ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8477/13 от 30.08.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-8477/2013

30 августа 2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества "Рыбинская управляющая компания"   (ИНН 7610097719, ОГРН 1127610004312)

об оспаривании постановления Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)   от 18.06.2013 № 07-13/29/35ПЮЛ1 о назначении административного наказания

установил:

Открытое акционерное общество «Рыбинская управляющая компания» (далее – Управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, административный орган, Управление) от 18.06.2013 № 07-13/29/35ПЮЛ1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.

Административный орган представил письменный отзыв, согласно которому считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу проведена камеральная проверка исполнения ОАО «Рыбинская управляющая компания» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 05.12.2009 по 02.04.2013.

В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.

ОАО «Рыбинская управляющая компания» заключены договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г.Рыбинск, Волжская набережная, д. 179 (договор от 01.05.2008), г.Рыбинск, Пр. 50 лет Октября, д. 50 (договор от 01.01.2012), г.Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7 (договор от 01.05.2008) и др.

Согласно пункту 2.1 указанных договоров ОАО «Рыбинская управляющая компания» обязано предоставлять коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями Собственника в Многоквартирном доме, в том числе:

- холодное водоснабжение;

- горячее водоснабжение;

- водоотведение;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- отопление.

ОАО «Рыбинская управляющая компания» также заключены следующие договоры с поставщиками:

- Договор на муниципальный заказ на отпуск воды, отвод и очистку сточных вод муниципального жилого фонда № 598-ж от 01.09.2005г.

- Договор на снабжение тепловой энергией с МУП городского округа г. Рыбинск «Теплоэнерго» № 8 от 01.01.2010

- Договор снабжения электрической энергией № 704295 от 01.07.2009г.

Согласно п. 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Рыбинск, Волжская набережная, д. 179, от 01.05.2008г., п.3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д.50 от 01.01.2012, п.3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Рыбинск, ул.Строительная, д.3/7, от 01.05.2008, и др., ОАО «Рыбинская управляющая компания» обязано принимать от Собственника плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ).

По распоряжению Собственника, отраженному в соответствующем документе, Управляющая организация обязана принимать плату за вышеуказанные услуги от всех нанимателей и арендаторов помещений Собственника.

По договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда плата за содержание и ремонт помещения, а также плата за коммунальные услуги принимается от нанимателя такого помещения. Управляющая организация обеспечивает начисление и перечисление платежей за наем в соответствии с письменным указанием Собственника.

В соответствии с п.4.6 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится в установленные настоящим Договором сроки на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации.

На основании п. 4.8 указанных договоров собственники, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.

Установлено, что ОАО «Рыбинская управляющая компания» заключен договор с Муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр» от 01.04.2006 № 2 «Р», согласно пункту 1.2 которого ОАО «Рыбинская управляющая компания» поручает Муниципальному унитарному предприятию Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр» организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО «Рыбинская управляющая компания».

Исследовав указанные договора, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО пришло к выводу об осуществлении ОАО «Рыбинская управляющая компания» деятельности оператора по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, что, по мнению административного органа в терминологии Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" является деятельностью оператора по приему платежей.

В ходе проверки Управлением также установлено, что:

- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ОАО «Рыбинская управляющая компания» в течение длительного периода не проводилась идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в связи с чем не имело возможность исполнить требования пункта 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ о приостановлении операций;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом не разработаны и не утверждены руководителем организации правила внутреннего контроля. Общество осуществляет деятельность в отсутствие программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретатей, программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы документального фиксирования информации, программы регламентирующей порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в Обществе не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям;

- в нарушение подпункта «а» пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, генеральный директор ОАО «Рыбинская управляющая компания» Сивков А.С., главный бухгалтер Общества Ефимова Г.Г., главный юрисконсульт Общества Бабенков Н.Л. обучение в форме целевого инструктажа не прошли; вводные и дополнительные инструктажи в ОАО «Рыбинская управляющая компания», обязательность которых предусмотрена Положением, не проводились.

Результаты проверки оформлены актом от 11.06.2013 № 07-13/29/29/АК.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Управления 11.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 07-13/29ПЮЛ1, по результатам рассмотрения которого руководителем Управления 18.06.2013 вынесено постановление № 07-13/29/35ПЮЛ1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Общество считает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулирует Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  В соответствии со статьей 1 Закона данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

Статьей 3 Закона установлено, что под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с дeнeжными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 ООО рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 ООО рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возложена обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом отплательщика   денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 103-ФЗ под плательщиком понимается физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту   денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей   либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункты 3, 4 статьи 2 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ поставщиком является   юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо   или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации  , а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

Из обстоятельств рассматриваемого дела усматривается, что ОАО «Рыбинская управляющая компания» заключены договора управления многоквартирными домами, согласно которым Общество обязалось поставить коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателя и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещения Собственника в многоквартирном доме (п.2.1 Договоров).

Согласно пункту 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д.179, от 01.05.2008г., а также договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Рыбинск, ул.Строительная, д.3/7, от 01.05.2008г., пункту 3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д.50 от 01.01.2012, ОАО «Рыбинская управляющая компания» обязано принимать плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ)  .

В соответствии с пунктами 4.6, 4.8 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации и в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.

Во исполнение своей обязанности Обществом заключен договор с Муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр» от 01.04.2006 № 2 «Р», согласно которому ОАО «Рыбинская управляющая компания» поручает организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО «Рыбинской управляющей компанией».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Рыбинская управляющая компания» применительно к положениям Федерального закона № 103-ФЗ является поставщиком, которому плательщиком вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ), а Муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр» - платежным агентом, который осуществляет прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществляет последующие расчеты с поставщиком - ОАО «Рыбинская управляющая компания» (часть 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (уполномоченным органом) является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808).

В соответствии с уведомлением МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 02.02.2010 № 01-32-04/150дсп Муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр» состоит на учете за № 716007575 как организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом.

Доказательств того, что Управляющая компания выступала в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - доказательств принятия ОАО «Рыбинская управляющая компания» денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя Муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального округа Ярославской области «Информационно-расчетный центр», в материалах дела не имеется.

Учитывая, что в силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, возложена на операторов по приему платежей, которым в силу пунктов 3,4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ является платежный агент, а Управляющая компания к таковым не относится (доказательств обратного не представлено), суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ОАО «Рыбинская управляющая компания» состава вменяемого административного правонарушения.

Доводы административного органа и том, что Общество осуществляет деятельность оператора по приему платежей является ошибочной, основанной на неверном толковании норм права и оценке фактических обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и в силу пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ основанием для вынесения постановления о прекращении производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 18.06.2013 № 07-13/29/35ПЮЛ1 о привлечении Открытого акционерного общества "Рыбинская управляющая компания" (ИНН 7610097719, ОГРН 1127610004312) к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова