ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8889/20 от 26.11.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-8889/2020

13 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена  26.11.2020.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью "Социальные продукты" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  и.о.  начальника отдела старшему судебному приставу ФИО1,

отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области,

Управлению федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Ярославля и Ярославскому районам ФИО2,

судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Ярославля и Ярославскому районам ФИО3

о   признании незаконным отказа от 09.04.2020 в удовлетворении жалобы 

3-и лица: ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области

при участии:

от заявителя – не явились

от ответчиков – не явились

от 3-х лиц – не явились

установил: 

      04.06.2020 Общество с ограниченной ответственностью "Социальные продукты" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  и.о.  начальника отдела старшему судебному приставу ФИО1, отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области, Управлению федеральной службы судебных приставов по Ярославской области о   признании незаконным отказа от 09.04.2020 в удовлетворении жалобы на  действия судебных приставов по вынесению постановлений о взыскании исполнительских сборов и  в восстановлении срока на обжалование постановлений.

      Определением суда от 17.09.2020 принято изменение требований, в котором заявитель просит признать недействительными постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.09.2019 № 76028/19/1076553, № 76028/19/1076558, № 76028/19/1076557, № 76028/19/1076556, № 76028/19/1076555, от 28.09.2019 № 76028/19/1076551, № 76028/19/1076600, № 76028/19/1076601, № 76028/19/1076602, № 76028/19/1076603, № 76028/19/1076604, № 76028/19/1076605.

       Заявитель заявил ходатайство об уменьшении размера исполнительского сбора,  а также  о предоставлении рассрочки и отсрочки уплаты исполнительского сбора.

        Заявитель ранее участвовал при рассмотрении дела, требования и ходатайства поддержал.

       Ответчик 2 представил материалы исполнительного производства.

       Судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ по г. Ярославля и Ярославскому районам ФИО2 представил дополнительные документы, дал пояснения.

       Стороны, извещенные судом надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

       Дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчиков и третьего лица в порядке ст. 156 АПК РФ.

       Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

       1) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 01.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 148458/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181218944612 от 18.12.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 800,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076555) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

       2) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 09.09.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 184125/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181120643819 от 07.01.2019, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076558) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

       3) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 01.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 148713/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176180427748696  от 22.05.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076556) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

       4) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 20.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 179539/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176180828650093 от 05.10.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076557) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

       5) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 20.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 179425/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176180909953215 от 05.10.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076600) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        6) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 20.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 179429/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176180909973372 от 05.10.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076601) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        7) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 22.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 188524/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181113472850 от 04.12.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 1000,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076602) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        8) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 22.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 188588/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181115556911 от 11.12.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076553) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        9) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 22.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 188665/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181106311790 от 26.11.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 800,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076551) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        10) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 22.08.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 188676/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181107332317 от 04.12.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076603) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        11) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 09.09.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 198598/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181120630555 от 11.12.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076604) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

        12) Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 09.09.2019 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № 198665/19/76028-ИП на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении № 18810176181120650882 от 20.11.2018, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, предмет исполнения: взыскание штрафа в размере 500,00 рублей.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2019 (исходящий номер постановления о взыскании исполнительского сбора № 76028/19/1076605) с заявителя взыскан исполнительский сбор в сумме 10000,00 рублей в связи с неоплатой штрафа в установленный срок.

     Постановления о возбуждении исполнительного производства по взысканию штрафов получены директором заявителя  лично 17.09.2019, что подтверждено представленными в дело документами и не оспаривается Обществом.

     Постановлениями о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного  исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (на оплату штрафа ГИБДД).

      24.09.2020 срок истек.

      Оплата штрафов по оспариваемым постановлениям произведена 25.09.2020 и 10.10.2020.

      27.09.2020 и 28.09.2020 постановлениями судебного пристава-исполнителя возбуждены исполнительные производства по взысканию исполнительских сборов.

       Исполнительский сбор на момент рассмотрения спора не взыскан.

      Заявитель оспаривает постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные после фактической оплаты штрафов. Общество подтвердило, что оплата штрафов произведена 25.09.2020 и 10.10.2020. Срок задержки в оплате минимальный, долга по штрафам нет.  Также заявитель указал, что почтовые отправления со штрафами из ГИБДД по адресу организации не поступали, в приложении для оплаты штрафов не отражались, в связи с этим потребовалось время для идентификации штрафов за 2018 год в ГИБДД (устанавливались транспортные средства – номера и принадлежность их заявителю). При этом заявитель обращался с заявлением в Кировский районный суд г. Ярославля (по первоначально заявленным требованиям), определением которого от 14.05.2020 заявление возвращено в связи с подсудностью спора арбитражному суду (определение получено заявителем 25.05.2020).

       Ответчики  оспариваемые постановления считают законными.

       Исследовав  представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  "Об исполнительном производстве"  жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

          27.02.2020 заявитель обратился с жалобой к и.о. руководителя УФССП по Ярославской области – главному судебному приставу Ярославской области. Заявитель просил отменить постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с уплатой штрафов и вынесением постановлений о взыскании исполнительского сбора после фактической уплаты.

Постановлением от 09.04.2020 заявителю отказано в удовлетворении жалобы, действия и постановления судебного пристава-исполнителя признаны правомерными.

          12.05.2020 заявитель обратился  с административным исковым заявлением в Кировский районный суд г. Ярославля о признании незаконным указанного постановления от 09.04.2020.

         Определением Кировского районного суда от  14.05.2020, полученным заявителем 25.05.2020, административное исковое заявление возвращено.

