ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8807/19 от 26.11.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-8807/2019

26 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  ноября 2019 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Клевакиной Л.Н.,    

рассмотрев в судебном заседании заявление  Государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)" (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

при участии третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области

о признании частично недействительным решения от 11.12.2018 № 08-14/1/2400,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 10.01.2019, ФИО2 – директора,

от ответчика – ФИО3 – старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 по доверенности от 05.06.2019, ФИО4 – начальника отдела камеральных проверок № 1 по доверенности от 08.10.2019, ФИО5 – начальника правового отдела по доверенности от 09.01.2019, ФИО6 – главного специалиста – эксперта правового отдела УФНС по ЯО по доверенности от 09.01.2019,

от 3-го лица – ФИО6 – главного специалиста – эксперта правового отдела УФНС по ЯО по доверенности от 09.01.2019,

установил:

         Государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор) (далее – Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее – инспекция) от 11.12.2018 № 08-14/1/2400 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС за 4 квартал 2017 года  в размере 1 565 900,78руб., соответствующих сумм и штрафа за неуплату НДС.

Ответчик требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого решения. По мнению инспекции,  налогоплательщиком  неправомерно был заявлен налоговый вычет по НДС в сумме 2 700 931,57руб., в связи с тем, что налогоплательщиком не исполнено требование налогового законодательства по ведению раздельного учета по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Подробно позиция ответчика  изложена в оспариваемом решении, отзыве и дополнениях к отзыву.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации № 2 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, представленной заявителем 04.05.2018,  по результатам  которой составлен акт № 08-14/1/2400 от 20.08.2018 и вынесено  решение от 11.12.2018 № 08-14/1/2400 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по  пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 127 703,50рублей. Кроме того, предложено уплатить 2 606 743руб. НДС и  пени в размере 215 449,61руб., уменьшить сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета, в размере 94 189руб. 

Основанием для принятия  решения послужил  вывод инспекции о необоснованном применении налоговых вычетов в размере 2 700 931,57руб. по мотиву отсутствия раздельного учета расходов, которые оплачены за счет субсидии, полученной на выполнение  государственного задания. По результатам проверки выручка от реализации не корректировалась,  сняты все заявленные  по декларации  вычеты.

Решение инспекции оспаривалось в апелляционном порядке, решением Управления ФНС по Ярославской области от  25.03.2019 № 50 оставлено в силе.

         В судебном   порядке  решение оспаривается налогоплательщиком  в части доначисления НДС за 4 квартал 2017 года  в размере 1 565 900,78руб., соответствующих сумм и штрафа за неуплату НДС. 

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, заявитель  является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется на основании утверждаемого на каждый отчетный год плана финансово-хозяйственной деятельности, в котором, в частности, поименованы основные статьи расходов учреждения и источники финансирования.

Деятельность Учреждения финансируется из нескольких источников, которыми являются:

- субсидии на выполнение государственного задания,

- субсидии на иные цели и субсидии на капитальные вложения,

- внебюджетные поступления от приносящей доход деятельности.

Основным видом деятельности,  приносящим доход,  является  сдача   в аренду недвижимого имущества, иные платные услуги,  операции по реализации которых  включены в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.  Нарушений по порядку определения  налогооблагаемой базы в ходе проверки налоговым органом  не установлено.

По мнению инспекции, не подлежит вычету НДС при выполнении госзаданий за счет субсидий бюджета, поскольку учреждение не несет собственных расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с НДС.  

При этом Учреждение осуществляет как операции, подлежащие налогообложению НДС, так и операции, не подлежащие налогообложению в соответствии  с п.4 ст.149 НК РФ, к которым инспекция относит компенсации арендаторами расходов арендодателя за приобретенные им коммунальные ресурсы (тепло-, электро-, водоснабжение и т.п.) по сдаваемым в аренду помещениям. 

В связи с этим инспекция считает, что  в соответствии с п.4 ст.170 НК РФ Учреждение должно  вести раздельный учет сумм НДС  по облагаемой и необлагаемой  деятельности. Раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет  субсидий, у учреждения отсутствует, в связи с чем невозможно однозначно определить, за счет каких средств произведена оплата  товаров (работ, услуг), налог по которым заявлен  в составе налоговых вычетов. 

Таким образом,  неправомерно заявлена вся сумма налоговых вычетов по НДС.

Заявитель считает необоснованным вывод налогового  органа о том, что поскольку  деятельность Учреждения финансируется за счет субсидий на выполнение государственных заданий, то суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет  данных субсидий,  в полном объеме не подлежат вычету. 

Учреждение ведет деятельность  не только за счет  средств  субсидий,  но и за счет внебюджетных источников (собственных средств, полученных от  приносящей доход деятельности),  и в этой части  возмещение из бюджета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) полностью соответствует  положениям п.1 ст.171, ст.172 НК РФ.  

Кроме того, необоснован вывод налогового органа, что Учреждение осуществляет  облагаемые и необлагаемые НДС операции, и у Учреждения отсутствует  раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет  субсидий.  Положения п.4 ст.170 НК РФ, на которые ошибочно ссылается инспекция,  говорят о необходимости ведения раздельного учета сумм НДС при  наличии облагаемой и необлагаемой НДС деятельности. 

Вся осуществляемая Учреждением деятельность  является облагаемой НДС, но затраты на ведение такой деятельности финансируются за счет разных источников – субсидий бюджета на выполнение госзаданий и внебюджетных источников (собственных средств от ведения приносящей доход деятельности). 

          В частности, формирование финансовых ресурсов Учреждения осуществляется на основании:

            -  Внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности;

            -  Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);

            - Соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности;

            -  Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели.

            Соглашения заключаются между Учреждением и департаментом инвестиций и промышленности Ярославской области (далее - Учредитель) и согласовываются департаментом финансов Ярославской области – основным финансовым органом Ярославской области (далее – финансовый орган).

            Финансирование Учреждения осуществляется ежегодно. Согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

            На основании внебюджетных поступлений и заключенных соглашений Учреждение формирует основной финансовый документ – План финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), который утверждается Учредителем. После этого Учреждение публикует, утвержденный Учредителем План ФХД, в программный комплекс «Web-Консолидация», который предназначен для организации сбора, контроля, консолидации и анализа отчетности в едином информационном пространстве. В этом программном комплексе, План ФХД снова проходит контроль и утверждение со стороны Учредителя и финансового органа.

Только после этого все денежные средства (поименованные статьи расходов и источники финансирования) формируются в план закупок и план-график закупок Учреждения. План закупок и план-график закупок размещаются в единой информационной системе в сфере закупок и в свою очередь снова проходят контроль и утверждение со стороны Учредителя и финансового органа.

Учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг в рамках двух Федеральных законов:

- Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);

- Федерального закона от 17.08.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В зависимости от источника финансирования (бюджетные или внебюджетные средства Учреждения) осуществляется закупка товаров, работ или услуг на основании заключенных контрактов (договоров).

Если источником финансирования являются бюджетные средства (федеральные, областные или федеральные и областные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Если источником финансирования являются внебюджетные средства (поступившие от приносящей доход деятельности) контракты (договоры) заключаются в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Если источником финансирования являются бюджетные и внебюджетные средства контракты (договоры) заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с требованием Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ Учреждение в каждом контракте (договоре) указывает источник финансирования.

Для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, поставленного товара в рамках заключенного контракта (договора) Учреждение формирует платежные поручения. Сколько источников финансирования указано в контракте (договоре) столько платежных поручений и формируется, в каждом из которых также указывается источник финансирования. После этого, сформированные платежные поручения вместе с скан-копией контракта (договора), направляются  Учреждением Учредителю и финансовому органу на контроль. Учредитель и финансовый орган осуществляют контроль платежа, уточняя назначение, сумму, источник финансирования, срок оплаты в соответствии:

- с утвержденным и размещенным в программном комплексе «Web-Консолидация» Планом ФХД,

- с утвержденными и размещенными в единой информационной системе в сфере закупок планом закупок и планом-графиком закупок,

- с заключенным контрактом (договором).

