ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9404/07 от 29.11.2007 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

         ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                           Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль                                                            29 ноября  2007 г.

                                                                                  Дело  № А82-9404/2007-27 

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Н.А.Розовой,

при ведении протокола судебного заседания Н.А.Розовой,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению Государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации 396 военный госпиталь Московского округа Противовоздушной обороны

к межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области

о признании недействительным решения № 15610 от 25.05.2007 и требования об уплате № 911 от 28.06.2007,

при  участии

от заявителя: Тимофеева Ю.В.- начальника госпиталя, Филатова А.Г.- представителя по доверенности,

от ответчика:  Гоян С.В.- зам.нач.юр.отд.,  

установил:

          Государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации 396 военный госпиталь Московского округа Противовоздушной обороны (далее – 396 военный госпиталь) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения № 15610 от 24.05.2007 о привлечении к налоговой ответственности  и требования об уплате налога, пеней, штрафа № 911 от 28.06.2007 межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области.

          Заявитель полагает,  что имущество военного госпиталя не является объектом налогообложения налогом на имущество организаций в соответствии с пп.2 п.4 ст.374 НК РФ, ссылается на Федеральный закон «Об обороне» и правоприменительную практику по данному вопросу.

          Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что не соблюдены условия для применения пп.2 п.4 ст.374 НК РФ, поскольку военный госпиталь не относится к федеральным органам исполнительной власти, не входит в структуру Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны РФ, а закрепленное за ним  имущество не используется для нужд обороны и обеспечения безопасности в РФ. 

          Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

          Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной 396 военным госпиталем налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2006 год.

           Проверкой установлено занижение суммы налога на имущество за 2006г. в результате неправомерного применения льготы  (в расчете указан код несуществующей льготы 2010301). Документы, подтверждающие право на льготу, истребованные инспекцией требованием  от 22.02.2007, не представлены.

           Инспекцией сделан вывод, что подведомственные Министерству обороны РФ учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций в отношении принадлежащего им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения имущества в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», включая и возможность применения установленных льгот. Сумма неправомерно примененной льготы составляет 256 953руб.

            Решением № 15610 от 24.05.2007 инспекция  привлекла Государственное учреждения Министерства обороны Российской Федерации 396 военный госпиталь Московского округа Противовоздушной обороны к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество организаций за 2006 год в виде штрафа в сумме 51390,60руб., а также предложила  396 военному госпиталю уплатить сумму неуплаченного налога 256 953руб. и пени  в сумме 5 563,80руб.

            28.06.2007 инспекцией выставлено 396 военному госпиталю требование № 911 об уплате указанных в решении сумм налога, пеней, штрафа.

            Не согласившись с указанными решением и требованием, 396 военный госпиталь обжаловал их в арбитражный суд.

           Заявитель указывает, что согласно учредительным документам Государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации 396 военный госпиталь Московского округа Противовоздушной обороны носит наименование «войсковая часть 33186», входит в состав Вооруженных Сил РФ, является структурным подразделением Министерства обороны РФ, в военном госпитале предусмотрена военная служба, закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество находится в федеральной собственности и используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и обороноспособности РФ. Финансирование госпиталя осуществляется из федерального бюджета.

         Заявитель указывает, что согласно сложившейся правоприменительной практике имущество 396 военного госпиталя не подлежит обложению налогом на имущество в соответствии с пп.2 п.4 ст.374 НК РФ

         Ответчик считает не соблюденными такие условия применения льготы, как принадлежность имущества федеральному органу исполнительной власти, поскольку 396 военный госпиталь осуществляет медицинское обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ и не входит в структуру ВС РФ и в структуру Министерства обороны РФ, является подведомственным Минобороны учреждением. Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за подведомственным Минобороны учреждением, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Министерству обороны РФ. Кроме того, по мнению инспекции, имущество 396 военного госпиталя не используется для нужд обороны и обеспечения безопасности РФ, так как это имущество госпиталя.

         Инспекция ссылается на п.1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», п.1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, статьи 11, 12 Федерального закона «Об обороне», устав 396 военного госпиталя.

         Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Закона).

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как следует из пункта 12 статьи 1 Закона об обороне, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вместе с тем на праве оперативного управления имущество передается учреждениям, а в хозяйственном ведении находится у государственных и муниципальных предприятий (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в целях применения статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

           В соответствии с уставом Государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации 396 военный госпиталь Московского округа Противовоздушной обороны является войсковой частью 33186, учреждено и находится в ведомственном подчинении Минобороны России.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

В учреждении предусмотрено прохождение военной службы, что инспекцией не оспаривается.

Имущество учреждения  находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Не выдерживает критики довод инспекции о том, что имущество военного госпиталя не используется для нужд обороны.

Следовательно, учреждение отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно не отнесло закрепленное  за ним имущество к объекту налогообложения.

            В связи с этим решение налогового органа не соответствует положениям пп.2 п.4 ст.374 НК РФ, нарушает законные права и интересы 396 военного госпиталя и подлежит отмене. Соответственно, является неправомерным выставленное  на основании этого решения требование об уплате налога, пеней, штрафа.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201  АПК РФ, суд

                                                                 решил:

           Признать недействительным решение межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области № 15610 от 24.05.2007 о привлечении Государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации 396 военного госпиталя Московского округа Противовоздушной обороны к налоговой ответственности – полностью, а также требование инспекции от 28.06.2007 № 911 об уплате налога на имущество, пеней, штрафа.

          Обязать инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

           Решение может быть обжаловано в месячный срок  в арбитражный суд апелляционной инстанции, в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья                                                                                  Н.А.Розова