрес» в пользу ООО «ПРОГРЕСС-К» взыскано 944279,15 руб. задолженности по оплате арендных платежей.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Айрес» было реорганизовано в форме слияния с двумя юридическими лицами в ЗАО «Визит», а последнее реорганизовано в форме слияния с ЗАО «Системы визуализации» в ЗАО «Каскад».

Соответствующие решения приняты налоговым органом 02.04.2010 № 3055 и 05.08.2010 № 7246.

Полагая, что данные действия и решения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и частью первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконным обжалуемых решений ответчика необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При слиянии юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (пункт 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определен в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В пункте 2 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Названный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Федерального закона является исчерпывающим.

Согласно статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в регистрации юридического лица являются: непредставление определенных данным законом документов, необходимых для государственной регистрации; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 20 этого же закона.

При этом нормы Федерального закона от N 129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных передаточного акта и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.

Поскольку в регистрирующий орган были представлены все предусмотренные законом документы, необходимые для государственной регистрации юридических лиц, созданных путем слияния, предусмотренная законом процедура реорганизации была соблюдена, то у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц и оспариваемые решения Инспекции соответствуют закону.

Кроме того, ООО «ПРОГРЕСС-К» также не представлено доказательств в подтверждение того обстоятельства, что в результате реорганизации ЗАО «Айрес» заявитель утратил возможность взыскания суммы долга с его правопреемника - ЗАО «Каскад».

При таких обстоятельства суд не усматривает нарушения прав заявителя оспариваемыми решениями налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 <...>) в месячный срок со дня его принятия.

Судья

Сорокина С.Р.