Только после контроля со стороны Учредителя и финансового органа денежные средства через финансовый орган поступают на счет поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, Учреждение при осуществлении своей финансовой деятельности, проходит многоуровневый контроль на всех этапах от стадии планирования до стадии исполнения.

Кроме того, ежегодно Учреждение подвергается контролю за целевым расходованием выделенных денежных средств на всех уровнях:

- федеральном: Управление Федерального казначейства по ЯО, Управление федеральной антимонопольной службы по ЯО и др.

- региональном: Департамент инвестиций и промышленности ЯО, Департамент имущественных и земельных отношений ЯО, Департамент финансов ЯО, Контрольно-ревизионная инспекция ЯО, Инспекция государственного строительного надзора ЯО и др.

 Оплата и учет НДС также производится по-разному в зависимости от источников финансирования.  Так, при оплате  товаров (работ, услуг) по госзаданию за счет бюджетных средств НДС, выделенный в счетах-фактурах поставщиков, к вычету не принимается, на счетах учета НДС  не отражается, а списывается  на счета учета затрат общей суммой покупок, тем самым уменьшая в полном объеме  с учетом НДС источник  выделенных субсидий.

          В случае оплаты  товаров (работ, услуг) за счет двух источников – бюджетных средств и внебюджетных,   НДС, оплаченный отдельным платежным поручением  за счет субсидий на госзадание, к вычету также не принимается, а НДС, оплаченный отдельным платежным поручением за счет внебюджетных поступлений (собственных средств), принимается к вычету в порядке, предусмотренном  положениями Налогового кодекса РФ. 

         При оплате товаров (работ, услуг), используемых в облагаемой НДС деятельности, за счет  внебюджетных (собственных) средств НДС в полном объеме принимается к вычету.

         В случае, если  приобретенные товары (работы, услуги) используются одновременно для выполнения государственных заданий и в деятельности, финансируемой за счет внебюджетных поступлений,  составляется справка-расчет, где высчитывается процентное соотношение  внебюджетного финансирования в общей массе финансирования за  отчетный период,  и этот процент  применяется к сумме НДС по счету-фактуре для  определения суммы налогового вычета.  Данный способ расчета не противоречит  налоговому законодательству и может применяться в отсутствие иной установленной налоговым законодательством методики.

        Таким образом,  решение инспекции в оспариваемой части  заявитель считает неправомерным.

        Подробный расчет и обоснование оспариваемой суммы НДС  содержится в дополнениях к заявлению  от 19.07.2019 № 522/19  (т.5, л.д.3-12,).

В частности, в таблице 1 (приложение № 2)  собрана сумма НДС в размере  1 441 177,66руб. по приобретенным товарам (работам, услугам), оплаченным за счет  внебюджетных поступлений, которая полностью подлежит вычету.

В таблицах 2 и 4 (приложения № 3 и № 5) собрана сумма НДС оплаченная за счет средств двух источников (бюджетных и внебюджетных средств) двумя разными платежными поручениями, в том числе таблица 2 - по зданию  по адресу: <...>. По таблице 2 подлежит вычету оплаченная за счет внебюджетных средств  сумма НДС в размере  32 213,85руб., по таблице 4 – в размере 40 026,87руб.

В таблице 3 (приложение № 4) приводятся данные,  подтверждающие оплату НДС по приобретенным товарам, работам и услугам  за счет внебюджетных поступлений, с приложением подтверждающих документов. Использование этих покупок невозможно однозначно определить: либо для деятельности, финансируемой за счет субсидий по госзаданию, либо для деятельности, финансируемой за счет внебюджетных поступлений.

В таком случае составляется справка-расчет, где высчитывается процентное соотношение по  формуле:

Числитель: сумма выручки, облагаемой НДС, + прочие расходы, облагаемые НДС Знаменатель:  сумма выручки, облагаемой НДС, + прочие доходы, облагаемые НДС, + субсидии по государственному заданию,   умноженное на 100%. 

         В итоге получается процент внебюджетного финансирования в общей массе финансирования за отчетный период, НДС по каждому счету-фактуре умножается на этот процент и только эта сумма НДС принимается к вычету из бюджета.

