Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-8161/2012
11 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой Т.И., секретарем Яблоковой Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
1. Открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания"
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
2. Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения антимонопольного органа
третье лицо – ЗАО «Завод гидромеханизации»
при участии:
от заявителей – 1. ФИО1, доверенность от 23.04.2012г.
ФИО2, доверенность от 30.07.2012г.
2. ФИО3, доверенность от 04.06.2012г.
ФИО4, доверенность от 18.06.2012г.
ФИО5, доверенность от 06.12.2012г.
от ответчика – ФИО6, доверенность от 27.06.2012г.
от третьего лица – ФИО7, доверенность от 27.11.2012г.
установил:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОАО «МРСК Центра») и Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (ОАО «ЯСК») обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/80-11 от 26 марта 2012г. (в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012г.).
К участию в деле в качестве третьего лица на основании статьи 51 АПК РФ привлечено Закрытое акционерное общество «Завод гидромеханизации», чье заявление послужило поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ответчик требования заявителей не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Таким образом, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
ОАО «МРСК Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим Обществу сетям, в том числе, в пределах Ярославской области. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем на основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по присоединенным сетям в пределах Ярославской области.
Доминирующее положение на указанных рынках заявителями не оспаривается.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 26 марта 2012г. принято и 09 апреля 2012г. изготовлено в полном объеме Решение по делу №03-03/80-11, которым ОАО «ЯСК» и ОАО «МРСК Центра» признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Признаки нарушения части 1 статьи 10 усмотрены ответчиком в действиях гарантирующего поставщика ОАО «ЯСК», выразившихся в несоблюдении порядка направления уведомления № 12/182 от 24.01.2011 (без применения специального порядка и ненадлежащему лицу) об ограничении режима потребления электрической энергией в адрес ОАО «Завод гидромеханизации» (пункт 2 резолютивной части решения).
Признаки нарушения части 1 статьи 10 усмотрены ответчиком в действиях ОАО «МРСК Центра» по направлению в адрес ОАО «Завод гидромеханизации» уведомления № МРСК-ЯР/22-2/1357-1 от 23 марта 2011 года о полном ограничении режима потребления электрической энергии без получения в соответствующие сроки надлежащего уведомления от Гарантирующего поставщика, что, по мнению антимонопольного органа, совершено за пределами осуществления гражданских прав и является угрозой прекращения снабжения электрической энергией объектов потребителя, ущемляет его права и законные интересы (пункт 1 резолютивной части решения).
Как указано в тексте оспариваемого решения, основания для выдачи предписания отсутствуют, поскольку фактически ограничение режима потребления не вводилось.
В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие установленные антимонопольным органом фактические обстоятельства.
Между Гарантирующим поставщиком (ОАО «ЯСК») во исполнение своих обязанностей по договорам поставки электрической энергии и ФИО9 организацией (ОАО «МРСК Центра») заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Указанным договором, в том числе, установлен порядок взаимодействия при процедуре ограничения потребителей электрической энергии, действующий между Гарантирующим поставщиком и ФИО9 организацией.
Между ОАО «Завод гидромеханизации» и Гарантирующим поставщиком заключен договор поставки электрической энергии №912 от 01.12.2006г. Согласно Приложениям №№ 3,4 одной из точек поставки по Договору является опора № 25, ВЛ-110 кВ линия Переборы 1, 2 ПС Венера; точкой технологического присоединения третьих лиц, а именно, ООО «Волгалестранс», Канализационно-насосная станция фф.7,8, ЗАО «Мобиком Центр» является п/ст. Нептун 1 секция шин 6 кВ – один из объектов электросетевого хозяйства хозяйствующего субъекта ОАО «Завод Гидромеханизации».
Согласно пункту 2.1.3 Договора Гарантирующий поставщик обязуется урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки Заявителя.
Кроме того Договором (Приложением № 12) утвержден Порядок индивидуального адресного прекращения (ограничения) поставки электрической энергии. Согласно пункту 4 указанного Приложения в случае отказа потребителя от выполнения обязанностей по доступу к энергопринимающим устройствам Гарантирующий поставщик имеет право на введение ограничения режима потребления электрической энергии путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.
Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО «Завод гидромеханизации», Главы г. Рыбинска, Прокурора г. Рыбинска, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области, Начальника управления Министерства по делам ГО ЧС по г. Рыбинску направлено уведомление №12/78 от 18.01.2011г. о введении ограничения режима потребления электрической энергии 26.01.2011г. с 10.00 частично до уровня аварийной брони фидеров №№ 20, 24, 27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№ 7, 8 ГРП 6 кВ. Основание направления указанного уведомления - ненадлежащее выполнение обязательств по оплате электрической энергии. Задолженность на 18 января 2011г. составляет 2 211 400 руб.
Гарантирующим поставщиком в адрес ФИО9 организации направлена Заявка №03-1/02 от 18.01.2011г. на введение ограничения 26.01.2011 с 10.00 режима потребления электроэнергии путем отключения пс. «Нептун» фид. №№ 20, 24, 27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№ 7,8 ГРП 6 кВ. (указание о введении частичного ограничения до уровня аварийной брони в заявке отсутствует). Основание ограничения: невыполнение договорных условий по оплате за потребленную электроэнергию.
Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО «Завод гидромеханизации» направлено уведомление №12/182 от 24.01.2011 (получено главным энергетиком ФИО8, о чем на уведомлении проставлена соответствующая отметка) о частичном введении ограничения режима потребления электрической энергией 31.01.2011г. с 10.00. фидеров №№ 20, 24, 27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№ 7, 8 ГРП 6 кВ. Основание направления указанного уведомления: ненадлежащее выполнение обязательств по оплате электрической энергии.
Гарантирующим поставщиком в адрес ФИО9 организации направлена Заявка №03-1/30 от 25.01.2011г. на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 10.00 31.01.2011г. путем отключения пс. Нептун фид. №№ 20, 24, 27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№ 7,8 ГРП 6 кВ. (указание о введении частичного ограничения отсутствует).
Таким образом, как установлено Комиссией УФАС по Ярославской области, содержание уведомлений №№12/78, 12/182 от 18.01.2011г. и от 24.01.2011г., направленных в адрес ОАО «Завод гидромеханизации», и содержание заявок, №№03-1/02, 03-1/30 от 18.01.2011г., от 25.01.2011г., направленных в адрес ФИО9 организации для фактического исполнения указанных уведомлений, не идентичны в части объемов ограничения (в адрес потребителя направлены уведомления о частичном ограничении, в том числе до уровня аварийной брони, в адрес ФИО9 организации направлены заявки о полном ограничении путем отключения п/с «Нептун»).
В соответствии с Заявкой №03-1/30 от 25.01.2011г. представители ФИО9 организация выехали на место для выполнения мероприятий по ограничению, однако указанные мероприятия не состоялись по причине недопуска представителей ФИО9 организации на соответствующий объект электросетевого хозяйства (Акт от 31.01.2011г.).
Сетевая организация направила в адрес Заявителя уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №МРСК-ЯР/22-2/1357-1 от 23 марта 2011 года (полном) с 10.00 31 марта 2011 года путем отключения шлейфов на концевой опоре у подстанции Нептун.
Правовая позиция ответчика по данному делу состоит в следующем: учитывая положения постановления Правительства РФ №530 от 31 августа 2006г., договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенный между Гарантирующим поставщиком и ФИО9 организацией и договор между Гарантирующим поставщиком и потребителем, Сетевая организация не могла выступать инициатором ограничения режима потребления электрической энергии ОАО «Завод гидромеханизации» на дату 31.03.2011г., в связи с чем направление в адрес потребителя соответствующего уведомления №МРСК-ЯР/22-2/1357-1 от 23 марта 2011 года о полном ограничении режима потребления электрической энергии, не получив в соответствующие сроки надлежащего уведомления от Гарантирующего поставщика, при изложенных фактических обстоятельствах совершено за пределами осуществления гражданских прав, является угрозой прекращения снабжения электрической энергией объектов Заявителя, ущемляет права и законные интересы Заявителя, нарушает часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, поскольку одной из точек технологического присоединения третьих лиц на объекте электросетевого хозяйства - п/с «Нептун 1» (секция шин 6 кВ) является Канализационно-насосная станция (фф.7,8), должен применяться специальный порядок ограничения и уведомления о предстоящем ограничении. Такое уведомление, в силу пункта 175 Основных положений функционирования розничных рынков, подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Как установлено УФАС, уведомление №12/182 от 24.01.2011г. получено главным энергетиком ОАО «Завод гидромеханизации» ФИО8, о чем на уведомлении проставлена соответствующая отметка, однако в Договоре (Приложение № 11 Список лиц, имеющих право вести диспетчерские переговоры) указанное физическое лицо отсутствует.
