150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-7972/2019 |
25 августа 2019 года |
Резолютивная часть решения принята 13 августа 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2019 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Овечкиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сулеймановым И.И. (до перерыва), секретарем судебного заседания Тараацн Л.П. (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному унитарному предприятию городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 53 082 865 рублей 02 копеек,
при участии в судебном заседании представителей (после перерыва):
от истца – ФИО1 по доверенности от 16.01.2019, ФИО2 по доверенности от 28.12.2018,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 09.04.2019, ФИО4 по доверенности от 04.06.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» (далее – истец, Общество, Компания, ООО «ПЭК») обратилось Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением от 26.04.2019 № 107/404 к муниципальному унитарному предприятию городского округа города Переславля-Залеского Ярославской области «Теплосервис» (далее – ответчик, Предприятие, МУП «Теплосервис») о взыскании 53 082 865 рублей 02 копеек долга за поставленную тепловую энергию в феврале 2019 года.
После уточнения иска, принятого судом в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), истец просит взыскать с ответчика 48 668 813 рублей 86 копеек долга и расходы по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях статей 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 4, 27, 35, 102, 125, 126 АПК РФ, статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – закон о теплоснабжении, Закон № 190-ФЗ), пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате приобретенных тепловой энергии и теплоносителя в спорный период.
В судебном заседании, состоявшемся 07.08.2019, на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 13.08.2019.
Присутствовавшие после перерыва в судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Представители Компании на иске настаивали с учетом их уточнения. В дополнение к своим пояснениям, изложенным в иске, истец в письменных пояснениях указал, что Компания является поставщиком тепловой энергии и теплоносителя в адрес МУП «Теплосервис». В ходе процесса установлено, что несогласие ответчика сводится к взысканию с него сверхнормативных утечек подпиточной воды. Нормативный водоразбор (расход питьевой воды), принятый при установлении тарифов ООО «ПЭК» на тепловую энергию согласно экспертному заключению департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – департамент) - 354800 м3/год, в том числе на подпитку (утечки нормативные) городских тепловых сетей - 158824 куб.м/год, фактический расход химочищенной воды на восполнение утечек (подпитка, тепловых сетей, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности МУП «Теплосервис» составляет: февраль 2019 года – 75786,536 куб.м.
Фактическая среднечасовая величина подпитки (утечки) за февраль 2019 года согласно показаниям приборов учета ответчика составила 109,8 тн/час, что значительно превышает нормативную величину 29,4 тн/час в 3,74 раза, что является нарушением ответчиком пунктов 6.2.29, 6.2.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115), положения которых указывают, что при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час, независимо от схемы их присоединения за исключением систем горячего водоснабжения (далее – ГВС), присоединенных через водоподогреватель. И на каждом узле подпитки тепловых сетей определяется расход подпиточной воды, соответствующий нормативной утечке, и обеспечивается приборный учет фактического расхода подпиточной воды. При утечке теплоносителя, превышающей установленные нормы, должны быть приняты меры к обнаружению места утечек и их устранению. В настоящее время техническое состояние городских тепловых сетей находится в критическом состоянии, с начала отопительного периода 2018-2019 годов фактический уровень подпитки колеблется от 120 тн/час до 140 тн/час, а в отдельных аварийных случаях на тепловых сетях подпитка (утечка химочищенной воды) достигает величины от 225 до 240 тн/час, что соответственно приводит к росту расходов ответчика на потребленные тепловую энергию и теплоноситель, при этом ответчик не принимает действенных мер по снижению уровня подпитки (утечек) до нормативного уровня. На этом фоне возникли разногласия между ООО «ПЭК» и Предприятием по методике определения количества тепловой энергии в утечках теплоносителя и оплате сверхнормативных объемов теплоносителя (химочищенной воды), израсходованных ООО «ПЭК» на восполнение сверхнормативных утечек теплоносителя (химочищенной воды) в городских тепловых сетях.
При этом определение количества тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по коммерческим приборам учета ответчика, установленным на границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по магистралям ТМ № 1 и ТМ № 3, доступ к приборам учета имеется только у персонала ответчика. Ответчик предлагает оплачивать тепло в утечках только в величине нормативной подпитки, что неприемлемо для ООО «ПЭК», поставщик тепловой энергии не обязан брать на себя убытки за нештатные ситуации на городских тепловых сетях, ответственность за соблюдение правил эксплуатации тепловых сетей согласно действующему законодательству в сфере теплоснабжения возлагается на предприятие, эксплуатирующее тепловые сети, в том числе и по количеству теплоносителя, возвращаемого в котельную. Расчет общего количества тепловой энергии и теплоносителя за февраль 2019 года‚ представленный ответчиком не может быть принят ОOO «ПЭК», поскольку формул определения тепла в утечках, по варианту ответчика, может использоваться при определении количества тепловой энергии потребителей, энергоустановки которых имеют технологическое присоединение к тепловым сетям ответчика, то есть при расчетах между ответчиком и его потребителями. Согласно статье 2 Закона № 190-ФЗ теплопотребляющая установка – это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а потребитель тепловой энергии это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части ГВС и отопления. Магистральные тепловые сети ТМ № 1 и ТМ № 3, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности ООО «ПЭК», на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не имеют технологического присоединения с энергоустановками потребителей ответчика, а имеют технологическое соединение с магистральными тепловыми сетями ТМ № 1 и ТМ № 3. находящимися в зоне эксплуатационной ответственности Предприятия, таким образом, граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между МУП «Теплосервис» и ООО «ПЭК» - это технологическое соединение двух смежных тепловых сетей, в связи с этим для определения количества тепла в утечках применима формула определения тепла согласно пункту 26 и раздела Х Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр (далее – Методика № 99/пр). В силу того, что ответчик не соблюдает величину нормативной подпитки (утечки) тепловых сетей, то расчет количеств тепла по формуле 4.1 и определения количества тепла в утечках теплоносителя по формуле 10.5 Методики № 99/пр, применяемый ООО «ПЭК» является правильным и соответствующим требованиям действующих нормативных актов.
Представители ответчика иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему. МУП «Теплосервис» производит расчет количества потребленной тепловой энергии согласно показаниям коммерческих приборов учета и руководствуясь формулой расчета согласно Методике № 99/пр. Соответственно объем теплоносителя (вода), указанная в платежных документах за спорный период не может быть принят в полном объеме, поскольку выставленные объемы являются сверхнормативными и к тому же не предусмотрены установленным тарифом, не оформлены двухсторонними актами и величины утечки не урегулированы условиями договора. К тому же цена на теплоноситель (вода) не соответствует установленному для гарантирующей организации тарифу. На Предприятии производится контроль за объемами, качеством, температурой поставляемого теплоносителя поставщиками тепловой энергии. Согласно проведенным лабораторным исследованиям содержание растворенного кислорода в сетевой воде значительно завышено и не соответствуют нормам качества подпиточной и сетевой воды тепловых сетей СП 124.13330.2012. Проведенные лабораторные исследования указывают на то, что сетевая вода не соответствует нормативам, то есть поступает в сети не подготовленная для подачи в тепловые сети города, тем самым отражается на качестве тепловой энергии, поставляемой конечным потребителям (жителям, объектам социальной сферы и прочим потребителям города Переславля-Залесского), нарушая состояние трубопроводов, тепловых трасс. Из-за этого участились аварии на тепловых сетях и МУП «Теплосервис» вынуждено устранять их за счет средств поступивших от добросовестных потребителей тепловой энергии. В связи с тем, что поступивший в тепловые сети МУП «Теплосервис» теплоноситель ООО «ПЭК» не соответствует требованиям, установленным СП 124.13330.2012 «нормы качества подпиточной и сетевой воды тепловых сетей», соответственно теплоноситель ООО «ПЭК» является товаром ненадлежащего качества и руководствуясь статьей 475 ГК РФ ответчик просит истца соразмерного уменьшения покупной цены, как за теплоноситель‚ так и за тепловую энергию. МУП «Теплосервис» применяет формулу для расчета потребленной тепловой энергии, указанную в Методике № 99/пр, на которую ссылается и ООО «ПЭК». При этом пытаясь запутать в терминологии, ссылаясь на Закон № 190-ФЗ, который никакого отношения к расчётам не имеет. Предприятие используем для расчётов ту же формулу, что и истец. Однако факты утечек не установлены, акты не составлялись. МУП «Теплосервис» производит расчёт количества потреблённой тепловой энергии согласно показаниям коммерческих приборов учёта и руководствуясь приведенной в отзыве на иск формулой. Данная формула расчёта соответствует положениям действующего законодательства. Метод определения утечек определён Методикой № 99/пр вне зависимости от того, превышают они сверхнормативные или нет, и зависит от схемы присоединения системы теплоснабжения. Сначала нужно определить объём этих утечек в соответствии с Методикой № 99/пр, а не наоборот.
Более подробно позиции истца и ответчика изложены в их письменных пояснениях и в ходе судебного процесса (аудиозаписи судебных заседаний от 10.07.2019, 13.08.2019).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд установил следующее.
