ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9214/2021 от 10.12.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-9214/2021

10 декабря 2021 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН  7708503727; ОГРН  1037739877295)

к  Мэрии города Ярославля (ИНН  7601001234; ОГРН  1027600683824); Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН  7604016214, ОГРН  1027600691469), Межведомственной комиссии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля

о   признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии № 15 от 24.12.2020,

об обязании признать жилое помещение пригодным для проживания

при участии:

от заявителя – Щербаков М.И. – по дов. от 24.09.2021, Волкова А.П. – по дов. от 11.12.2020

от ответчиков – не явились

установил: 

      Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Мэрии города Ярославля, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о   признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии № 15 от 24.12.2020, об обязании признать жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 21, собственником которого является ОАО «РЖД», пригодным для проживания на основании заявления от 14.07.2020 и представленных документов.

В качестве соответчиков судом привлечены Межведомственная комиссия г. Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

            Представители  заявителя требование поддержали, дали пояснения.

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ДИЗО)  в отзыве указал, что рассматриваемый жилой дом относится к частному жилищному фонду и не входит в компетенцию Департамента. В состав комиссии, заключение которой оспаривается в данном деле, Департамент не входит. В связи с изложенным ДИЗО просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Ходатайство удовлетворено судом.

Интересы остальных ответчиков представлял Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, от которого поступил отзыв, оспариваемое заключение комиссии считает законным. Ранее представитель  участвовал при рассмотрении спора, дал пояснения.

Ответчиками было заявлено о пропуске заявителем срока на обращение в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В судебном заседании заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Доводы изложены письменно и поддержаны представителями в судебном заседании.

Исследовав причины пропуска срока и представленное обоснование, суд счел возможным ходатайство удовлетворить, восстановить срок по части 4 статьи 198 АПК РФ.

Спор рассмотрен по существу.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является собственником многоквартирного жилого дома (общежития) по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Ползунова, дом 21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 августа 2008г.

14 июля 2020г. Обществом в городскую межведомственную комиссию было подано заявление о рассмотрении вопроса о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу Ярославская область, г. Ярославль, ул. Ползунова, дом 21, пригодным для проживания.

К заявлению были приложены следующие документы:

1.  Копия свидетельства о государственной регистрации права от 07.08.2008г. серии  76АА№ 730386.

2.  Копия технического паспорта здания общежития по состоянию на 24.03.2015г. №  15317.

3. Протокол измерений физических факторов № НЦОПЭЛя-1Ф/пр от  3.03.2020г.

4. Заключение о техническом состоянии несущих конструкций здания общежития,  изготовленного в 2020г.

Межведомственной комиссией была проведена оценка соответствия указанного помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее Положение).

В результате проведенной оценки было принято решение, оформленное в виде заключения, о признании жилого помещения по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Ползунова, дом 21, непригодным для проживания на основании п. 35 вышеуказанного Положения.

ОАО «РЖД» считает вынесенное заключение межведомственной комиссии незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Как указал заявитель, в рассматриваемом случае  осмотр и обследование жилого дома не проводились, акт обследования помещения не составлялся, что является нарушением процедуры проведения оценки соответствия помещения, установленным в пункте 44 Положения.

Согласно заключению о техническом состоянии несущих конструкций здания общежития от 2020 года все несущие конструкции здания находятся в работоспособном техническом состоянии, а уровень шума не превышает допустимые нормы, что также подтверждается протоколом измерения физических факторов от 23.03.2020г.

Как указал заявитель, для приведения здания общежития в технически исправное состояние ОАО «РЖД» в рамках капитального ремонта в период 2014-2019 годов выполнены работы по замене деревянных оконных блоков на пластиковые трехкамерные, что значительно снижает уровень акустического воздействия в помещениях и улучшает условия проживания нанимателей жилых помещений. Проведены работы по капитальному ремонту кровли с заменой шиферного покрытия на металлочерепицу. Произведена замена внутренних инженерных коммуникаций.

Полагая выводы, изложенные в заключении от 2020 года о техническом состоянии несущих конструкций здания общежития и протокол измерения физических факторов от 23.03.2020г., объективными, заявитель считает, что  ответчиками решение принято формально, без надлежащей оценки представленных документов.

Ответчики-1,3,4  в отзывах указали следующее.

Работа межведомственной комиссии города Ярославля регламентирована постановлением мэрии города Ярославля от 07.07.2015 №1239 - Административный регламент предоставления муниципальной услуги о признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Положение о комиссии не разрабатывалось, утвержден лишь ее состав. Комиссия в своей работе руководствуется положениями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

По фактическим обстоятельствам указанными ответчиками приведена следующая информация.

Жилой дом – общежитие по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Ползунова, дом 21 находится в непосредственной близости от завода -  ОАО «Желдормаш» в лице филиала Ярославского электровозоремонтного завода им. Б.П. Бещева.

Общежитие находится на территории санитарно-зашитной зоны предприятия.

15.07.1994 постановлением мэра города Ярославля № 884 заводу было разрешено выполнить корректировку проекта санитарно-защитной зоны вокруг завода по ул. Ползунова с учётом расселения дома 21 по ул. Ползунова.

Заключением Ярославского городского центра Госсанэпиднадзора от 12.07.1995 № 156 установлено соответствие проекта предприятия «Ярославский электровозоремонтный завод» о размере санитарно-защитной зоны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. На основании данного заключения границы санитарно-защитной зоны отображены в Правилах землепользования и застройки города Ярославля. Жилой дом №21 по ул. Ползунова расположен в границах данной санитарно-защитной зоны и по указанному выше постановлению мэра города Ярославля от 15.07.1994 № 884 предполагался под расселение.

В 2013 году при рассмотрении Кировским районным судом г. Ярославля дела по иску граждан (жильцов) к ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Желдормаш» в лице филиала Ярославского электровозоремонтного завода им. Б.П. Бещева о понуждении к разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны представители ответчика ОАО «Желдормаш» в лице Ярославского филиала - Ярославского электровозоремонтного завода им. Б.П. Бещева поясняли, что на основании данных о количестве произведённого чугунного фасонного литья производство относится к 4 классу опасности, в связи с чем разработка проекта санитарно-защитной зоны обязательной не является, однако в 2009 году с АНО НИПИ «Кадастр» заключён договор на разработку и согласование проекта уменьшения санитарно-защитной зоны предприятия. По состоянию на момент рассмотрения указанного дела проект проходил согласование с Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области, завод систематически работал над проектом и устранял замечания Управления Роспотребнадзора по Ярославской области.

При этом до настоящего времени сведений о границе санитарно-защитной зоны завода, в том числе об уменьшении размера данной зоны, в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.

В 2008 году жильцы рассматриваемого дома обратились в суд с иском о признании дома аварийным и предоставлении жилых помещений.

08.07.2008 Фрунзенским районным судом межведомственной комиссии было поручено произвести оценку соответствия жилого дома и расположенных в нём комнат предъявляемым к жилым помещениям требованиям. Заключение о техническом состоянии жилого дома № 21 по ул. Ползунова было подготовлено ОАО «Яржилкоммунпроект» в 2009 году и содержало вывод об экономической нецелесообразности проведения реконструкции помещений в целях приведения их в соответствие с установленными требованиями, в том числе с учетом того, что дом расположен в санитарно-защитной зоне. На основании указанного заключения межведомственной комиссией 03.08.2009 было принято заключение о признании жилых помещений - комнат №№ 1- 35 в доме № 21 по ул. Ползунова непригодными для проживания, содержащее в том числе вывод о невозможности инженерными и проектными решениями минимизировать критерии риска до допустимого уровня. После принятия данного заключения заявленные требования о признании дома аварийным ввиду неявки истцов были оставлены судом без рассмотрения.

Постановлением мэрии города Ярославля от 25.05.2011 № 1355 собственнику всех жилых помещений данного дома (ОАО «РЖД») было рекомендовано не использовать указанные помещения для проживания граждан. В дальнейшем, в 2015 - 2018 годах жители данного дома обращались в суд с исковыми заявлениями об обязании мэрии города Ярославля предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке как малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. При удовлетворении заявленных требований суд в том числе указал, что только лишь нахождение жилого дома на территории санитарно-защитной зоны предприятия уже свидетельствует о существовании угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме, дублировал выводы заключения межведомственной комиссии от 03.08.2009 о невозможности инженерными и проектными решениями минимизировать критерии риска до допустимого уровня. В настоящее время все указанные судебные решения о предоставлении жилых помещений мэрией города Ярославля исполнены.

