ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9684/15 от 17.09.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-9684/2015

25 сентября 2015 года

          Резолютивная часть решения оглашена 17.09.2015

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А. Розовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н., 

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению заявление  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая туберкулезная больница" (ИНН  7604039966, ОГРН  1027600680073)

к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (ИНН 7604188661, ОГРН  1107604014825)

о признании частично недействительным решения от 09.06.2015 № 87 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,                                                         

при участии

от заявителя – Балдиной Е.М. – представителя по доверенности от 31.07.2015, Матюшенко Е.В. – заместителя директора по кадрам                                   по доверенности от 08.05.2015, Марченко Н.А. – представителя по доверенности от 15.06.2015, Пиголкиной Е.И. – представителя по доверенности от 02.06.2015,

от ответчика – Головачевой О.П. – главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 02.12.2013, Лониной Т.А. – главного специалиста-эксперта отдела выездных проверок по доверенности от 28.08.2014,

установил:

           Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая туберкулезная больница" (далее – ГБУЗ ЯО ОКТБ,  Учреждение, Больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)   в г.Ярославле (межрайонное) (далее – УПФР, ответчик)  от 09.06.2015 № 87 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов  по дополнительному тарифу  в соответствии с частью 2 ст.58.3  Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме  1 214 359,95руб.,  пеней на указанную недоимку по страховым взносам  по дополнительному тарифу в сумме 9122,74руб. и штрафа за неуплату  страховых взносов по дополнительному тарифу  в сумме 242 871,99руб.

         Заявитель  считает  необоснованным доначисление страховых взносов за 2012-2014гг. по повышенным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи  58.3 Федерального закона Федерального   закона   от 24.07.2009  № 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд РФ,  Фонд социального страхования РФ,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), поскольку у работника не возникает права на досрочную пенсию, соответственно, организация не обязана производить отчисления страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении  произведенных выплат   такому работнику.  По мнению заявителя, дополнительные тарифы  установлены законодательством  в отношении тех категорий работников, которые имеют право на  досрочное назначение пенсии  в связи с особыми условиями труда.

Ответчик требования не признал, считает оспариваемое решение законным.

По мнению Управления ПФ, исходя из положений статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ  дополнительные тарифы    страховых взносов в Пенсионный фонд, предусмотренные  для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения  физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в подп.1-18 пункта 1 статьи  27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ). Статья 58.3 Федерального  закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не предусматривает дополнительных условий, при наличии которых страхователем производится уплата страховых взносов по  дополнительному  тарифу.  В связи с этим, по мнению ответчика, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу  на выплаты  в пользу работника, занятого на работах   с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период времени работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Управлением ПФР проведена выездная проверка Больницы за период с  01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт № 1153 от 07.05.2015  и принято решение от 09.06.2015 № 86 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением  Больнице доначислено 1 214 359,95руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи  58.3 Закона № 212-ФЗ, 9122,74руб. пеней и  применен штраф в размере  242 871,99руб. в соответствии с ч.1 ст.47 закона № 212-ФЗ. 

Основанием для  принятия  решения послужил вывод  Управления ПФ о необходимости  применения страхователем  дополнительного тарифа в размере 2% и 6% в отношении  выплат, произведенных работникам Больницы, занятым на  работах, поименованных в Списке № 2, утвержденном  Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 «Об утверждении списков, производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»:

Раздел  ХХ1V «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»:

(22600000-1754б) Работники, непосредственно обслуживающие  больных:  

(22600000а) – а) в туберкулезных и инфекционных  учреждениях,  отделениях, кабинетах:

(22600000а) средний медицинский персонал,

(22600000а)  младший медицинский персонал.

         Управление ПФР указало, что  к среднему медицинскому персоналу относятся: медицинская сестра,  медицинская сестра участковая,  старшая медицинская сестра, старшая операционная медицинская сестра, фельдшер,  медицинская сестра-анестезист,  медицинская сестра  стерилизационной,  медицинская сестра процедурной,  медицинский дезинфектор,  медицинская сестра перевязочной.