Между истцом и ответчиком в отсутствие заключенного договора сложились фактически отношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя, в рамках которых истец поставил в адрес ответчика (объекты тепломагистрали №№ 1, 3 – далее ТМ №1 и ТМ № 3) тепловую энергию и теплоноситель: в феврале 2019 года 41856,256 Гкал тепловой энергии на сумму 49 856 828 рублей 20 копеек и 55914,393 кубометров теплоносителя (воды) на сумму 3 226 036 рублей 82 копейки.
Расчет объема поставленной тепловой энергии в тепловые сети МУП «Теплосервис» произведен истцом в соответствии с пунктом 26 Методики № 99/пр по формуле:
, Гкал, где: - время начала отчетного периода, ч; - время окончания отчетного периода, ч; - масса теплоносителя в подающем трубопроводе, т; - удельная энтальпия теплоносителя в подающем трубопроводе, ккал/кг; - удельная энтальпия теплоносителя в обратном трубопроводе, ккал/кг; - масса утечки теплоносителя за период (), определяется в соответствии с разделом Х Методики № 99/пр, т; - удельная энтальпия холодной воды, ккал/кг. Расчет величины утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам () произведена по формуле:, т, где: - масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, т; - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, т. Данные для определения величины утечки истцом брались из ведомостей учета тепловой энергии и теплоносителя в системе отопления за период с 01.02.2019 по 28.02.2019. Кроме того, истец вычитает объемы тепловой энергии, потребленной потребителями, имеющими прямые договоры теплоснабжения с ООО «ПЭК».
Подробный расчет объемов поставленной тепловой энергии согласно ведомостям учета тепловой энергии и теплоносителя в системе отопления за период с 01.02.2019 по 28.02.2019, представлен истцом в материалы дела. В расчете использованы показания коммерческих приборов учета ответчика: МКТС № 11639-1 (ТМ № 1) и № 11663-1 (ТМ № 3).
Истец после соблюдения претензионного порядка предъявил Предприятию настоящий иск, рассмотрев который, Арбитражный суд Ярославской области установил, что суть разногласий сторон сводится к определению величины тепловой энергии в утечках теплоносителя и оплате сверхнормативных объемов теплоносителя (химочищенной воды), израсходованных ООО «ПЭК» на восполнение сверхнормативных утечек теплоносителя (химочищенной воды) в городских тепловых сетях. На день рассмотрения спора сумма долга со стороны ответчика остается непогашенной в размере 48 668 813 рублей 86 копеек.
Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 3 статьи 15, статьей 15.1 закона № 190-ФЗ, поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Как видно из материалов дела, договор теплоснабжения между сторонам не заключен. Между тем, фактическое теплоснабжение через присоединенную сеть ответчику, что сторонами не отрицается, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией, поэтому такие отношения рассматриваются как договорные (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).
Таким образом, отношения сторон регулируются правилами главы 30 ГК РФ и закона № 190-ФЗ.
В соответствии со статьями 541, 544 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 5 статьи 15 закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
Исходя из части 2 статьи 19 закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Пунктом 10 Методики № 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 7 статьи 19 Закона № 190-ФЗ).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).
В соответствии с разделом III Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 № 1815, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В деле имеются ведомости учета тепловой энергии и теплоносителя в системе отопления МУП «Теплосервис» за спорный период по показаниям приборов учета. Доказательств выявления недостатков, препятствующих нормальному функционирования узлов учета тепловой энергии, либо позволяющих сделать вывод о некорректности определения приборами учета объема тепловой энергии не представлено, показания прибора учета не расчетными не признаны.
Согласно пункту 1.1 приложения 4 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания) к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
На основании пункта 60 Методических указаний расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил № 115 утечка теплоносителя не должна превышать 0,25 процента среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
Согласно пунктам 37 и 42 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 № 92 при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с не возвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу.
На основании пункта 125 Правил № 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком, при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
При этом в случаях, указанных в пункте 125 Правил № 1034, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей. В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения (пункт 126 Правил № 1034).
Пунктом 91 Методики № 99/пр определено, что в закрытой системе теплоснабжения при зависимом присоединении теплопотребляющих установок часовая величина утечки теплоносителя указывается в договоре и не может превышать 0,25 процента от среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления. Сезонная норма утечки теплоносителя может устанавливаться в пределах среднегодового значения. Объем воды в системах теплоснабжения определяется по проектным (паспортным) характеристикам.
