ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8648/07 от 21.11.2007 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                        Дело №   А82-8648/2007-29

                                                                                                     28 ноября2007  года

              Резолютивная часть решения объявлена  21 ноября 2007 года.

              Полный текст решения изготовлен  28 ноября 2007 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьиМухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   судьей Мухиной Е.В. 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Рыбинскгазсервис»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа

третье лицо на стороне

ответчика                            Арак А.А.

при участии:

от заявителя – Шереметьев В.Н., доверенность от 02.08.2007г.

от ответчика – Гаев М.В., доверенность от 19.10.2007г.

оттретьего лица – Арак А.А.

установил:

    Открытое акционерное общество «Рыбинскгазсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/07-07 от 13 июня 2007г., которым ОАО «Рыбинскгазсервис» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите  конкуренции», и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/07-07 от 13 июня 2007г. о прекращении нарушения.

     При подготовке дела к судебному разбирательству суд по собственной инициативе, в соответствии со статьей 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Арака Анатолия Александровича, чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.

Третье лицо поддерживает позицию ответчика, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 13 июня 2007г. принято Решение по делу № 03-03/07-07 о признании ОАО «Рыбинскгазсервис» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».

Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в  действиях ОАО «Рыбинскгазсервис», заключающихся в навязывании гражданину Араку Анатолию Александровичу экономически и технологически необоснованных условий договора на техническое обслуживание газопровода-ввода, проложенного от распределительного газопровода по улице Крупской до вводного газопровода частного дома, принадлежащего Араку А.А. № 68/7 в городе Рыбинске.

Указанное Решение послужило основанием для выдачи ОАО «Рыбинскгазсервис» предписания  о прекращении нарушения, которым заявителю предписано прекратить направление гражданину Араку А.А. писем о необходимости заключения договора на техническое обслуживание газопровода-ввода, а также совершение иных действий по  понуждению его к заключению данного договора, отозвать ранее направленные письма о необходимости заключения такого договора.

Заявитель, оспаривая акты антимонопольного органа, указывает на то, что газопровод отнесен законодателем к опасным производственным объектам, его содержание и ремонт может осуществлять только специализированная организация, обладающая соответствующей лицензией, каковой в городе Рыбинске является только ОАО «Рыбинскгазсервис», однако бремя содержания объекта недвижимости лежит на его собственнике, собственником газопровода-ввода является гражданин Арак А.А., как лицо, заказавшее  и оплатившее строительство газопровода-ввода в 1995г., в связи с чем ему и было направлено предложение о заключении договора на обслуживание газопровода-ввода. Свои действия заявитель считает правомерными, обоснованными и ничем не ущемляющими интересы гражданина Арака А.А.

Ответчик настаивает на законности вынесенных актов, полагает, что обязанность по содержанию газопровода—ввода не может быть возложена на собственника дома, так как газопровод-ввод не относится к внутридомовому газовому оборудованию, указывает, что бремя содержания газопровода-ввода как части  газораспределительных сетей лежит на ОАО «Рыбинскгазсервис», как газораспределительной организации, эксплуатирующей распределительный газопровод; имущественные права Арака А.А. на газопровод-ввод не зарегистрированы в установленном порядке, в связи с чем он не может рассматриваться как собственник газопровода—ввода; полагает, что заявитель злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по транспортировке газа и, в нарушение закона, угрожая потребителю отключением газа, пытался навязать Араку А.А. экономически и технологически необоснованные условия договора на техническое обслуживание газопровода-ввода.

Третье лицо поддерживает позицию ответчика,  указывает на ущемление своих интересов незаконными действиями ОАО «Рыбинскгазсервис», пояснил суду, что в 1996-1997гг. на ул. Крупской собственниками частных домов был организован кооператив по газификации улицы, распределительный газопровод по улице был построен за счет средств мэрии, а газопроводы-вводы – за счет средств собственников домов, газопроводы-вводы никому никогда не передавались, но и в собственность домовладельцев не оформлялись, до 2007г. газопроводы-вводы обслуживались ОАО «Рыбинскгазсервис» без взимания какой-либо платы с жителей, а в 2007г. было предложено заключить договор на обслуживание под угрозой отключения газа.

Оценив доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

     Материалами дела подтверждается тот факт, что спорный газопровод-ввод спроектирован и построен по заказу и на средства Арака А.А. (акт о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения 1995г., проект газификации жилого дома по ул. Крупской, пояснения третьего лица). Документы, подтверждающие факт передачи газопровода-ввода на баланс органов местного самоуправления, ОАО «Рыбинскгазсервис» суду не представлены.

  ОАО «Рыбинскгазсервис» является газораспределительной организацией, которая на основании договора от 06.12.2004г. с  ООО «Яррегионгаз» осуществляет транспортировку газа по сетям, находящимся в его эксплуатационном ведении. Согласно пункту  2.4. договора Исполнитель (ОАО «Рыбинскгазсервис») не имеет права по своей инициативе прекращать  подачу газа покупателям, за исключением ряда случаев, в том числе: случаев нарушения правил эксплуатации газового оборудования покупателями или неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателями договоров на техническое обслуживание газопроводов, заключенных с исполнителем.

 На основании акта приемки-передачи подземного газопровода от 06.04.1995г. уличный газопровод низкого давления диаметром 89 мм. и 57 мм. (распределительный газопровод, проходящий по улицам Крупской, Мечникова, Менжинского, Жуковского, Планировочной, Леваневского) был передан председателем кооператива Воробьевой В.К. на баланс АО «Рыбинскгазсервис», газопроводы-вводы (диаметр 40 мм) на баланс АО «Рыбинскгазсервис» не передавались. В материалы дела представлен договор аренды № 2715 от 01.01.2006г., на основании которого тот же распределительный газопровод (без газопроводов-вводов) передан Департаментом недвижимости Администрации Рыбинского муниципального округа в аренду ОАО «Рыбинскгазсервис».

Постановлением Правительства РФ  № 162 от 05.02.1998г. утверждены Правила поставки газа в РФ, согласно пункту 3 Правил газораспределительные организации – это специализированные республиканские краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России № 9 от 18.03.2003г. утверждены правила безопасности систем газораспределения и газопотребления. Согласно пункту 5.3.5. Правил действующие наружные газопроводы должны подвергаться периодическим обходам, приборному  техническому обследованию, диагностике технического состояния, а также текущим и капитальным ремонтам с периодичностью, установленной настоящими правилами.

  Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. организация газоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.

  Постановлением Главы городского округа город Рыбинск № 13 от 15.02.2007г. утвержден Порядок обслуживания газифицированных жилых домов предприятиями газового хозяйства. Пунктом 1.2. Порядка установлено, что газовое оборудование и газопроводы в жилищном фонде иных видов собственности (кроме муниципальной) обслуживаются предприятием газового хозяйства по договорам с их собственниками; замена, капитальный ремонт газопроводов производится за счет средств их собственников. Пунктом 2.2. Порядка установлено, что распределительные газовые сети к жилым домам иных видов собственности (кроме муниципальной) обслуживаются предприятием газового хозяйства по договорам с их собственниками; при этом капитальный ремонт, замена газопроводов осуществляется предприятием газового хозяйства за счет средств собственников. Согласно пункту 3.1. Порядка собственники газового оборудования и распределительных газовых сетей  к жилым домам иных видов собственности (кроме муниципальной) обязаны содержать их в технически исправном состоянии; заключение ими договоров на обслуживание газового оборудования и распределительных газовых сетей с предприятием газового хозяйства является обязательным.

Аналогичные нормы содержатся в Постановлении Губернатора Ярославской области № 68 от 03.02.1994г. «О порядке обслуживания газифицированных жилых домов».

В материалы дела представлено письмо Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.05.2007г., из которого следует, что затраты на содержание спорного газопровода-ввода, как не переданного на баланс газораспределительной организации, не включены в тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям ОАО «Рыбинскгазсервис» и, соответственно, не включены в розничные цены на природный газ, реализуемый населению Ярославской области,  в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 15.08.2006г. № 186-э/З.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, злоупотребление доминирующим положением ОАО «Рыбинскгазсервис» выразилось в направлении гражданину Араку А.А. письма от 06.04.2007г. № 489/1 с предложением заключить договор на техническое обслуживание газопровода-ввода (проект газификации и договор прилагались) под угрозой отключения газа по истечении одного месяца с момента направления письма.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт навязывания заявителем гражданину Араку А.А. заключения договора на техническое обслуживание не принадлежащего ОАО «Рыбинскгазсервис» газопровода-ввода, соединяющего распределительный газопровод, проходящий по улице Крупской, и вводный газопровод в дом, принадлежащий Араку А.А. на праве собственности. Однако, исходя из указанных выше норм федерального, областного и местного уровней, суд не усматривает оснований для вывода об экономической и технологической необоснованности предложенных Араку А.А. условий договора, равно как и ущемления интересов других лиц рассматриваемыми действиями ОАО «Рыбинскгазсервис».

Иными словами, суд не усматривает в действиях заявителя злоупотребления доминирующим положением в нарушение запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Принимая во внимание изложенное, оспариваемые заявителем акты суд считает несоответствующими Федеральному закону.

При обращении в суд заявитель понес расходы по уплате 2000 руб. госпошлины. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы в указанном размере подлежат взысканию с антимонопольного управления в пользу заявителя.

   Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

    Признать недействительным Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 июня 2007 года по делу № 03-03/07-07 о признании ОАО «Рыбинскгазсервис» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».

    Признать недействительным Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 июня 2007 года по делу № 03-03/07-07, выданное ОАО «Рыбинскгазсервис» о прекращении нарушения.

    Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 2000 руб. судебных расходов в пользу Открытого акционерного общества «Рыбинскгазсервис».

  Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

  Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина