АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-9150/2018
19 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 18.09.2018г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПОРТ-ЛОТО" (ИНН 7606113527, ОГРН 1177627018942)
к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 4 ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 7611013581, ОГРН 1047601808110)
о признании незаконным и отмене постановления № 1 от 21.03.2018,
при участии
от заявителя – Скрипкин И.И. – генеральный директор, Киселева С.А. – по доверенности от 12.03.2018,
от ответчика – Охотина М.В. – по доверенности от 14.08.2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Лото» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением ( уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) об оспаривании постановления № 1 от 21.03.2018,Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Заявитель считает, что отсутствует событие административного правонарушения.
Административный орган, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Налоговой инспекцией, в ходе проверки жалобы по вопросу распространения лотерейных билетов, установлен факт продажи Обществом лотерейного билета «Русское лото», стоимостью 100 рублей, в торговой точке, расположенном по адресу : г. Тутаев, ул. Моторостроителей,56 без идентификации покупателя.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого принято оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая законность привлечения ООО «Спорт-Лото» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереях распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.
Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов идентификация клиентов не проводится.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении обществом пункта 1 части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и признания общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Между тем, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, - идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить в определенные данной нормой сведения (в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения). - документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Из приведенных норм Закона N 115-ФЗ следует, что обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена пунктом 1 статьи 7 Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю.
Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 названного Закона.
Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее.
Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий).
К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Из изложенного следует, что лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю. Таким образом, общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в лотереи в размере или свыше 600000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты выявления проверяющим органом таких сделок не следуют.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В рассматриваемом судом случае, имело место приобретение билета номиналом 100 рублей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что, общество осуществляет прием платежей от клиентов для приобретения ими лотерейных квитанций, номиналом более 15 000 руб., налоговым органом не представлено, следовательно, общество не обязано проводить идентификацию клиента.
Из указанного выше норм права следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.
Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, и приема платежей по покупке лотерейной квитанции свыше 15000 рублей не было, суд считает, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в действиях общества отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельствах, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Инспекции подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области (ИНН 7604016101, ОГРН 1047600432000) № 20 от 21.03.2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "СПОРТ-ЛОТО" (ИНН 7606113527, ОГРН 1177627018942) к административной ответственности по ч.1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-ти дневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья
Ловыгина Н.Л.