В соответствии с пунктом 93 Методики №N 99/пр количество тепловой энергии, теплоносителя, потерянных с утечкой теплоносителя, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка теплоносителя (включая утечку теплоносителя на сетях потребителя до узла учета) выявлена и оформлена совместными документами (двухсторонними актами); б) величина утечки теплоносителя, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную. В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре.
В рассматриваемом случае сторонами величина утечки теплоносителя, позволяющая применять положения пункта 91 Методики № 99/пр, не согласована.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Расчет среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления, позволяющий применить положения пункта 91 Методики № 99/пр, ответчиком вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ также не представлен.
В силу положений статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом вышеизложенного, при отсутствии согласования сторонами договорной величины утечки, расчет невозвращенного теплоносителя правомерно произведен истцом в размере фактического потребления теплоносителя на основании показаний приборов учета ответчика (пункт 92 Методики № 99/пр) в соответствии с подпунктом «б» пункта 93 Методики № 99/пр.
Суд отмечает, что применимо к рассматриваемому случаю нормами Методики № 99/пр и Правил № 1034, вопреки доводам ответчика, при расчете объема утечки не предусмотрен учет допустимой погрешности прибора учета, установленной техническими описаниями прибора; в то же время положения пункта 126 Правил № 1034 указывают на определение утечки как разности абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей. Кроме того, ответчик не представил паспорта на приборы учета, что не позволяет суду установить допустимую погрешность теплосчетчиков, речь о которой ответчик вел в ходе судебного разбирательства.
Относительно доводов ответчика о ненадлежащем качестве теплоносителя, потупившегося в сети ответчика в спорные месяцы, суд находит необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором теплоснабжения.
Под качеством теплоснабжения согласно пункту 2 статьи 2 закона о теплоснабжении понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В соответствии со статьей 474 ГК РФ, подлежащей применении в данном случае, что не противоречит пункту 5 статьи 454 ГК РФ, порядок проверки качества товара, к которому относится и тепловая энергия, устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. Если порядок проверки качества товара не установлен, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, применяемым в порядке статьи 6 ГК РФ в рамках настоящего дела, установлен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. По смыслу приведенных в данном правовом акте положений в случае возникновения претензий у потребителя по поводу качества поставляемого ресурса, указанный факт проверяется с участием представителей контрагентов, результаты проверки фиксируются в соответствующем акте, подписываемом сторонами договора, который является основанием для уменьшения истцом стоимости поставленной тепловой энергии. В акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества оказанной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества услуги. Если в ходе проверки между сторонами договора, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества оказываемой услуги и (или) величины отступления от установленных параметров качества теплоснабжения, то контрагенты, иные заинтересованные участники проверки определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества теплоснабжения.
По правилам статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом в силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки приведенным процессуальным нормам ответчик в обоснование своих доводов не представил в дело конкретные документы, отвечающие приведенным правилам проверки фактов ненадлежащего качества оказанных услуг. Напротив, истец представил вписки из журнала учета параметров питательной и сетевой воды за февраль 2019 года котельной ООО «ПЭК», подтверждающие надлежащее качество теплоносителя. Документы, представленные ответчиком, в частности, протокол лабораторных исследований сетевой воды от 08.08.2049 № 2944 суд признает в данном случае неотносимыми доказательствами, поскольку выходят за рамки спорного периода.
С учетом изложенного суд не принимает контррасчет объемов тепловой энергии, произведенный МУП «Теплосервис» в связи с его необоснованностью и несоответствием критериям Правил № 115, № 1034, Методики № 99/пр.
В силу пункта 33 Правил № 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных законом теплоснабжении, за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310).
Таким образом, поскольку факт надлежащего исполнения истцом обязательств по поставке тепловой энергии в адрес ответчика, а также их объемы и стоимость подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которые ответчиком вопреки статье 65 АПК РФ не опровергнуты, расчет истца мотивирован и обоснован, суд находит заявленное требование о взыскании суммы долга за февраль 2019 года в размере 48 668 813 рублей 86 копеек законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При подаче иска ООО «ПЭК» предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины. С учетом удовлетворения исковых требований обязанность по уплате государственной пошлины в федеральный бюджет возлагается на ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить, взыскать с муниципального унитарного предприятия городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 48 668 813 (сорок восемь миллионов шестьсот шестьдесят восемь тысяч восемьсот тринадцать) рублей 86 копеек долга за поставленную тепловую энергию в феврале 2019 года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 200 000 (двести тысяч) рублей 00 копеек государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством их подачи через личный кабинет, созданный в информационной системе «Мой арбитр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья | Е.А. Овечкина |