ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-8925/18 от 22.08.2018 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-8925/2018

29 августа 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2018 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой С.С.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района (ИНН 7610070386, ОГРН 1067610046690)

к Ярославской области с лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН7604040739, ОГРН 1027600689621) и Администрации Рыбинского муниципального района (ИНН 7610070160, ОГРН 1067610046460)

об обязании выделить бюджетные средства в размере 1 012 160 рублей

при участии:

от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО – Берсеневой Н.В. по доверенности от 23.07.2018,

от Администрации Рыбинского муниципального района – Семеновой Е.Н. по доверенности от 10.05.2018,

установил: Администрация Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент) и Администрации Рыбинского муниципального района (далее –Администрация района) об обязании ответчиков в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в силу выделить Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района межбюджетный трансферт под фактическую потребность, а именно: бюджетные средства в размере 1 012 160 руб. на исполнение решения Рыбинского городского суда от 19.11.2013 по делу № 2-3303/2013 - М-3313/2013 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014). В соответствие с решением суда на Администрацию поселения возложена обязанность по организации водоотведения от многоквартирных жилых домов № 37 и № 39 в д. Забава Рыбинского района Ярославской области путем строительства локальных очистных сооружений в д. Забава Рыбинского муниципального района.

Представитель заявителя в заседании, состоявшемся 31.07.2018г., поддержал доводы заявления, представил для приобщения к материалам дела письменные возражения на отзывы ответчиков. В соответствие с ходатайством от 22.08.2018г. просил рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Представители ответчиков требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителей сторон, суд оснований для удовлетворения требования Администрации поселения не установил.

Материалами дела подтверждается, что решением Рыбинского городского суда от 19.11.2013 по делу № 2-3303/2013 - М-3313/2013, вынесенным по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, на Администрацию поселения возложена обязанность по организации водоотведения от многоквартирных жилых домов № 37 и № 39 в д. Забава Рыбинского района Ярославской области путем строительства локальных очистных сооружений в д. Забава Рыбинского муниципального района.

Сметная стоимость объекта в ценах 2014г. составила 1 012 160руб. Поскольку Волжское сельское поселение является дотационным, выполнение работ по реализации прошедшего государственную экспертизу проекта, как указано в исковом заявлении, могло осуществляться через мероприятия областной целевой (региональной) программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области на 2012-2017г.»

Однако, мероприятия Программы на 2014г. были утверждены ранее получения заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации, а с 01.01.2015г. вопросы водоотведения выбыли из полномочий сельских поселений.

В связи с изменением федерального и регионального законодательства организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации с 01.01.2015г. была отнесена к вопросам местного значения муниципальных районов.

В силу данного обстоятельства финансирование строительства локальных очистных сооружений, по мнению истца, следует признать обязательством Рыбинского муниципального района, который в свою очередь имел право, в отличие от Администрации поселения, претендовать на получение субсидии в рамках региональной Программы.

Действие указанной региональной Программы прекращено. Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию данной Программы являлся Департамент.

В качестве правого обоснования для предъявления требований к Департменту и Администрации района истец указал ст. 139.1, ст. 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ст. 8 Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» (далее – Закон ЯО № 40-з).

В силу п. 1 ст. 139.1 БК РФ, в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений.

Согласно ст. 142.4 БК РФ, в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Пунктом 1 статьи 8 Закон ЯО № 40-з предусмотрено что бюджетам городских, сельских поселений и муниципальных районов (городских округов) могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из областного бюджета, в том числе в форме дотаций, в целях: 1) обеспечения сбалансированности местных бюджетов; 2) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления; 3) реализации мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти, и (или) осуществления возникающих в этой связи дополнительных расходов органов местного самоуправления.

Таким образом, как федеральное, так и региональное законодательство предусматривает выделение межбюджетных трансфертов исключительно на реализацию мероприятий, относящихся к полномочиям получателя трансферта, в соответствие с законом о соответствующем бюджете.

Получение межбюджетного трансферта на реализацию полномочий, перешедших к муниципальным районам, в отсутствие соответствующих бюджетных обязательств Рыбинского муниципального района и Ярославской области в лице Департамента, действующим законодательством не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального районакДепартаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и Администрации Рыбинского муниципального района об обязании выделить бюджетные средства в размере 1 012 160 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Коробова Н.Н.