         К младшему медицинскому персоналу относятся:  санитар.

         В соответствии со штатным расписанием в Больнице предусмотрены все перечисленные  штатные единицы.  Управлением ПФР сделан вывод, что весь  средний и младший  медицинский персонал согласно трудовым договорам, должностным инструкциям, табелям учета рабочего времени  занят на работах с вредными  и тяжелыми условиями труда, поэтому  в отношении них подлежат начислению страховые взносы по дополнительным тарифам.   При этом  дополнительные страховые тарифы применяются независимо от  того,  за какие периоды производятся выплаты работникам, и включаются ли  эти периоды в стаж  для досрочного назначения пенсии.

         За 2013 год  сумма заниженной базы для начисления страховых взносов составила  2450руб. по работникам  Малковой  И.В. (санитарка),  Марченко  Н.Ю. (медицинская сестра), должности  которых относятся к Списку № 2.  Применен дополнительный тариф  в соответствии с ч.2 ст.58.3  Закона № 212-ФЗ в размере 2%.

         За 2014 год сумма заниженной базы  для начисления  страховых взносов занижена  на 15 461 404,20руб. по работникам  среднего и младшего медицинского персонала,  указанным  на с.7-8 решения. 

         УПФР  полагает, что в случае полной занятости  работника в течение месяца на работах,  указанных в подп.2-18 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, исчисление  страховых взносов  осуществляется со всех начисленных в этом месяце  в пользу этого работника выплат  и вознаграждений, включаемых  в базу для начисления страховых взносов, независимо от того,  за какие периоды   производятся данные  выплаты, и включаются ли эти периоды в стаж для  досрочного назначения  пенсии.   Полная занятость работника на  работах с вредными и тяжелыми условиями труда  предполагает  выполнение работы  в рамках одной определенной профессии  (должности)  в пределах и в режиме  рабочего времени,  установленного  для работника  одним трудовым договором.

        Также УПФР указывает в оспариваемом решении, что ГБУЗ ЯО «ОКТБ» была проведена аттестация рабочих мест в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н,  и результаты аттестации учтены при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ в 2014 году, установленных  ч.2.1 ст.58.3  Закона № 212-ФЗ.

        На основании Карты аттестации рабочего места  по условиям труда, общая оценка условий  труда по степени  вредности и (или) опасности  факторов  производственной среды и трудового  процесса составляет 3.3.  В соответствии с данным фактором  размер дополнительного тарифа страхового взноса в 2014 году, установленного с.2.1 ст.58.3 закона № 212-ФЗ,  составляет 6%.   

         Заявитель считает, что дополнительные тарифы установлены  законодательством в отношении тех категорий   работников, которые имеют  право на досрочное  назначении пенсии в связи с особыми условиями труда.  Работодатель должен производить  уплату страховых взносов  по дополнительным тарифам  в том случае,  если его работники полный рабочий день  заняты на  соответствующих видах работ, перечисленных в подп.1-18 п.1 ст.27 закона № 173-ФЗ.  То есть, исходя из характера работы сотрудника и его  занятости на  работах,  указанных в подп.2 п.1 ст.27 закона № 173-ФЗ,  работодатель включает ту или иную должность  в соответствующий  список, который согласовывается с Пенсионным фондом, что в последующем и является  основанием для досрочного назначения пенсии, и, как следствие,  начисления дополнительных  пенсионных взносов.

         По мнению заявителя,  при проведении проверки  сотрудниками Пенсионного фонда были подменены понятия  «занятость  работников на  работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда»  и «вредные условия труда».

         Согласно Списку № 2 право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения  общеустановленного возраста имеют  работники, непосредственно  обслуживающие  больных  (22600000-1754б), в том числе  средний и младший  медицинский персонал  в туберкулезных  и инфекционных отделениях, кабинетах (22600000а).  