При рассмотрении городской межведомственной комиссией в декабре 2020 года заявления о выявлении оснований для признания жилых помещений дома № 21 по ул. Ползунова пригодными для проживания основаниями для принятия противоположного решения послужили в том числе указанные в заключении комиссии письма департамента градостроительства мэрии города Ярославля от 26.10.2020 № 5535 и Роспотребнадзора от 19.10.2020 № 76-00-03/16-5235-2020, подтверждающие нахождение рассматриваемого жилого дома в границах санитарно-защитной зоны.

В заключении комиссии указано на выявление оснований для признания жилых помещений  непригодными для проживания на основании п.35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

По приведенным основаниям ответчики-1,3,4 полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заявителем заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст.51 АПК РФ, АО «Желдорреммаш».

Ходатайство судом рассмотрено, в удовлетворении отказано, исходя из следующего.

Жилой дом находится в собственности заявителя.

Санитарно-защитная зона согласована заключением Ярославского городского центра Госсанэпиднадзора от 12.07.1995 № 156.

Доказательства ее изменения суду не представлены.

Основания по статье 51 АПК РФ судом не установлены.

Заявление рассмотрено в рамках гл.24 АПК РФ.

Исследовав представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Работа межведомственной комиссии города Ярославля регламентирована постановлением мэрии города Ярославля от 07.07.2015 №1239 - Административный регламент предоставления муниципальной услуги о признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В своей работе Комиссия руководствуется указанным выше Положением.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в отношении объектов I и II класса опасности) либо её территориальные органы (в отношении объектов III - V класса опасности) (далее - Роспотребнадзор).

При этом в границах санитарно-защитных зон объектов любого класса опасности не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки (подпункт «а» пункта 5 Правил). В соответствии с пунктом 30 Правил на земельных участках, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, не допускается строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешённое использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны. Реконструкция таких объектов капитального строительства осуществляется только путём их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

В соответствии с частью 13 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. Ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают своё существование, а ограничения использования земельных участков перестают в них действовать с 01.01.2022.

На момент рассмотрения заявления Комиссией санитарно-защитная зона завода отражена в Правилах землепользования и застройки города Ярославля, утверждённых решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201.

Данная зона ориентировочной, расчётной (предварительной) не является.

Установление санитарно-защитной зоны завода согласовано заключением Ярославского городского центра Госсанэпиднадзора от 12.07.1995 № 156 на соответствие проекта предприятия «Ярославский электровозоремонтный завод». На основании данного заключения границы санитарно-защитной зоны отражены в Правилах землепользования и застройки города Ярославля, о чем указано выше. Жилой дом №21 по ул. Ползунова расположен в границах данной санитарно-защитной зоны. Как указано в заключении Госсанэпиднадзора и постановлении мэра города Ярославля от 15.07.1994 № 884, этот дом предполагался под расселение.

Согласно п.35 Положения, жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

В настоящее время заключение Госсанэпиднадзора не отменено.

Наличие санитарно-защитной зоны и ее размер на дату рассмотрения заявления не были изменены.

В состав Комиссии входит Управление Роспотребнадзора по Ярославской области  и уполномоченное лицо приняло участие в работе Комиссии при рассмотрении заявления Общества.

При изложенных обстоятельствах отсутствие обследования жилого дома членами Комиссии значения не имеет.

Доводы заявителя, в том числе основанные на проведении ремонта, заключении от 2020 года о техническом состоянии несущих конструкций здания общежития, протоколе измерения физических факторов от 23.03.2020г.,  при наличии указанной выше  санитарно-защитной зоны завода решающего значения не имеют.

При этом, как обоснованно отмечено Комиссией в отзыве, в соответствии с пунктом 11 Правил в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения её размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны при отсутствии соответствующего заявления объекта физически лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и при наличии оснований для изменения санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

В рассмотренной ситуации суд не установил необходимой совокупности для признания оспариваемого решения незаконным:  отсутствуют несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ст.198 АПК РФ).

При таких обстоятельствах заявленные требования суд оставляет без удовлетворения.

В порядке ст.110 АПК РФ уплаченная госпошлина остается на стороне заявителя. 

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Секерина С.Е.