         С рассматриваемым заявлением заявитель обратился в суд 04.06.2020, просил восстановить срок для обращения в суд по ч.4 ст.198 АПК РФ, указывая на принятие мер к разрешению спора во внесудебном  и судебном порядке через суд общей юрисдикции.

         Оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд счел возможным восстановить срок на обращение в суд.

 По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений судебного пристава-исполнителя нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.

 В силу частей 1 и 2 статьи 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  "Об исполнительном производстве"  указанные в части 1 данной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона об исполнительном производстве).

 На основании статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

       В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона. При этом, в силу части 12 этой же статьи, срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.

В части 1 статьи 112 Закона определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Он устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (часть 3 названной статьи).

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

В свою очередь, должник, в силу части 6 статьи 112 Закона, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из положений части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ следует, что начало течения срока для добровольного исполнения связано с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

       В рассматриваемом судом случае, из материалов исполнительного производства следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства  получено представителем должника 17.09.2019.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, указано, что исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения соответствующей обязанности.

При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Кроме того, с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор в случае исполнения им требований исполнительного документа в установленный на добровольное исполнение срок, а также представления должником доказательств осуществления им в пределах указанного срока конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. К таким мерам может относиться перечисление в срок, предусмотренный на добровольное исполнение, присужденных денежных средств на депозит суда, на депозит нотариуса и др.

        В рассматриваемом судом случае, постановления о возбуждении исполнительного производства получены должником 17.09.2019, в установленный 5-дневный  срок  с момента получения постановлений - не исполнены (срок истек 24.09.2020; оплата – 25.09.2020 и 10.10.2020), в связи с чем судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора.

       Тот факт, что часть постановлений о взыскании исполнительского сбора  вынесена судебным приставом  после оплаты штрафа правового значения не имеет, т.к. определяющим моментом является нарушение Обществом срока по постановлению о возбуждении исполнительного производства.

          В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доказательств наличия в рассматриваемом случае обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольной оплаты срок, материалы дела не содержат.

Приведенные Обществом доводы   решающего значения  в данном случае не имеют, т.к. оплата штрафа была произведена после установленного срока с учетом даты  фактического получения постановлений заявителем.

Все вышеуказанное свидетельствует о законности  оспариваемых постановлений, не смотря на непродолжительный срок задержки в уплате штрафа.

По доводам заявителя о том, что сумма исполнительского сбора в размере 10 000 руб.  по каждому исполнительному производству несоизмерима с размером назначенного административного штрафа  - 500 руб. и 800 руб. (общая сумма взыскиваемого исполнительского сбора  120 000 руб.  – 12 постановлений по 10 000 руб. каждое) суд отмечает, что исполнительский сбор назначен в минимальном размере.

Вместе с тем, в  пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Законом N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае заявитель просил уменьшить исполнительский сбор, если суд придет к выводу о законности оспариваемых постановлений.

В постановлении от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

       Применительно к обстоятельствам данного дела, учитывая произведенную должником оплату штрафов с незначительной просрочкой, принятие Обществом мер к выяснению и урегулированию вопроса по штрафам,  суд полагает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительных производств от 27.09.2019 № 76028/19/1076553, № 76028/19/1076558, № 76028/19/1076557, № 76028/19/1076556, № 76028/19/1076555, от 28.09.2019 № 76028/19/1076551, № 76028/19/1076600, № 76028/19/1076601, № 76028/19/1076602, № 76028/19/1076603, № 76028/19/1076604, № 76028/19/1076605  на одну четверть от суммы исполнительского сбора по каждому постановлению, установив его в размере 90 000 руб. (общая сумма).

       По ходатайству заявителя о предоставлении рассрочки и отсрочки уплаты исполнительского сбора суд пришел к следующему.

Частью 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора.

Конкретный перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора данная норма не содержит, устанавливая лишь общий критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.

В связи с этим, решая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, суд в каждом конкретном случае устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих его взыскание.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель, ходатайствующий о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих его уплату.

Обстоятельства дела и представленные документы свидетельствуют о том, что заявитель имеет нестабильное финансовое положение, определенные финансовые трудности возникли в период действия ограничительных мер в 2020 году, при этом Общество является действующим юридическим лицом,  уплачивает налог.

  Конкретные обстоятельства данного дела свидетельствуют  о наличии предусмотренного статьей 112 Закона об исполнительном производстве основания для отсрочки и рассрочки взыскания исполнительского сбора.

В связи с изложенным, с учетом характера совершенного деяния, степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, суд считает возможным по уплате исполнительского сбора  предоставить заявителю отсрочку сроком на два месяца с даты вступления в силу решения суда и рассрочку сроком на шесть месяцев с даты вступления в силу решения суда.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с  Общества с ограниченной ответственностью "Социальные продукты" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)  исполнительского сбора от 27.09.2019 № 76028/19/1076553, № 76028/19/1076558, № 76028/19/1076557, № 76028/19/1076556, № 76028/19/1076555, от 28.09.2019 № 76028/19/1076605, № 76028/19/1076600, № 76028/19/1076601, № 76028/19/1076602, № 76028/19/1076603, № 76028/19/1076604, № 76028/19/1076605 отказать.

Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Социальные продукты" об уменьшении размера исполнительского сбора,  а также  о предоставлении отсрочки  и рассрочки  уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

           Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «Социальные продукты»,  на одну четверть  до суммы 90 000  руб.

  Предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Социальные продукты»  отсрочку уплаты исполнительского сбора  сроком на два месяца с даты вступления в силу решения суда.

Предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Социальные продукты»  рассрочку  уплаты исполнительского сбора  сроком на шесть месяцев с даты вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья

Секерина С.Е.