Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-8636/2013
14 ноября 2013 года
Резолютивная часть решения от 07.11.2013.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покровской О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
о признании незаконными действий государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ярославской области ФИО2,
о признании незаконным постановления от 25.06.2013г. № 22-29 о назначении административного наказания за административное правонарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды
при участии:
от заявителя – ФИО1 – инд.предприниматель;
ФИО3 – по довер. от 13.11.2012;
от ответчика – ФИО2 по довер. от 20.05.2013;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением незаконными действий государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ярославской области ФИО2, а также о признании незаконным постановления от 25.06.2013г. № 22-29 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела индивидуальный предприниматель ФИО1 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил отказ от требований в части оспаривания действий государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ярославской области ФИО2
Суд, установив, что отказ от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц, принимает его. Производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В остальной части индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению, представил материалы по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Прокуратурой Дзержинского района г.Ярославля с привлечением специалистов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований экологического законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации мойки автотранспортных средств, расположенной по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет эксплуатацию мойки с 01.10.2012, при осуществлении деятельности по эксплуатации автомойки образуются следующие отходы: твердые бытовые отходы, осадок от отстойника мойки автотранспорта, ртутные лампы, отработанные люминесцентные лампы, всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей). В нарушение требований статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 предпринимателем не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года.
Усмотрев в действиях (бездействии) предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, заместителем прокурора Дзержинского района г.Ярославля 10.06.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направлено в Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области для рассмотрения.
25.06.2013 Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 22-29 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Согласно пункту 1 Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе об охране окружающей среды. Административный орган, рассматривая дело об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ, должен установить, какие виды деятельности осуществляются лицом, привлекаемым к ответственности, связана ли деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия, из перечисленных в Федеральном законе об охране окружающей среды, осуществляется лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производства по делу об административном правонарушении.
Из оспариваемого постановления усматривается, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по эксплуатации автомойки, при осуществлении деятельности у предпринимателя образуются следующие отходы: твердые бытовые отходы, осадок от отстойника мойки автотранспорта, ртутные лампы, отработанные люминесцентные лампы, всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей). При этом из постановления не усматривается, какой вид негативного воздействия из установленных Федеральным законом об охране окружающей среды, осуществляется предпринимателем.
Согласно постановлению и представленным в материалы дела документам, индивидуальный предприниматель заключил договор с ООО «ТриАн» от 18.11.2012 № 156 на выполнение работ по вывозу, утилизации отходов, образовавшихся от производственно-хозяйственной деятельности. Согласно справкам № 217 от 23.01.2013, № 216 от 23.01.2013, № 220 от 23.01.2013 и др. ООО «ТриАн» оказало ИП ФИО1 услуги по утилизации осадка очистных сооружений, отработанных люминесцентных ламп, твердых бытовых отходов.
Доказательств осуществления предпринимателем специализированной деятельности по размещению отходов, выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; либо иного вредного воздействия на окружающую среду административным органом не представлено. Временное складирование отходов с целью их дальнейшего обезвреживания само по себе не свидетельствует о негативном воздействии на окружающую среду. По смыслу Закона накопление отходов должно осуществляться в специально обустроенном месте, предназначенном исключительно для осуществления названной деятельности и в соответствии с установленными законом требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным органом не представлено доказательств наличия события и состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211, пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области № 22-29 от 25.06.2013 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В части заявленного индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования о признании незаконными действий государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ярославской области ФИО2, производство по делу прекратить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 200 рублей, перечисленную по квитанции банка № 2344419495 от 31.07.2013.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Т.Б.Краснова