АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-8113/2018
22 августа 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В., помощником судьи Клевакиной Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТоргИнтер" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального Казначейства по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 26.02.2018 № 71-14-02/33/766 о возврате исполнительного листа,
об обязании принять на исполнение заявление на взыскание по исполнительному листу ФС № 013270392 от 26.01.2017,
при участии
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО1 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 29.12.2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТоргИнтер» (далее – ООО «ТоргИнтер», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального Казначейства по Ярославской области (далее – УФК) от 26.02.2018 № 71-14-02/33/766 о возврате исполнительного листа, об обязании принять на исполнение заявление на взыскание по исполнительному листу ФС № 013270392 от 26.01.2017.
Заявитель указывает, что обратилось в отдел № 3 Управления Федерального казначейства по Ярославской области с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Ярославской области по делу № А82-8525/2015, однако УФК отказалось принять его к исполнению в связи с тем, что открытый лицевой счет учитывает только межбюджетные трансферты на лицевом счете получателя бюджетных средств. УФК разъяснило, что у должника Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области также открыт счет в финансовом управлении администрации Ростовского муниципального района Ярославской области.
Заявитель пояснил, что направил исполнительный лист в УФК, так как управление финансов администрации Ростовского МР не исполняет решение суда в установленный законом трехмесячный срок.
По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, так как в соответствии со ст.16 АПК РФ органы государственной власти обязаны исполнять судебные акты, порядок исполнения которых определен ст.ст.242.4-242.5 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, должник не лишен права исполнить судебный акт в течение трех месяцев с любого счета, который у него есть в наличии.
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, исходит из положений ст.ст.242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения, не могут предъявляться к лицевым счетам получателя бюджетных средств по учету операций с межбюджетными трансфертами и исполняться в соответствии с положениями ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ. Исполнение указанных исполнительных документов за счет межбюджетных трансфертов в порядке, определенном ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, повлечет нарушение бюджетного законодательства.
Также ответчик ссылается на разъяснения, данные в письме
Минфина России N 02-01-07/60975, Казначейства России N 07-04-05/09-715 от 23.10.2015 «Об исполнении исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального казенного учреждения)», согласно которому исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения, не принимаются органом Федерального казначейства к лицевому счету для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, если в органе Федерального казначейства не открыт основной лицевой счет.
Указанные исполнительные документы возвращаются взыскателю с разъяснением порядка их предъявления к основному лицевому счету получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытому в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
УМИ администрации Ростовского МР 10.07.2013 открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № 03713001530. На данном лицевом счете учитываются только операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Основной лицевой счет должника – УМИ администрации Ростовского МР ЯО открыт в управлении финансов администрации Ростовского МР, в УФК основной лицевой счет должника отсутствует, что исключает реализацию принудительных властных полномочий, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 242.5 БК РФ.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявил о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается без участия представителей заявителя по представленным сторонами документам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2016 по делу № А82-8525/2015 взыскано с управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройразвитие" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 015 433,35 руб. – долг, 60 961,32 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами, всего 3 076 394,67 руб.; продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга, начиная с 16.06.2015 по 31.07.2016 исходя из существующих, в месте нахождения кредитора, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, с 01.08.2016 по день фактической оплаты долга исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Арбитражным судом Ярославской области взыскателю ООО «Развитие» 26.01.2017 выдан исполнительный лист серия ФС 013270392 с предметом исполнения: «Взыскать с управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройразвитие" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 015 433,35 руб. – долг, 60 961,32 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами, всего 3 076 394,67 руб.
Продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга, начиная с 16.06.2015 по 31.07.2016 исходя из существующих, в месте нахождения кредитора, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, с 01.08.2016 по день фактической оплаты долга исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды».
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2018 по делу № А82-8525/2015 произведена замена взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "Стройразвитие" (ИНН <***>, ОГРН <***>) на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "ТоргИнтер" (ИНН <***>, ОГРН <***>) по исполнительному листу Серия ФС 013270392, выданному 26.01.2017 по делу № А82-8525/2015.
21.02.2018 ООО «ТоргИнтер» обратилось в УФК по Ярославской области с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа Серия ФС 013270392, выданного 26.01.2017 по делу № А82-8525/2015.
26.02.2018 УФК по Ярославской области вынесло решение № 71-14-02/33/766 о возврате исполнительного листа, так как должнику УМИ администрации Ростовского МР ЯО в УФК не открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению об Управлении муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденному постановлением администрации Ростовского муниципального района от 31.12.2010 № 2537, является муниципальным учреждением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно п.2 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами «в», «г», «д» пункта 4
Приказа Казначейства России от 17.10.2016 N 21н (ред. от 28.12.2017) "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства", для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
в) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджетов в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета бюджетных и денежных обязательств получателя бюджетных средств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования) (далее - лицевой счет получателя бюджетных средств);
г) лицевой счет, предназначенный для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - лицевой счет администратора доходов бюджета);
д) лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением об осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме
Минфина России N 02-01-07/60975, Казначейства России N 07-04-05/09-715 от 23.10.2015 «Об исполнении исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального казенного учреждения)», исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения, не принимаются органом Федерального казначейства к лицевому счету для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, если в органе Федерального казначейства не открыт основной лицевой счет.
Указанные исполнительные документы возвращаются взыскателю с разъяснением порядка их предъявления к основному лицевому счету получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытому в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из представленного ответчиком Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, следует, что УМИ администрации Ростовского МР 10.07.2013 открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № 03713001530. На данном лицевом счете учитываются только операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Основной лицевой счет должника – УМИ администрации Ростовского МР ЯО открыт в управлении финансов администрации Ростовского МР, в УФК основной лицевой счет должника отсутствует, что исключает реализацию принудительных властных полномочий, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 242.5 БК РФ, поскольку повлечет нарушение бюджетного законодательства.
В связи с этим оспариваемое решение принято ответчиком в соответствии с требованиями законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья
Розова Н.А.