150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-9299/2015 |
13 августа 2015 года |
Резолютивная часть решения от 06.08.2015.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покровской О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж" (ИНН 7610087982, ОГРН 1107610003060) по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя – Коршунов М.А. по довер. от 16.01.2015;
от лица, в отношении которого составлен протокол – Заболотний В.Г. по довер. от 30.07.2015;
установил:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, Общества с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж» на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ООО «Запад Электромонтаж» считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж» имеет лицензию N 1-Б/00246 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В период 29.05.2015 по 26.06.2015 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Запад электромонтаж».
В ходе проверки в целях выполнения лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", требованиями подпункта «д» п.4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного ПП РФ от 30.12.2011 №1225, для проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также для испытания уровня звукового сигнала системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте Общества с ограниченной ответственностью «РПС» расположенного по адресу: Ярославская область, г.Рыбинск, ул. Черепанова, д.4, где работы по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты выполняются Обществом с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж» по договору от 01.10.2013 № 1-13/ТО, в качестве экспертов было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ярославской области».
В ходе проверки установлено, что звуковой оповещатель в коридоре у бухгалтерии находится в неисправном состоянии.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, заместителем начальника отдела нормативно-технического, лицензирования и сертификации УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 35 от 26.06.2015.
Оценивая необходимость привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Из статьи 20 Закона N 69-ФЗ следует, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения предусмотрены Законом N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
- проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (подпункт 1);
- разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности (подпункт 2);
- разработке технической документации на объекты защиты (подпункт 3).
Статьями 83 и 84 Закона установлены требования пожарной безопасности к пожарной сигнализации, к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
Согласно статье 83 Закона автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии со статьей 84 Закона оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
В соответствии со статьей 84 Закона МЧС России разработан и утвержден приказом от 25.03.2009 N 173 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (СП 3.13130.2009).
В соответствии с пунктами 4.6, 4.1 СП 3.13130.2009 речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Согласно пункту 4.2 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.
Пунктами 4.7, 4.8 СП установлено, что установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.
В ходе проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, расположенном по адресу: Ярославская обл., г.Рыбинск, ул,Черепанова, д.4, установлено, что звуковой оповещатель в коридоре у бухгалтерии находится в неисправном состоянии.
При этом согласно заключению Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ярославской области» от 18.06.2015 № 28/Г/2015 на момент проведения испытаний систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ООО «Расчетно-процессинговые системы» по адресу: Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Черепанова, д.4, данные системы находятся в рабочем состоянии, монтаж системы выполнен в соответствии с рабочим проектом. Расстановка и мощность звуковых оповещателей обеспечивает необходимый уровень звука.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 11 статьи 19 указанного Закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Исследовав обстоятельства дела, учитывая выводы специалиста, изложенные в заключении № 28/Г/2015 от 18.06.2015, суд пришел к выводу, что в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 205 АПК РФ, административным органом не представлено доказательств наличия в действиях Общества грубых нарушений лицензионных требований, в том числе, не представлено доказательств возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
При отсутствии соответствующих доказательств действия Общества подлежат квалификации по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Учитывая характер выявленного нарушения, а также выводы специалиста, изложенные в заключении от 18.06.2015 № 28/Г/2015, в том числе, о том, что расстановка и мошность звуковых оповещателей обеспечивает необходимый уровень звука, принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж"(ИНН 7610087982, ОГРН 1107610003060, юридический адрес: Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Бабушкина, д.17) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Предупредить Общество с ограниченной ответственностью «Запад Электромонтаж"(ИНН 7610087982, ОГРН 1107610003060) о недопущении нарушения лицензионных условий при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области.
Судья Т.Б.Краснова