          По итогам 4 квартала 2017г. эта пропорция по данным Учреждения составляет:

 14481908-04/7285250+14481908-04*100%=66,6%.

Рассчитанная таким образом сумма налогового вычета по НДС составляет  55980,42руб.

         Инспекция представила дополнения к отзыву от 09.10.2019, в которых  не принимает сумму НДС по таблице 2 в размере 32 213,85руб. по   товарам (работам, услугам), оказаны по адресу <...>:

- электроэнергия (ПАО «ТНС энерго Ярославль»);

- вывоз ТКО (ЗАО «Альфа сеть»).

По мнению инспекции, данные товары (услуги) данные товары (услуги) приобретены не для реализации данных товаров (электроэнергия, вывоз ТКО) с НДС, согласно договорам аренды возмещаются арендатором без НДС.

По таблице 3, по мнению инспекции, неправильно определено процентное соотношение (пропорция), которая должна составлять 65,78%, в связи с этим НДС к вычету может  быть принят в сумме  55 291,14руб. 

Кроме того, из таблицы 3 не принимается сумма 6 962,79руб., в том числе   по  в сумме 3498,02 руб. по счету-фактуре № 692 от 11.10.2017 от ООО «Цифровая типография» и по счетам-фактурам № 433520 от 31.10.2017 на сумму 413,49 руб., №453429 от 30.11.2017 на сумму 2448,30 руб. и 453369 от 30.11.2017 на сумму 602,98 руб. от ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль».  Реализация приобретенного у ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» дизельного топлива не отражена в учете Учреждения,  имеющиеся автомобили  заправляются бензином, поэтому не подтверждено использование  дизельного топлива в облагаемой НДС деятельности.

По таблице 1 инспекция считает не подлежащими применению налоговые вычеты в сумме 1 002 942,16 руб. по  коммунальным  услугам по зданию по адресу: <...>, данные услуги возмещаются арендаторами без НДС.  Учреждением выставлены счета-фактуры на  полную стоимость арендной платы  с НДС,  отсутствуют счета-фактуры не коммунальные платежи, что свидетельствует  о несоблюдении  Учреждением условий принятия НДС к вычету. 

         Не принимается НДС по таблице 1 порядковые номера 1 – 11, 14 – 16,  32 на общую сумму НДС 373 669,83 руб.

В соответствии с п. 2.4.4 договора аренды ООО "ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС СИСТЕМ ОГРАЖДЕНИЙ" (Приложение 8) обязан принимать участие в текущем ремонте мест общего пользования, фасада и крыши здания в размерах, пропорциональных занимаемой площади, в соответствии с заключенными с Арендодателями хозяйственными договорами, в течение срока действия договора.

          Данные расходы Учреждение не отразило в книге продаж с выделенной суммой НДС,что свидетельствует о несоблюдении налогоплательщиком условий принятия НДС к вычету.

Из таблицы  1 инспекция также не принимает сумму в размере 2 249,11 руб. по следующим счетам-фактурам:

- № 782 от 29.11.2017, полученный от ООО «Технопромэкспорт», в размере НДС 1224,33 руб. Согласно данному счету-фактуре учреждением приобретается вал для Керхера. Реализация услуг с использованием Крехера с НДС в налоговой декларации не отражена, следовательно, нет подтверждения использования приобретенных товаров в операциях, облагаемых НДС;

- № 530724 от 31.12.2017 на сумму НДС 1024,78 руб., полученный от ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи». Согласно данным счетам-фактурам Учреждение приобретает дизельное топливо. Реализация услуг с использованием дизельного топлива с НДС в налоговой декларации не отражена, следовательно, нет подтверждения использования приобретенных товаров в операциях, облагаемых НДС.

        Также в ходе анализа книги продаж установлено, что Учреждение перевыставляет счета-фактуры (Приложение 4) на потребление коммунальных платежей с НДС (по ФИО7). Общая сумма, отраженная в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017г. по данным операциям, составляет 5 586 665,82 руб., в т.ч. НДС 852 203,26 руб.

В ходе анализа выставленных счетов-фактур установлено, что перевыставляются следующие товары (работы, услуги), а именно:

          а) возмещение услуг электроэнергии на общие нужды;

          б) возмещение услуг по теплоснабжению;

          в) возмещение услуг по прибору учета.

         В ходе анализа представленной таблицы 1 установлено, что ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» принимает к налоговому вычету услуги и товары:

          - по электроэнергии, полученные от ПАО «ТНС энерго Ярославль», на общую сумму НДС 691 062.69 руб. (порядковые номера. 30, 31, 36 Таблицы 1).

- по газу, полученные от ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», на общую сумму НДС 208 641,73руб. (порядковые номера 12, 13 Таблицы 1).

          При анализе налоговых вычетов  установлено, что перевыставлена электроэнергия арендаторам на общую сумму 1 762 741,05руб.,  НДС по электроэнергии  арендаторам -  на общую сумму 268 892,70руб.  Из анализа объемов и стоимости усматривается, что цена (тариф) не электроэнергию ПАО «ТНС энерго Ярославль» составляет  1,54599345руб. за единицу, в то время как  в перевыставленных  счетах тариф составляет 3,87руб. Арифметически видно, что  налогоплательщик передает ресурсы по  завышенным тарифам. 

 По услугам теплоснабжения  Учреждение приобрело  по счету-фактуре № ПГ20242 от 31.12.2017 газ природный на сумму 977 547,34руб. (в т.ч. НДС 149 117,39руб.),  и перевыставило данную услугу арендаторам  на общую сумму  1 762 741,05руб. (в т.ч. НДС 268 892,70руб.). Из анализа объемов и стоимости следует, что  цена (тариф) за газ, приобретнный у ООО «Газпром межрегионгаз Ярослвль», сотавляет  4727,38руб. за 1000м3, в то время как  в перевыставленных счетах тариф  составляет  169,818руб./1000м3. 

Заявитель в дополнительных пояснениях возразил следующее (т.7, л.д.1-4).

         В разделе 7 Декларации по НДС ошибочно заявлена плановая сумма 7532500 руб. по коду вида операции 1010816 (выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, исходя из плановой годовой суммы 30 127 000 руб. (п. 1 ст. 6 Плана ФХД на 2017г.).

Фактически доведенная сумма за год составляет 29 141 000 руб., таким образом,  сумма за 4 квартал 2017 г. составляет 7285250 руб.  Поэтому при уточнении налогового вычета по НДС в суде  заявитель уточнил все данные, относящиеся к расчету суммы НДС, принимаемой к вычету в бюджет за 4 квартал 2017г.,  и пропорция, заявленная  учреждением в исковом заявлении, рассчитана верно    (таблица № 3).

        В части суммы в размере 32213,85 рублей по оплате электроэнергии и вывозу мусора по адресу ул. ФИО8, 2, (таблица № 2) заявитель пояснил, что бухгалтерией учреждения ошибочно не выставлены счета-фактуры арендаторам, находящимся по адресу ФИО8, 2, на сумму предъявленного НДС по электроэнергии и вывозу мусора. В выставленных актах на потребленную арендаторами электроэнергию на сумму 206469,94 руб. и вывоз мусора  на сумму 4788,72 руб.  также указана сумма без НДС, но в последствии эта ошибка была исправлена и бухгалтерией выписан счет-фактура №1397  от 31.12.2017 на сумму 304131,71руб.,  в эту сумму, в том числе, включен НДС по электроэнергии арендаторам в сумме 37164,60 руб. и по вывозу мусора в сумме 861,97руб. Указанный счет-фактура отражен в Книге продаж за 4 квартал 2017г., сумма НДС уплачена в бюджет, в связи с чем  учреждение вправе заявить в 4 квартале 2017г.  налоговый вычет по НДС с услуг электроэнергии и вывозу мусора в сумме 32213,85руб. 

    Доводы налогового органа и по непринятию НДС в сумме 3498,02 руб. по счету-фактуре № 692 от 11.10.2017 от ООО "Цифровая типография" Учреждение сочло обоснованными и уменьшило в связи с этим оспариваемую сумму НДС до  1 565 900,78руб.

          По доводу инспекции о необоснованном включении в налоговый вычет НДС  в сумме 3464,77 руб. по приобретенному дизельному топливу по счетам-фактурам № 433520 от 31.10.2017, № 453429 от 30.11.2017, № 453369 от 30.11.2017, № 530724 от 31.12.2017 от ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» заявитель пояснил, что на балансе учреждения имеется трактор БЕЛАРУС 82.1, автопогрузчик FD50.30.2FFL, поломоечная машина KarcherBR/BD 100/250 RIBpPack, содержание которых, в т.ч. приобретение дизельного топлива,  осуществляется за счет внебюджетных источников. В частности, трактор БЕЛАРУС 82.1 используется  для уборки территории ТПП «Мастер» по заявкам арендаторов с выставлением в их адрес услуг по уборке (см. акты) на  эксплуатацию трактора и приобретается дизельное топливо в соответствии с  техническими характеристиками трактора.

         На основании изложенного заявитель считает вывод налоговой инспекции о неправомерном включении НДС в налоговые вычеты в сумме  3464,77 руб.  необоснованным.   

        Также с помощью поломоечной машины KarcherBR/BD 100/250 RIBpPack, которая также содержится  за счет внебюджетных поступлений, арендаторам оказываются услуги по уборке, этот факт даже налоговая инспекция указывает в своем дополнении в примере выставленных услуг в адрес ООО «Отечественный комплекс систем ограждений», счета-фактуры №1026 от 25.10.2017 и №1 330 от 29.12.2017 на услуги поломоечной машины на сумму 8414,00руб., в том числе НДС 1283,49руб. Поэтому, кроме доказательств оплаты вала для поломоечной машины за счет внебюджетных средств, имеются доказательства использования машины в деятельности, облагаемой НДС. На основании изложенного заявитель считает вывод налоговой инспекции о неправомерном включении НДС по счету-фактуре №782 от 29.11.2017 от ООО «Технопромэкспорт» в сумме 2249,11 руб. необоснованным.

Учреждение получает от ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» счета-фактуры на поставленный газ, включая снабженческо-сбытовые услуги на поставку газа, выделенные отдельной строкой. Две позиции неразрывно связаны друг с другом и поставка газа без  снабженческо-сбытовых услуг невозможна.  Стоимость газа, его транспортировки устанавливается поставщиками. Предприятия, имеющие организации, потребляющие часть энергоносителя, не являются поставщиками ресурса и не имеют права устанавливать собственные расценки. Возможно только перепредъявление стоимости ресурса, приходящегося на долю сторонней организации. Учреждение самостоятельно выбирает способ отражения на счетах бухгалтерского учета стоимости услуг сторонних организаций - по отдельным элементам либо по фактической себестоимости услуг, включающей все расходы, связанные с оказанием услуг. В случае перевыставления услуг сторонним организациям учреждение также формирует  себестоимость полученной услуги и в той же сумме предъявляет ее сторонней организации. Метод определения цены не занижает объем перевыставленной услуги, будет она расписана построчно в счетах-фактурах исходящих, либо указана цена себестоимости единицы поставленной услуги. Такой же метод применим и к отражению полученной и перевыставленной арендаторам электроэнергии.

            Для подтверждения отражения полученного НДС по коммунальным услугам в Книге продаж по НДС заявитель приводит таблицу, показывающую отражение НДС в Книге продаж за 4 квартал 2017г.  счета-фактуры №1397  от 31.12.2017 на сумму 304131,71 руб.  (т.7, л.д.3).

           Инспекция возразила, что согласно учетной политике, утвержденной Приказом ГБУ ЯО «Центр развития МСП (бизнес-инкубатор)» от «12» января 2016г. № 2.14  (входящий №00994 от 17.01.2018) (приложение 2), доходами Учреждения в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности являются: субсидия на выполнение государственного  задания; целевая субсидия; доходы от оказания платных услуг; поступление в возмещение ущерба, причиненного имуществу, а также штрафные санкции к организациям, нарушившим условия заключенных хозяйственных договоров, возмещение компенсации затрат арендодателя по коммунальным и иным расходам, безвозмездные поступления средств.

Учреждение является плательщиком НДС в рамках приносящей доход деятельности. Объектом налогообложения не признается выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного задания, источником финансирования которого является субсидия из бюджета. НДС учреждение начисляет в общем порядке по ставке 18%. Не является объектом обложения НДС компенсация расходов арендодателя по оплате коммунальных и иных расходов. Суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым с целью осуществления видов деятельности, не облагаемых НДС, учитываются в их стоимости.

Налогоплательщик представил в суд акты, где в каждом из них указана сумма без НДС, кроме того, счета–фактуры (являются первичными документами) не представлены. Акты полностью согласуются с положениями учётной политики, при этом к счёту-фактуре №1397 от 31.12.2017 инспекция относится критически.

В указанном счёте-фактуре №1397 от 31.12.2017 наименованием товара (работ, услуг) указано доначисление НДС, счёт-фактура выставлен в адрес ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)», что не соответствует установленному порядку оформления первичных документов и не дает права отнесения спорной суммы НДС к вычету. Кроме того, налогоплательщик признаёт, что счета-фактуры арендаторам не выставлены ошибочно. Кроме того, налогоплательщик не предложил способ, предусмотренный законодательством, с помощью которого инспекция должна соотнести представленные акты без выделенной суммы НДС с налогом, заявленным к вычету, и счётом–фактурой №1397 от 31.12.2017 с формулировкой  «Доначисление НДС». Таким образом, объективно невозможно на основании представленных документов соотнести счёт-фактуру №1397 от 31.12.2017 с представленными актами для определения правомерности принятия НДС к вычету.

Также в представленных актах указан период октябрь 2018г., что свидетельствует о том, что представленные доказательства не являются относимыми (например, акт №1098 от 31.10.2017, акт №1104 от 31.10.2017, акт №1225 от 30.11.2017, акт №1231 от 30.11.2017, акт №1381 от 29.12.2017, акт №1387 от 29.12.2017). По мнению инспекции, удовлетворение требований налогоплательщика приведёт к тому, что налогоплательщики, не представившие первичные документы для подтверждения права на вычет и получившие его, будут поставлены в лучшее положение по сравнению с налогоплательщиками, обеспечивающими должное ведение учёта и оформление первичных документов в соответствии с законодательством, что не отвечает принципам справедливости, правовой определенности и равенства налогообложения.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи   172 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость принимается к вычету  при одновременном выполнении следующих условий:

- товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для использования в налогооблагаемых операциях или для перепродажи;

- товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ (в действовавшей в спорном периоде редакции) суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

По мнению суда,  организованный  у налогоплательщика учет позволяет достоверно  определить,  за счет каких средств произведена  оплата товаров (работ, услуг). Поскольку положения статьи 170 Кодекса  не содержат законодательно определенной методики ведения раздельного учета, то налогоплательщик вправе использовать любую самостоятельно разработанную им методику, закрепленную в учетной политике.

Во исполнение положений налогового законодательства раздельный учет в Учреждении ведется следующим образом: счета учета доходов от деятельности учреждения ведутся в разрезе источника финансирования, а, именно:

- код 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

- код 3 - средства во временном распоряжении.

- код 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

- код 5 - субсидии на иные цели.

- код 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений. Учет доходов производится на следующих счетах:

- 2.205.20 - арендные платежи от арендаторов, подлежащие обложению НДС.

- 2.205.30 - коммунальные платежи от арендаторов, подлежащие обложению НДС.

- 4.205.30 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, не подлежащие обложению НДС.

- 5.205.80 - субсидии на иные цели, не подлежащие обложению НДС.

- 6.205.80 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений, не подлежащие обложению НДС.

Учет расходов, произведенных учреждением, также в зависимости от источника финансирования учитывается раздельно:

-2.302.20 - оплата услуг, произведенных за счет собственных доходов учреждения, НДС по которым возмещается в порядке ст. 171 НК РФ.