Таким образом, действия Гарантирующего поставщика, выразившиеся в несоблюдении порядка направления уведомления № 12/182 от 24.01.2011г. (без применения специального порядка и ненадлежащему лицу) об ограничении режима потребления электрической энергией в адрес потребителя образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Оспаривая вынесенное антимонопольным органом решение, ОАО «ЯСК» указывает следующее. Во-первых, предполагаемое в январе 2011г. частичное ограничение потребления электрической энергии ОАО «Завод гидромеханизации» не касалось фидеров, питающих КНС (фидеры 7 и 8 РУ 6 Кф секции шин трансформатора №2 подстанции «Нептун»), в связи с чем применение специального режима ограничения потребления не требовалось; в уведомлении №12/78 от 18.01.2011г. допущена ошибка в части указания на частичное ограничение потребления до уровня аварийной брони. ОАО «ЯСК» намеревалось отключить производственные цеха ОАО «Завод гидромеханизации», запитанные от фидеров №№ 20, 24, 27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№ 7, 8 ГРП 6 кВ. Во-вторых, уведомление №12/182 от 24.01.2011г. получено главным энергетиком ОАО «Завод гидромеханизации» ФИО8 24.01.2011г. под расписку. Поскольку на тот момент ФИО8 занимал должность главного энергетика ОАО «Завод гидромеханизации», заявитель полагает, что уведомление было вручено надлежащему лицу.
Правовая позиция ОАО «МРСК Центра» состоит в следующем. В январе 2011г. сетевая организация не была допущена для осуществления ограничения ОАО «Завод гидромеханизация», самоограничение также произведено не было, в связи с чем в силу пункта 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии у сетевой организации возникло право на полное ограничение режима потребления. В период с января по март 2011г. ОАО «МРСК Центра» владело информацией о наличии задолженности ОАО «Завод гидромеханизации» перед ОАО «ЯСК», так как с момента подачи первоначальной заявки о введении частичного ограничения в январе 2011г. гарантирующий поставщик прекращает оплату услуг сетевой организации в части передачи электроэнергии должнику. Заявитель полагает, что повторная инициатива на ограничение потребления электроэнергии со стороны ОАО «ЯСК» в данной ситуации не требовалась, в период с января по март 2011г. ОАО «МРСК Центра» производила подготовительные работы для введения полного ограничения. Заявитель указывает, что требования пункта 173 Основных положений в данной ситуации подлежат исполнению ОАО «Завод гидромеханихзации» как собственником сетей, к которым присоединены потребители, надлежащим образом выполняющие обязательства по оплате электроэнергии, в том числе собственник должен: незамедлительно уведомить об этом инициатора ограничения (ОАО «ЯСК»), разработать в срок, не превышающий трех рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей). Кроме того, заявитель полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку не имеется оснований для вывода об ущемлении интересов ОАО «Завод гидромеханизации», который при задолженности в сумме 2 211 400 руб. в период с января по март 2011г. потреблял электроэнергию без каких-либо ограничений.
Третье лицо выводы антимонопольного управления считает правомерными. Однако, представитель третьего лица в судебном заседании подтвердил тот факт, что предполагаемое в январе 2011г. ограничение потребления электроэнергии ОАО «Завод гидромеханизации», согласно направленным ОАО «ЯСК» и ОАО «МРСК Центра» уведомлениям, не повлекло бы за собой ограничение электроснабжения КНС, так как отключения фидеров 7 и 8 не планировалось. Третье лицо подтверждает долджностные полномочия ФИО8 как главного энергетика Общества в январе 2011г. Третье лицо указывает, что с января по март 2011г., включительно, Обществом поэтапно выплачивалась задолженность перед ОАО «ЯСК», в связи с чем в апреле 2011г. гарантирующим поставщиком были отозваны уведомления об ограничении электроснабжения; полагает, что основания для полного ограничения электроснабжения 23 марта 2011г. отсутствовали.
Оценив доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также условия взаимодействия субъектов розничных рынков (участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей) в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией установлены Основными положениями функционирования розничных рынков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года (далее по тексту Основные положения).
Согласно пункту 161 Основных положений ограничение режима потребления может вводиться, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств).
В соответствии с пунктом 160 Основных положений полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных соответствующим разделом обстоятельств.
В силу пунктов 163, 164 Основных положений полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети. Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
Согласно пункту 166 Основных положений при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления и отсутствии технической возможности введения частичного ограничения с питающих центров сетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам уполномоченных представителей сетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления.
В случае отказа потребителя в доступе сетевая организация составляет соответствующий акт. В акте указываются дата и время его составления, основания введения ограничения, причины отказа в доступе, которые указываются потребителем, фамилия, инициалы и должность лиц, подписывающих акт. Дата и время составления указанного акта являются датой и временем, когда сетевая организация предъявила требования об обеспечении доступа к энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам потребителя. Акт об отказе в доступе к энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам потребителя подписывается уполномоченными представителями потребителя и сетевой организации. В случае отказа потребителя от подписания акта сетевая организация указывает в акте на данное обстоятельство, при этом указанный акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц и подписывается этими лицами.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному или полному ограничению режима потребления сетевая организация вправе осуществить полное ограничение режима потребления в соответствии с пунктом 163 Основных положений.
Согласно пунктам 170, 171 Основных положений ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:
а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; б) об основаниях введения ограничения режима потребления;
в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.
В случае отсутствия технической возможности введения полного или частичного ограничения режима потребления и отказа потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления сетевая организация (иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства) вправе произвести необходимые переключения в энергопринимающих устройствах такого потребителя в присутствии уполномоченного представителя гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) и потребителя (его представителя). Порядок проведения таких переключений определяется договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения) (п. 167). Кроме того в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) (п. 168).
Вместе с тем согласно пункту 173 Основных положений в случае если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 Основных положений, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, либо повлечь за собой возникновение аварий в работе отдельных объектов электроэнергетики, сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны: незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения; разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие, в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей).
Кроме того согласно пункту 175 Основных положений порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
- порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
В ходе судебного разбирательства установлено, что предполагаемое в январе 2011г. ограничение потребления электрической энергии на объектах ОАО «Завод гидромеханизации» не повлекло бы ограничение потребления на КНС – объекте, частичное или полное ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности. Кроме того, суд считает надлежащим вручение уведомления ОАО «ЯСК» о введении частичного ограничения 24.01.2011г. главному энергетику ОАО «Завод гидромеханизации» ФИО8 лично под роспись. Уведомление вручено уполномоченному должностному лицу по вопросам энергообеспечения ОАО «Завод гидромеханизации» в установленные сроки, в связи с чем суд считает, что несоблюдение отдельных формальностей не может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением на рынке, тем более, что гарантирующим поставщиком выбран очевидно наиболее эффективный способ уведомления о предстоящем ограничении.
Таким образом, суд не усматривает в действиях ОАО «ЯСК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Вместе с тем, суд полагает, что действия ОАО «МРСК Центра» по направлению в адрес ОАО «Завод гидромеханизации» 23 марта 2011г. уведомления о полном ограничении отпуска электрической энергии с 10 часов 31 марта 2011г. в случае непогашения задолженности перед ОАО «ЯСК» в срок до 31 марта 2011г. носят характер злоупотребления доминирующим положением на рассматриваемом рынке и ущемляют интересы ОАО «Завод гидромеханизации».
По мнению суда, данные действия совершены сетевой организацией вне допустимых пределов осуществления гражданских прав в силу следующих обстоятельств. Согласно пункту 166 Основных положений функционирования розничных рынков сетевая организация в сложившихся обстоятельствах (отсутствие самоограничения со стороны потребителя, недопуск сетевой организации для обеспечения ограничения) имела право осуществить полное ограничение режима потребления ОАО «Завод гидромеханизации» в соответствии с пунктом 163 Основных положений. Однако системное толкование положений раздела 8 Основных положений функционирования розничных рынков позволяет сделать вывод о том, что действия гарантирующего поставщика и сетевой организации, направленные на ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, должны носить единовременный и согласованный характер. Инициатором такого ограничения может быть только ОАО «ЯСК», как сторона по договору с потребителем, в силу пункта 171 Основных положений, сетевая организация в данных правоотношениях является исполнителем воли поставщика и производит действия по ограничению режима потребления (частичному или полному) в строго определенной Основными положениями последовательности. Суд полагает, что разрыв во времени между недопуском сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства потребителя (31 января 2011г.) и направлением уведомления ОАО «МРСК Центра» от 23 марта 2011г. (почти два месяца) недопустим. При таких обстоятельствах суд рассматривает направление уведомления о полном ограничении как действия по инициативе сетевой организации при отсутствии волеизъявления поставщика, несущие в себе, исключительно, угрозу, направленную на получение денежных средств (опосредованное для сетевой организации) в нарушение установленной процедуры. Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. направление такого уведомления не предусмотрено вообще именно по той причине, что полное отключение электроэнергии является естественным продолжением предыдущих действий (бездействия) гаранитирующего поставщика, сетевой организации и потребителя. Основанием для введения ограничения является неисполнение обязательств по договору со стороны потребителя, в данном случае – задолженность. Как установлено судом, в течение февраля – марта 2011г. размер задолженности ОАО «Завод гидромеханизации» незначительно уменьшался, старая задолженность выплачивалась, новая возникала. Отношения между ОАО «ЯСК» и ОАО «Завод гидромеханизации» носят нестабильный характер, о чем свидетельствуют многочисленные уведомления поставщика о введении частичного ограничения на разных объектах потребителя и об отмене ограничений. Как установлено судом, 31 марта 2011г. ограничение потребления на ПС «Нептун» произведено не было, письмом от 31 марта 2011г. сетевая организация сообщила о переносе срока ограничения на 05 апреля 2011г. и вновь потребовала оплатить задолженность. При этом, 09 марта 2011г. ОАО «ЯСК» уведомило ОАО «Завод гидромеханизации» о введении ограничения на другом объекте – РП «Охотино» фидер №1 «Учма» КТП-100 п/л «Орленок», в связи с чем в тот же день в адрес ОАО «МРСК Центра» была направлена заявка на частичное ограничение электроснабжения на РП «Охотино». Актом от 17 марта 2011г. подтверждается факт отключения электроснабжения на данном объекте силами ОАО «МРСК Центра». 05 апреля 2011г. ОАО «ЯСК» направило в адрес сетевой организации заявку на возобновление режима электроснабжения потребителя путем подключения пс «Нептун» - фидеры №№20,24,27 ЦРП 6 кВ, ячеек №№7,8 ГРП 6 кВ.
Кроме того, системное толкование пунктов 170 -173 Основных положений позволяет сделать вывод о том, что требования, установленные пунктом 173 для случаев, когда ограничение режима потребления может привести к ограничению или прекращению подачи электроэнергии добросовестным потребителям, распространяются как на сетевую организацию, так и на иных собственников объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя, не исполняющего договорные обязательства. Как установлено судом, требования пункта 173 выполнены ОАО «МРСК Центра» не были – инициатор введения ограничения (ОАО «ЯСК») не был извещен о введении полного ограничения, при том, что к сетям ОАО «Завод гидромеханизации» присоединены еще три потребителя: ОАО «Волгалестранс», КНС (потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, экологической безопасности) и ЗАО «Мобиком Центр», чьи интересы также могли быть затронуты в случае полного отключения ПС «Нептун». Таким образом, был нарушен принцип индивидуального подхода к каждому потребителю, установленный пунктом 170 Основных положений.
Принимая во внимание изложенное, суд считает обоснованным вывод Комисии УФАС по Ярославской области о наличии в действиях ОАО «МРСК Центра» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем полагает, что требования заявителей подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным пункт 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/80-11 от 26 марта 2012г. (в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012г.).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2000 руб. судебных расходов.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Е.В. Мухина