        При этом  постановлением Правительства РФ от 11.07.2022 № 516 утверждены Правила  исчисления периодов работы, дающей право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27  Закона № 173-ФЗ, в пункте 4 которых предусмотрено общее правило  о возможности  включения в специальный стаж  периодов работы при условии  выполнения ее постоянно  в течение полного рабочего дня.

         Постановлением Министерства труда РФ  от 22 мая 1996г. № 5, изданным на основании  пункта 2 постановления  Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости  (по возрасту)  и за выслугу лет», утверждено Разъяснение,   согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем  понимается выполнение  работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов  рабочего времени.

         Таким образом,  для приобретения пенсионных льгот по указанной позиции Списка № 2 необходимо  соблюдение двух условий: занятость в должностях  младшего и среднего  персонала и постоянное (не менее 80% рабочего времени) выполнение  работ по непосредственному обслуживанию больных. 

          Из официальной позиции Минтруда России  (письма № 17-3/10/2-2415 от  29.04.2013, № 17-3/В-113  от 13.03.2014, № 17-3/В-76 от 25.02.2014, № 17-3/В-67 от 18.02.2015) следует, что если работник  не занят на видах работ  с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 -  подп.1-18 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ), страховые взносы  в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам  на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу  данного работника, не начисляются независимо  от  класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам  специальной оценки  условий труда. 

          Указанное говорит о том, что  если по результатам специальной оценки или аттестации  рабочих мест условия труда классифицированы как опасные или вредные, сам по себе этот факт  еще не дает оснований для  начисления страховых взносов  по дополнительным тарифам.

          Те же условия закреплены  в письме Минздрава РФ от 23.08.1993 № 05-16/30-16 «О  порядке применения  раздела ХХ1V Списка № 2 производств, работ,  профессий, должностей и  показателей, дающих право на  льготное пенсионное обеспечение» и Указаниях Министерства социальной защиты  населения Российской Федерации от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела  ХХ1V Списка № 2 производств, работ,  профессий, должностей и  показателей, дающих право на  льготное пенсионное обеспечение. О льготном  пенсионном обеспечении  работников, занятых в производстве  синтетических моющих средств».  

         Данными письмами  предусмотрен примерный перечень  должностей среднего и младшего  медицинского персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание больных  в отделениях, кабинетах, вошедших в  раздел  ХХ1V Списка № 2; при этом определение перечня должностей, работники которых пользуются правом на льготное  пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы.

           Заявитель  указал, что все без исключения сотрудники Больницы   имеют право на сокращенную 30-часовую рабочую неделю, дополнительный отпуск, 50%-ю надбавку  за вредные условия труда, а также не бесплатное получение  молока или других  равноценных пищевых продуктов.  При этом не все сотрудники занимаются  непосредственным обслуживанием больных  (заняты на работах, указанных  в подп.2 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ) и имеют право на досрочное  назначение пенсии. 

           Из анализа должностных обязанностей работников среднего и младшего медицинского персонала,  указанных в их должностных инструкциях, не следует, что  они выполняют работу по  непосредственному обслуживанию  больных в течение 80% рабочего времени, что является  обязательным условием  для включения данных должностей в Список № 2 для  досрочного  назначения пенсии и, соответственно, для начисления  дополнительных страховых тарифов.

          Заявитель также указывает, что  в  Больнице проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.  По результатам аттестации Больницей составлен  своей список работников указанных должностей, которые  имеют право на досрочное назначение пенсии исходя из занятости  в непосредственном обслуживании туберкулезных больных в течение полного рабочего дня (80% рабочего времени); данный список согласован  с органом Пенсионного фонда. Должности, указанные в акте проверки и в решении, не относятся к  Списку № 2, поскольку  работники не заняты в течение полного рабочего дня обслуживанием больных.

          Более того, в 2012 году сотрудники   Учреждения, занятые  по ряду должностей,  указанных проверяющими,  обращались в суд за защитой  права на досрочное  назначение  пенсии, поскольку занимаемые ими должности относятся к среднему и младшему  медицинскому персоналу. Однако в удовлетворении заявленных требований судом было отказано, поскольку не была подтверждена занятость  сотрудников в непосредственном обслуживании  больных в течение 80% рабочего времени. При этом Пенсионный фонд выступал вместе с Больницей в качестве ответчика по делу.

         Кроме того, на запрос Больницы в адрес Пенсионного фонда (№17 от  27.03.2015) о порядке  начисления и уплаты  страховых взносов по дополнительному тарифу на работников, не включенных в Списки № 1 и № 2, был получен ответ (№ 22-13/3280 от 27.04.2015), что дополнительные тарифы страховых взносов  установлены в отношении выплат  и иных вознаграждений в пользу  физических лиц, занятых  на видах работ, указанных в  подп.1-18 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, то есть касаются категории застрахованных лиц,  которые имеют право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости  в соответствии со ст.27 Закона № 173-ФЗ.  

         Оценивая позиции сторон, суд исходит из следующего.

         Согласно части 2 статьи  58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год –  4%, на 2015 год и последующие годы – 6%.

          В силу п.2.1  ст.58.3 Закона для плательщиков страховых взносов, указанных в ч.1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам  специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных  в частях 1 и 2  настоящей статьи  дополнительных тарифов применяются  следующие дополнительные  тарифы  страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ:  класс условий труда – вредный, подкласс условий труда – 3.3, дополнительный тариф  страхового взноса – 6%.

         Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ  предусмотрено, что трудовая  пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного  Федерального закона,  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В проверяемом периоде подлежал применению  Список № 2 производств,  работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.  

          В частности, к Списку № 2, Раздел  ХХ1V «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», отнесены работники, непосредственно обслуживающие  больных  в туберкулезных и инфекционных  учреждениях,  отделениях, кабинетах:

(22600000а) средний медицинский персонал,

(22600000а)  младший медицинский персонал.

        При этом  постановлением Правительства РФ от 11.07.2022 № 516 утверждены Правила  исчисления периодов работы, дающей право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27  Закона № 173-ФЗ, в пункте 4 которых предусмотрено общее правило  о возможности  включения в специальный стаж  периодов работы при условии  выполнения ее постоянно  в течение полного рабочего дня.

         Постановлением Министерства труда РФ  от 22 мая 1996г. № 5, изданным на основании  пункта 2 постановления  Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости  (по возрасту)  и за выслугу лет» утверждено Разъяснение,   согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем  понимается выполнение  работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов  рабочего времени.

         Таким образом,  для досрочного  назначения пенсии работникам по указанным позициям Списка № 2 необходимо  соблюдение двух условий: занятость в должностях  младшего и среднего медицинского персонала и постоянное (не менее 80% рабочего времени) выполнение  работ по непосредственному обслуживанию больных. 

          Из официальной позиции Минтруда России  (письма № 17-3/10/2-2415 от  29.04.2013, № 17-3/В-113  от 13.03.2014, № 17-3/В-76 от 25.02.2014, № 17-3/В-67 от 18.02.2015) следует, что если работник  не занят на видах работ  с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 -  подп.1-18 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ), страховые взносы  в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам  на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу  данного работника, не начисляются независимо  от  класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам  специальной оценки  условий труда. 

          Указанное говорит о том, что  если по результатам специальной оценки или аттестации  рабочих мест условия труда классифицированы как опасные или вредные, сам по себе этот факт  еще не дает оснований для  начисления страховых взносов  по дополнительным тарифам.

          Те же условия закреплены  в письме Минздрава РФ от 23.08.1993 № 05-16/30-16 «О  порядке применения  раздела ХХ1V Списка № 2 производств, работ,  профессий, должностей и  показателей, дающих право на  льготное пенсионное обеспечение» и Указаниях Министерства социальной защиты  населения Российской Федерации от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела  ХХ1V Списка № 2 производств, работ,  профессий, должностей и  показателей, дающих право на  льготное пенсионное обеспечение. О льготном  пенсионном обеспечении  работников, занятых в производстве  синтетических моющих средств».  

         Данными письмами  предусмотрен примерный перечень  должностей среднего и младшего  медицинского персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание больных  в отделениях, кабинетах, вошедших в  раздел  ХХ1V Списка № 2; при этом определение перечня должностей, работники которых пользуются правом на льготное  пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы.

         Таким образом,  из  системного толкования приведенных норм  следует, что если по результатам специальной оценки или аттестации  рабочих мест условия труда классифицированы как опасные или вредные, сам по себе этот факт  еще не дает оснований для  получения права на досрочное назначение пенсии, также  необходимо, чтобы занятость работников среднего и младшего  медицинского персонала непосредственным обслуживанием больных составляла  полный рабочий день (80% рабочего времени).   

         Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что, несмотря на работу  работников среднего и младшего медицинского персонала Больницы  во вредных условиях труда (подкласс условий труда 3.3),  не все сотрудники занимаются  непосредственным обслуживанием больных  (заняты на работах, указанных  в подп.2 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ) и имеют право на досрочное  назначение пенсии. 

           Из анализа должностных обязанностей работников среднего и младшего медицинского персонала,  указанных в их должностных инструкциях, не следует, что  они выполняют работу по  непосредственному обслуживанию  больных в течение 80% рабочего времени, что является  обязательным условием  для включения данных должностей в Список № 2 для  досрочного  назначения пенсии и, соответственно, для начисления  дополнительных страховых тарифов.

           По результатам проведенной аттестации Больницей составлен  своей список работников указанных должностей, которые  имеют право на досрочное назначение пенсии исходя из занятости  в непосредственном обслуживании туберкулезных больных в течение полного рабочего дня (80% рабочего времени); данный список согласован  с органом Пенсионного фонда. Спорные должности, указанные в акте проверки и в решении, не относятся к  Списку № 2, поскольку  работники не заняты в течение полного рабочего дня обслуживанием больных.  Обратное органом Пенсионного фонда не доказано.

          Суд  не принимает  довод органа Пенсионного фонда о том, что дополнительные страховые тарифы применяются независимо от  того,  включаются ли  периоды работы в стаж  для досрочного назначения пенсии.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховыми взносами являются  обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного  суда Российской Федерации от  10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.

Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.

В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по  смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной  нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно,  по мнению суда, страхователь обязан производить  исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с  сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на  досрочное получении пенсии.

В соответствии с пунктом  5  разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих  в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»  право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Позиция заявителя об отсутствии у работников права на досрочную  пенсию  ответчиком не опровергнута.

          Более того, в 2012 году сотрудники   Больницы, занятые  по ряду должностей,  указанных проверяющими,  обращались в суд за защитой  права на досрочное  назначение  пенсии, поскольку занимаемые ими должности относятся к среднему и младшему  медицинскому персоналу. Однако в удовлетворении заявленных требований судом было отказано, поскольку не была подтверждена занятость  сотрудников в непосредственном обслуживании  больных в течение 80% рабочего времени. При этом Пенсионный фонд выступал вместе с Больницей в качестве ответчика по делу.

С учетом изложенного, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими  удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на  ответчика.

На основании  изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 110 АПК РФ, арбитражный суд  

                                                                 Р Е Ш И Л: 

          Признать недействительным  решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)(ИНН 7604188661, ОГРН  1107604014825) от 09.06.2015 № 87 о привлечении плательщика страховых взносов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая туберкулезная больница"(ИНН  7604039966, ОГРН  1027600680073) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов  по дополнительному тарифу  в соответствии с частью 2 ст.58.3  Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме  1 214 359,95руб.,  пеней на указанную недоимку по страховым взносам  по дополнительному тарифу в сумме 9122,74руб. и штрафа за неуплату  страховых взносов по дополнительному тарифу  в сумме 242 871,99руб.

          Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)(ИНН 7604188661, ОГРН  1107604014825) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая туберкулезная больница"(ИНН  7604039966, ОГРН  1027600680073) 3000руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.