- 2.302.30 - оплата ТМЦ, произведенных за счет собственных доходов учреждения, НДС по которым возмещается в порядке ст. 171 НК РФ.

- 4.302.20 - оплата расходов, осуществляемых за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, НДС по которым не принимается к вычету в порядке ст. 170 НК РФ.

- 5.302.20, 6.302.20 - оплата расходов, осуществляемых за счет субсидии из соответствующего бюджета, НДС по которым не принимается к вычету в порядке ст. 170 НК РФ.

Таким образом, с момента заключения договора и до момента оплаты можно отследить за счет каких источников финансирования будет осуществляться Учреждением  оплата приобретаемых товаров, работ и услуг.

В связи с этим суд считает ошибочным вывод налогового органа об отсутствии в организации раздельного учета сумм НДС по облагаемым и необлагаемым видам деятельности.  При этом налоговый орган  ошибочно  определяет наличие ведения раздельного учета НДС не по доходам, а по расходам в зависимости от источника финансирования.   Проверка  расходования  средств  бюджетного финансирования не входит в компетенцию налогового органа и  осуществляется иными  контролирующими органами.

Относительно возражений инспекции о невозможности принятия  уточненной в ходе рассмотрения дела  суммы налоговых вычетов по НДС в размере 1 565 900,78руб., суд считает, что заявителем подтверждена обоснованность  применения налоговых вычетов данной суммы.  Учреждением представлены подтверждающие документы об использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС, а также  оплату этих товаров (работ, услуг) за счет  собственных внебюджетных источников, что в силу положений ст.ст.171, 172 НК РФ дает  заявителю право на применение налоговых вычетов на спорную сумму.

Фактически проведенная инспекцией в рамках судебного разбирательства дополнительная проверка обоснованности применения налоговых вычетов не доказывает отсутствие у заявителя права на вычет НДС. 

Не принимаются доводы инспекции о неверном расчете пропорции, а также о перевыставлении арендаторам  услуг по электро- и теплоснабжению  по завышенным тарифам как основанные на  непроверенных, противоречивых и ошибочных данных. 

Перевыставление коммунальных услуг в целях частичной компенсации собственных затрат Учреждения не является реализацией  собственных услуг заявителя, так как такие услуги оказываются специализированными энергоснабжающими организациями по утвержденным тарифам, и в силу специального законодательства об энергоснабжении не могут оказываться заявителем. Ошибочное непредъявление арендаторам НДС по перевыставленным коммунальным  услугам не причинило ущерб бюджету, так как  заявителем отражен в книге продаж  за 4 квартал 2017г. счет-фактура  № 1397 от 31.12.2017 на сумму  304 131,71руб.  и произведена уплата указанного НДС в бюджет.  Несмотря на  не предусмотренный налоговым законодательством порядок отражения  спорной суммы НДС в учете,  фактически данный НДС в бюджет поступил,  сумма кредитового НДС по перевыставленным коммунальным услугам  равна  сумме дебетового НДС заявителя (итог по операции равен нулю).  При этом налоговый орган не заявил в ходе проверки претензий по кредитовому НДС, предъявление дополнительных сумм к уплате после проверки (в ходе судебного разбирательства) не допускается как нарушающее положения ст.ст.100, 101 НК РФ.  С учетом этого  суд считает  возможным  включение  данной суммы НДС в общую оспариваемую сумму налоговых вычетов за 4 квартал 2017г. 

С учетом изложенного доводы налогоплательщика признаются судом обоснованными, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

При обращении в суд заявителем произведена уплата государственной пошлины в сумме 3000 руб. Учитывая результат рассмотрения спора, расходы по ее уплате суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

         Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля(ИНН  <***>, ОГРН  <***>) от 11.12.2018 № 08-14/1/2400 о привлечении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)"(ИНН <***>, ОГРН  <***>) к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года в размере 1 565 900,78 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа.

Взыскать с  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>, место нахождения:  Россия 150040, г.Ярославль, Ярославская область, пр-т Октября, д.56) в пользу Государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)"(ИНН <***>, ОГРН  <***>) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по заявлению после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.