150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-9425/2015 |
01 сентября 2015 года |
Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Открытого акционерного общества Автотранспортное предприятие "Ярославич" (ИНН <***>; ОГРН <***>)
об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23.06.2015 №0041/234/0339 о назначении административного наказания
установил:
Открытое акционерное общество Автотранспортное предприятие "Ярославич" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 23.06.2015 № 0041/234/0339 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган).
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.
Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, письменный отзыв, согласно которому считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом Открытым акционерным обществом Автотранспортное предприятие "Ярославич".
В ходе проверки установлено, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, для осуществления деятельности имеет: автостанцию, расположенную по адресу: <...>; территорию с административными зданиями и сооружениями общей площадью 731,5 м2, расположенную по адресу: <...>; автотранспортные средства в количестве 10 единиц.
Проверкой также установлено, что:
1. В нарушение пункта 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ № 42 от 08.02.2011 (далее – Требования), Обществом не привлечено в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности для защиты ОТП от актов незаконного вмешательства, включая группу быстрого реагировании - специально оснащенную, мобильную, круглосуточно выполняющую спои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группу из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности;
2. в нарушение пункта 1 статьи 12.1. Федерального закона Российской Федерации № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», пункта 5.12 Требований, Обществом не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на ТС в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
3. в нарушение пункта 5.16 Требований Обществом не информируются компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности автомобильного транспорта за шесть месяцев до момента изменения конструктивных и технических элементов, технологических процессов на ОТИ, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ;
4. в нарушение пункта 5.17 Требований Обществом изменяются конструктивные и технические элементы, технологические процессы на ОТИ, а также порядок их эксплуатации, без принятия компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности решения о наличии или отсутствии необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТП и внесении дополнений в планы обеспечения транспортной безопасности ОТП в части касающейся произведенных изменений;
5. в нарушение пункта 5.26 Требований Обществом изменяются конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, перевозочного и технологического секторов ОТИ. я также схема размещения и состав оснащения КПП без завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, учитывающих такие изменения.
Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2015 № 76-ОП-008 (А).
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, 18.06.2015 заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАДН НОТБ ЦФО Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 23.06.2015 № 0041/234/0339 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения ОАО «АТП «Ярославич» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона).
Согласно статье 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства установлены приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 42.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.12, 5.16, 5.17, 5.26 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования - специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности;
- осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ за шесть месяцев до момента изменения конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ;
- изменять конструктивные или технические элементы, технологические процессы на ОТИ, а также порядок их эксплуатации, только после принятия компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности решения о наличии или отсутствии необходимости изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и внесения дополнений в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ в части, касающейся произведенных изменений;
- изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТИ, а также схему размещения и состав оснащения КПП лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, учитывающих такие изменения.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе проверки контролирующим органом установлено невыполнение Обществом вышеуказанных требований, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Выявленное нарушение подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки, объяснениями представителя Общества от 23.06.2015.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что Общество имело возможность выполнить требования законодательства о транспортной безопасности, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен. Доказательств обратного, в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 65 АПК РФ, заявителем не представлено.
Таким образом, всесторонне исследовав обстоятельства дела, оценив материалы административного дела, суд полагает, что административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения судом отклоняются.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ).
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере транспортной безопасности. Данный порядок должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, то есть считается оконченным независимо от наступления негативных последствий. Обстоятельства совершения данного правонарушения свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности создает существенную угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, жизни и здоровью людей.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания признать рассматриваемый случай как исключительный.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности со стороны административного органа судом не установлено.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом учтены все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Б.Краснова