ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8486/10 от 16.12.2010 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-8486/2010-19

13.01.2011

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2010

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.О. Кокуриной

  при ведении протокола судебного заседания  секретарем Клевакиной Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск

к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании незаконным решения от 01.04.2010 № 820

при участии:

от заявителя – Комаровой Е.С. - по доверенности от 16.04.2010

от ответчика – Бухарева Р.Б. - по доверенности от 13.01.2010

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.04.2010 № 820 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в сумме 62 500,82 руб.

Ответчик требования заявителя не признал, считает принятое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока обращения в суд, определением от 02.11.2010 суд удовлетворил его с учетом следующего. Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение ответчика получено заявителем 12.04.2010. В июне 2010 года департамент обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, однако данное заявление было оставлено судом без движения, а, затем, возвращено заявителю. Департамент снова обратился в суд 27.07.2010 с пропуском установленного срока. Учитывая крайне незначительный период пропуска срока подачи иска, с учетом того, что департамент принимал меры к подаче в суд заявления в установленный законом срок, суд определил ходатайство заявителя о восстановлении срока подачи заявления о признании незаконным решения ответчика от 01.04.2010 № 820 удовлетворить, восстановить заявителю срок обращения в суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил.

Государственным учреждением – Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка страхователя. По результатам проверки составлен акт от 06.03.2010 № 30с/с и вынесено решение от 01.04.2010 № 820 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в сумме 62 500,82 руб. Проверкой установлено, что расходы страхователя в этой сумме произведены с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию, а именно, организацией в 2007 – 2009 годах выплачены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, при расчете размера которых в средний заработок включены единовременные выплаты и материальная помощь, выплачиваемые к отпуску. Как указано в акте проверки, такие выплаты социального характера, не относящиеся к оплате труда, неправомерно включены страхователем в состав среднего заработка; нарушены п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию".

Оспаривая решение ответчика, заявитель утверждает, что единовременная выплата и материальная помощь, выплачиваемые к отпуску, входят в денежное содержание муниципального служащего как составляющая часть оплаты его труда. По мнению заявителя, такие выплаты обоснованно учтены департаментом при расчете среднего заработка и размера пособий.

Как следует из материалов дела и признано ответчиком в судебном заседании, отделением ФСС исключены из расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет выплаты, предусмотренные пунктами 4.1 и 4.2 Положения о поощрении, премировании и оказании материальной помощи лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Администрации городского округа город Рыбинск, утвержденного Распоряжением Администрации городского округа город Рыбинск от 01.07.2006 № 3-К «Об утверждении положений по оплате труда» (Департамент является структурным подразделением Администрации городского округа город Рыбинск). В названных пунктах положения идет речь о единовременной выплате в размере должностного оклада, которая производится муниципальному служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, и о материальной помощи муниципальному служащему в размере 2-х должностных окладов в год, одна часть которой также выплачивается при уходе в отпуск, а другая часть – в течение календарного года по мере наличия средств. При этом при приеме на работу в текущем году и при увольнении муниципального служащего материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени.

Оценив обстоятельства дела и правовые позиции сторон, суд согласился с заявителем.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 870 установлено, что исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Таким образом, в заработок, исходя из которого исчисляются все спорные пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ, в частности, определено, что не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи с исключительными обстоятельствами, названными в данной норме закона.

Согласно п. 2, п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Определение заработной платы (оплаты труда) дано в ст. 129 Трудового кодекса РФ: это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются, в частности, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона Ярославской области от 27.06.2007 N 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, в которое, в частности, входят единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, на что прямо указано в данной норме закона.

Пунктом 3 Положения о размерах и порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа город Рыбинск, утвержденного Решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 27.09.2007 N 157, предусмотрено, что оплата труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, производится в виде денежного содержания, которое состоит, в частности, из единовременной выплаты и материальной помощи. Как указано в п. 3.12 данного Положения в течение календарного года муниципальному служащему выплачивается единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска в размере одного должностного оклада и материальная помощь в размере двух должностных окладов. Порядок выплаты материальной помощи определяется соответствующим положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления города.

На основании перечисленных нормативных актов Распоряжением Администрации городского округа город Рыбинск от 01.07.2006 № 3-К и было предусмотрено осуществление муниципальным служащим единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи.

Таким образом, спорные выплаты входят в состав оплаты труда муниципальных служащих, на что прямо указано в ст. 9 Закона Ярославской области от 27.06.2007 N 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области" и п. 3 Положения о размерах и порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа город Рыбинск, утвержденного Решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 27.09.2007 N 157. При этом названные нормативные акты соответствуют положениям ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В разделе 1 Положения о поощрении, премировании и оказании материальной помощи лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Администрации городского округа город Рыбинск, утвержденного Распоряжением Администрации городского округа город Рыбинск от 01.07.2006 № 3-К, указано, что при утверждении фонда заработной платы муниципальных служащих предусматриваются средства (в расчете на год) на оказание материальной помощи и единовременную выплату при предоставлении ежегодного отпуска в общем размере 3-х должностных окладов муниципальных служащих.

Размер спорных выплат зависит от величины должностного оклада работника, то есть от квалификации работника и сложности выполняемой работы по конкретной должности. Рассматриваемая материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени, то есть в зависимости от количества выполненной работы. Данные выплаты осуществляются в обязательном порядке в течение календарного года всем служащим, являются гарантированными выплатами по замещаемой должности муниципальной службы, носят регулярный характер, связаны с исполнением служебных обязанностей и являются вознаграждением за труд. Такие выплаты подпадают под определение оплаты труда, приведенное в ст. 129 Трудового кодекса РФ.

То обстоятельство, что рассматриваемая материальная помощь выплачивается на основании заявления муниципального служащего, не опровергает изложенного выше вывода. Установленный порядок выплаты материальной помощи, предусматривающий подачу работником заявления, не меняет характера спорных выплат.

Носит социальный характер и не относится к оплате труда, например, дополнительная материальная помощь, выплачиваемая в исключительных случаях в соответствии с п. 4.7 Положения о поощрении, премировании и оказании материальной помощи лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Администрации городского округа город Рыбинск, решение о выплате которой и размере таковой принимается персонально по каждому обращению. Однако такую дополнительную материальную помощь заявитель не включал в расчет пособий.

Суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые выплаты являются для муниципальных служащих частью оплаты труда. Заявитель правомерно в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" включил в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременную выплату к ежегодному отпуску в размере должностного оклада и материальную помощь муниципальному служащему в размере двух должностных окладов в год.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным полностью решение Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.04.2010 № 820 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в сумме 62 500,82 руб., принятое в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.

Обязать Государственное учреждение – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Н.О. Кокурина