Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-9695/2014
Резолютивная часть решения по делу вынесена 18 ноября 2014года
04 декабря 2014 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучиной С.С.
рассмотрев в судебном заседании заявление Отдела туризма, культуры, молодежи и спорта администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (ИНН <***> , ОГРН <***> )
о признании недействительным предписания
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.08.2014, главного специалиста ФИО2 по доверенности от 22.08.2014;
от ответчика – главного специалиста-эксперта ФИО3 по доверенности от27.06.2014, начальника территориального отдела ФИО4 по доверенности от 25.08.2014
установил: Отдел туризма, культуры, молодежи и спорта администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее – Отдел туризма) обратился в суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 06.05.2013 №7(далее – Предписание) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, содержащего требование о восстановлении субсидии, полученной из федерального бюджета, в сумме 97960руб.
В судебном заседании представители Отдела туризма поддержали доводы заявления и пояснили, что Отдел туризма, являясь в 2013г. главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых в порядке софинансирования на выполнение целевой программы по обеспечению жильем молодых семей, не допустил при их расходовании нарушений бюджетного законодательства. Общая сумма расходов, выделяемых семьям Ростовского муниципального района на улучшение жилищных условий, рассчитана правильно. Общий размер полученных из бюджета Ярославской области и федерального бюджета субсидий соответствует установленному в целях софинансирования процентному соотношению, при этом за счет средств областного бюджета компенсированы недостающие средства федерального бюджета.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее – Территориальное управление) требования заявителя не признало. Поскольку размер средств, выделяемых из местного бюджета на финансирование социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, указанных в первоначальной редакции Соглашения №205/04-2013 о реализации подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья региональной программы «Стимулирование жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2015 годы от 16.09.2013 не изменялся, общая сумма социальных выплат в части местного бюджета не подлежала изменению и доля (%), выделяемых из федерального бюджета средств не подлежал изменению в сторону увеличения.
Проверив доводы сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признал требования заявителя подлежащими удовлетворению с учетом следующего.
Согласно Акту от 30.04.2014 Территориальное управление провело выездную проверку правомерности использования бюджетных средств, направленных в 2013 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Отделе туризма.
Проверкой установлено неправомерное, в нарушение части 1 статьи 136, части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашения от 16.09.2013 3205/04-2013, расходование средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий на софинансирование предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение(строительство) жилья в 2013 году в сумме 97 960.23руб.
Предписанием об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 06.05.2013 №7 Отделу туризма предложено восстановить полученные из федерального бюджета средства субсидий в областной бюджет для дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в 60-дневный срок с момента получения предписания.
Постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2011 №9-п в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050 "О федеральной целевой программе" Жилище" на 2011 - 2015 годы", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 802 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства" утверждена региональная программа «Стимулирование жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2015годы» (далее – Программа).
Реализация Программы осуществляется путем выполнения мероприятий нескольких, входящих в нее подпрограмм, в том числе подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья».
Методика предоставления и распределения субсидий на реализацию подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы» (далее – Методика) приведена в приложении 25 к Программе.
Пунктами 3-5 Методики предусмотрено, что предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области осуществляется Агентством по делам молодежи Ярославской области (далее - исполнитель Подпрограммы) на основании соглашения о реализации Подпрограммы, составленного по форме согласно приложению 27 к Программе, заключаемого между исполнителем Подпрограммы и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - Соглашение).
Субсидии на реализацию Подпрограммы перечисляются в бюджеты муниципальных образований области в соответствии с распределением, утверждаемым ежегодно в виде приложения к Подпрограмме.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям области при выполнении следующих условий:
- наличие списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, оформленного в соответствии с приложением 4 к Положению о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденному постановлением Правительства области от 17.03.2011 N 171-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья" - наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей;
- наличие в бюджете муниципального образования области средств на реализацию Подпрограммы, подтвержденных выпиской из местного бюджета;
- наличие соглашения;
-отсутствие фактов нецелевого использования субсидий на реализацию Подпрограммы, получаемых за счет средств федерального и областного бюджетов;
- соблюдение требований к показателям результата использования субсидий в соответствии с пунктом 13 данной Методики.
Соглашением от 16.09.2013 № 205/04-2013 о реализации подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья региональной программы «Стимулирование жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2015 год, заключенным во исполнение Методики между Агентством по делам молодёжи Ярославской области (Государственный заказчик) и Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (Исполнитель) предусмотрено выделение Исполнителю средств федерального и областного бюджетов в виде субсидий на софинансирование предоставления молодым семьям выплат на приобретение(строительство) году жилья в 2013: 996 915руб. средств областного бюджета и 706 393руб. средств федерального бюджета, которые подлежат отражению в доходной части местного бюджета.
Дополнительными соглашениями от 14.10.2013 и от 11.12.2013 к Соглашению от 16.09.2013 размер выделяемых средств изменен, соответственно на 832 498руб. и 550135руб., и окончательно - на 698 902,30руб. и 723 319.54руб., что соответствует Постановлению Правительства Ярославской области от №9-п в редакции Постановления от 09.12.2013 №1603-п
Во исполнение подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011г. N 171-п утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение(строительство) жилья (далее –Положение), согласно которому средства областного бюджета на указанные цели выделяются при условии соответствующего софинансирования из местных бюджетов в равных долях ( пункт 1.12).
Указанным Положением также предусмотрено что на основании списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из местного бюджета на соответствующий год, орган местного самоуправления формирует заявку на выделение из областного бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат (пункт 2.8).
Исполнитель областной подпрограммы после утверждения сводного списка молодых семей доводит до органов местного самоуправления выписки из сводного списка, а также (при наличии) выписки из списка семей, не включенных в сводный список в связи с достижением одним из супругов предельного возраста участия в подпрограммах (п.2.9).
Исполнитель областной подпрограммы в течение 10 рабочих дней с даты утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в соответствующем году, доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в соответствующем году, а также, при наличии таковых, список молодых семей, не включенных в указанные списки в связи с достижением одним из супругов предельного возраста участия в подпрограммах.
Пунктом 10 Приложения 25 Региональной программы установлено, что социальная выплата предоставляется в размере:
- 45 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья (18 процентов, округленных до целого числа, - за счет средств федерального бюджета, 13,5 процента, округленных до целого числа, - за счет средств областного бюджета, 13,5 процента, округленных до целого числа, - за счет средств местного бюджета) - для молодых семей, не имеющих детей;
- 50 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья (18 процентов, округленных до целого числа, - за счет средств федерального бюджета, 16 процентов, округленных до целого числа, - за счет средств областного бюджета, 16 процентов, округленных до целого числа, - за счет средств местного бюджета) - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.
Средства федерального бюджета распределяются между муниципальными образованиями области после утверждения федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации нормативного правового акта о распределении средств федерального бюджета, выделяемых субъектам Российской Федерации на реализацию Подпрограммы в соответствующем году.
В случае если средств федерального бюджета, распределенных между муниципальными образованиями области в соответствии с приложением 3 к подпрограмме "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.01.2011 N 9-п "Об утверждении региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы", недостаточно для предоставления молодым семьям социальных выплат в полном объеме, недостающая часть средств федерального бюджета может быть компенсирована средствами областного бюджета при условии их наличия. (пункт 1.12 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение(строительство) жилья).
В рассматриваемом случае социальная выплата предоставлялась в размере 50% от расчетной стоимости жилья трем молодым семьям.
В заявке на финансирование от 23.09.2013 №324 Администрация Ростовского района просит о выделении средств для софинансирования социальных выплат молодым семьям: 669 280.87руб. за счет средств областного бюджета и 752 940.97руб. за счет федерального бюджета, с учетом того что 50% от расчетной стоимости жилья составляют 2 091 502.71руб.
Социальные выплаты за счет средств местного бюджета фактически составили 669 280.87руб.
Такое распределение финансирования социальных выплат соответствует как принципу равенства расходов областного и местного бюджетов, так и процентному распределению общей суммы социальных выплат( 18%, 16% и 16%).
Поскольку из 752 940.97руб., подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, Ростовскому муниципальному району могло быть выделено только 723 319.54руб., недостающие 29 621.43руб. были компенсированы за счет средств бюджета Ярославской области. Общий размер субсидии из бюджета Ярославской области составил 698 902.30руб. (669 280.87руб. + 29 621.43руб.), что и нашло отражение в последней редакции Соглашения.
Разъяснения о порядке финансирования подпрограммы в 2013г. содержится также в письме Агентства по делам молодёжи Ярославской области от 03.10.2014.
Размер незаконно использованных средств федерального бюджета рассчитан Территориальным управлением следующим образом: установлен общий размер субсидии с учетом последней редакции соглашения 2 419 136.84руб., в том числе: федеральный бюджет – 723 319.54руб., областной бюджет – 698 902.30руб. и, по мнению Территориального управления, местный бюджет – 996 915руб., что в процентном отношении, соответственно составляет – 29,9%, 28.89% и 41.21%.
Поскольку всего молодым семьям на приобретение жилья выделено 2 091 502.71руб., определены суммы субсидий каждого из бюджетов при сохранении установленного процентного соотношения. Так, в части федерального бюджета указанная сумма составила 625 359.31руб. (29,9% от 2091502.71руб.) Превышение указанной суммы над фактически выделенной за счет средств федерального бюджета субсидией (723 319.54руб. – 625 359.31руб.) признано незаконным использованием средств федерального бюджета.
Указанный расчет признан судом не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку не позволяет соблюсти не один из установленных вышеуказанными нормативными актами принципов: равного финансирования программы за счет средств местного и областного бюджетов, пропорционального распределения расходов на реализацию социальной программы (18%, 16% и 16%), восполнение за счет областного бюджета недостающих средств федерального бюджета на финансирование подпрограммы. Более того, размер субсидии, подлежащей перечислению из федерального бюджета определен относительно несуществующего обязательства, поскольку молодым семьям выделено за счет средств всех бюджетов 2 091 502.71руб., а не 2 419 136.84руб.
Таким образом, признаков бюджетного правонарушения в действиях Отдела туризма не установлено, вынесенное в его адрес предписание является недействительным и исполнению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Отдела туризма, культуры, молодежи и спорта администрации Ростовского муниципального района Ярославской области удовлетворить.
Признать недействительным Предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 06.05.2013 №7 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, содержащее требование о восстановлении Отделом туризма, культуры, молодежи и спорта администрации Ростовского муниципального района Ярославской области субсидии, полученной из федерального бюджета, в сумме 97960руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 <...>) в месячный срок со дня принятия.
Судья
Коробова Н.Н. - 20