Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-817/2012
29 февраля 2012 года
резолютивная часть решения оглашена 24.02.2012г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания Фроловичевой М.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Заволжского района г.Ярославля
о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лебедь Ольги Александровны (ОГРН 311760407500025, ИНН 760705381190) по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – Пряхина А.В.- пом. прокурора, Самойлов Г.В.- пом. прокурора
от лица, в отношении которого составлен протокол , - Лебедь О.А.
установил :
Прокурор Заволжского района Ярославской области обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, индивидуального предпринимателя Лбедь Ольги Александровны на основании ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании заявитель поддержал требования. Пояснил, что предпринимателем осуществляется образовательная деятельность в отсутствии лицензии.
Предприниматель Лебедь факт совершения административного правонарушения не признала, пояснила, что семейный центр «7Я» организована группа длительного пребывания детей. Образовательная деятельность в семейном центре не ведется. Функции центра ограничиваются организацией игр и занятий в соответствии с возрастом ребенка.
Оценивая необходимость привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Прокуратурой Заволжского района города Ярославля, по заявлению гражданина, проведена проверка семейного центра предпринимателя Лебедь О.А. «7Я», расположенного по адресу: г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, д.42, корп.2.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется образовательная деятельность в отсутствии лицензии.
На основании материалов прокурором Заволжского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 1 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Во исполнение положений части 3 статьи 33.1 Закона РФ "Об образовании" Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с преамбулой Закона РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Часть 1 статьи 27 Закона РФ "Об образовании" предусматривает, что образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ "Об образовании" образовательный процесс представляет собой реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией.
Согласно статье 18 Закона РФ "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666 устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
При этом для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных в соответствии с пунктом 2 Положения.
Суд полагает, что доказательства, представленные заявителем (договор об оказании платных услуг, фототаблица) не свидетельствуют о том, что осуществляемая ответчиком деятельность соответствовала критериям образовательной в смысле, определенном Законом РФ "Об образовании".
Несмотря на использование отдельных элементов и терминов образовательных программ, такая деятельность не предполагает систематизированного приобретения ребенком тех или иных навыков, достижения и подтверждения определенного образовательного ценза, удостоверение данного факта соответствующим документом.
Суд полагает, что осуществляемая предпринимателем деятельность сводится к оказанию услуг по организации досуга детей дошкольного возраста и не может быть отнесена образовательной деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании, лицензированию не подлежит Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.
Учитывая, что в деятельности ответчика усматривались элементы и термины образовательных программ, но она не носила системного характера, оснований для отнесения ее к числу подлежащих лицензированию не имеется.
Поскольку прокурор в нарушение ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих и достаточных доказательств того, что осуществляемая предпринимателем деятельность является образовательной, суд не усматривает в действиях предпринимателя признаков объективной стороны вменяемого ей административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Ловыгина Н.Л.