ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8108/13 от 14.08.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль Дело № А82-8108/2013

15 августа 2013г.

Резолютивная часть решения от 14.08.2013.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В.Покровской

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Даниловского государственного унитарного предприятия Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования   (ИНН 7617000420, ОГРН 1027601459456)

об оспаривании постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области   от 06.05.2013г. № 09-25

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя –   Раздувалова И.В. по довер. от 16.04.2012;

от административного органа –   Сафонов В.С. по довер. от 20.05.2013;

установил:

Даниловское государственное унитарное предприятие Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 06.05.2013 № 09-25 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс).

Заявитель считает, что административным органом допущено нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который не содержит понятия «рейдовая проверка».

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

 Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проведена рейдовая проверка по выявлению фактов нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, связанным с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых в районе дер.Ахматово Даниловского муниципального района Ярославской области.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в двухстах метрах к юго-западу от д. Ахматово Даниловского муниципального района по состоянию на 10 часов 30 минут 28.02.2013 находится карьерная выемка песка. Выемка имеет вытянутую форму, длиной до 55 метров, шириной до 30 метров. Добыча песка произведена одним уступом при помощи экскаватора. Средняя высота уступов (бортов) карьерной выемки составляет порядка 2,5-3 метров. Максимальная высота уступа с северо-восточного борта выемки составляет 5,5-6 метров. Земельный участок, на котором расположена карьерная выемка, имеет кадастровый номер 76:05:000000:249 и ранее принадлежал СПК «Волна». Лицензии на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых в районе расположения вышеуказанной карьерной выемки не выдавались, уведомлений о начале добычи полезных ископаемых для собственных нужд от землепользователей участка, на котором находится карьерная выемка, в Департамент не поступало.

На момент проведения выездных надзорных мероприятий 28.02.2013 по состоянию на 10 часов 30 минут в северо-восточной части указанной карьерной выемки находился колесный
 экскаватор ТВЭКС ЕК-18 (гос. рег. номер 0270ХС76). Указанный экскаватор осуществлял добычу песка на глубине более 5 метров. Добытое общераспространенное полезное
 ископаемое экскаватором грузилось в автосамосвалы Камаз с регистрационными номерами В965ТМ76 и А281АВ76.

Указанными автомобилями добытый песок перевозился на площадку, расположенную в ста пятидесяти метрах к северо-западу от д.Ахматово, в непосредственной близости от автодороги. Большая часть площадки складирования песка покрыта снегом. На момент проведения надзорных мероприятий на данной площадке работал трактор Т-150 (гос.номер 8867ХХ76), который осуществлял разравнивание привезенного из карьерной выемки песка.

Исходя из объяснений водителей автомобилей Камаз, осуществлявших перевозку добытого песка, Меньшугина СВ. и Смирнова А.Н, установлено, что техника, работающая в карьерной выемке, принадлежит Даниловское ГУП «Автодор». 28.02.2013 водители получили путевые листы на проведение работ по перевозке песка из карьера, расположенного у д.Ахматово на площадку временного хранения, находящуюся в районе указанной деревни. Работы по перевозке песка ими проводятся с 25.02.2013.

Из объяснения экскаваторщика Даниловское ГУП «Автодор» Тихомирова С.А., работающего на экскаваторе ТВЭКС ЕК-18 (гос. рег. номер 0270ХС76), следует, что с 18.02.2013 в карьере у д.Ахматово он осуществляет погрузку песка на автомобили Камаз.

Согласно объяснениям Леонтьева И.В, работающего учетчиком ГУП «Автодор», следует, что работы по вывозу песка из карьера, расположенного в районе д. Ахматово, проводятся с 18.02.2013 по поручению главного инженера Даниловское ГУП «Автодор» Зимина СИ. В среднем, в день делается порядка 20 рейсов по 10 тонн песка.

Согласно объяснениям главного инженера Даниловское ГУП «Автодор» Зимина С.И. следует, что 28.02.2013 им была направлена техника (два Камаза, экскаватор, трактор Т-150) в карьер, расположенный у д.Ахматово, для осуществления добычи песка в целях подготовки к предстоящему паводку. Добытый песок вывозился на площадку временного хранения, расположенную в 100 метрах от места добычи. Кому принадлежит участок, на котором расположен карьер у д.Ахматово Зимин не знает.

Результаты рейдовой проверки оформлены актом от 28.02.2013 № 15-6.

 Усмотрев в действиях Предприятия признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, начальником отдела геологического надзора - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ярославской области Управления составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2013 № 15-13, по результатам рассмотрения которого 06.05.2013 вынесено постановление № 09-25 о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, в виде штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Добыча Даниловским ГУП «Автодор» песка без лицензии подтверждается материалами дела, Предприятием не оспаривается.

Доводы заявителя о нарушении Департаментом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», судом отклоняются.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также при проведении административного расследования.

В рассматриваемом случае Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проводилась рейдовая проверка по выявлению фактов нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, связанным с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых в районе дер.Ахматово Даниловского муниципального района Ярославской области.

Такая проверка не требовала обязательного взаимодействия с конкретными хозяйствующими субъектами, следовательно, положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в данном случае неприменимы.

Возможность проведения рейдовых проверок с целью установления факта самовольного пользования недрами подтверждена и в письме Минэкономразвития России от 29 октября 2009 года N Д05-4899.

Таким образом, доводы заявителя основаны на ошибочном толковании Закона № 294-ФЗ и подлежат отклонению.

Вместе с тем, суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок данности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что вменяемое Даниловскому государственному унитарному предприятию Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования правонарушение является длящимся, выявлено в ходе проведения рейдовой проверки 28.02.2013. На момент рассмотрения дела административным органом (06.05.2013) двухмесячный срок для привлечения Предприятия к ответственности истек.

Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 06.05.2013г. № 09-25 о привлечении Даниловского государственного унитарного предприятия Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (ИНН 7617000420, ОГРН 1027601459456) к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова