ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9730/2021 от 23.08.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-9730/2021

Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2021г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьиПетровой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственности "Коннектор" (ИНН 7604069752, ОГРН 1047600421593)

об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639; ОГРН 1067746766240) № 10.2-212-2254пл-Пр/0150-2021 от 07.06.2021,

при участии

от заявителя – Азыев А.Х. – директор, по протоколу, Булатова Я.М. – по доверенности, Морозов А.Н. – по устному ходатайству,

от ответчика – Каткова Е.Ю. – по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коннектор» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 10.2-212-2254пл-Пр/0150-2021 от 07.06.2021

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования. Полагает, что в данном случае имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение. Обществом приняты незамедлительные меры, направленные на устранение выявленного нарушения.

Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявленные требования не признает, настаивает на законности вынесенного постановления.

Рассмотрев представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 02 июня 2021г. составленным по результатам плановой выездной проверки.

Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В статье 4 Закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( далее Закон) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, возникающие в ходе обеспечения защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

Общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «сеть газопотребления ООО «Коннект», 111 класс опасности, рег. № А18-04513-0001 .

Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ходе проверки установлено, что : не представлена Должностная инструкция лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОНО ООО «Коннектор», чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 13 «Правил организации и осуществления производственною контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168 (далее Правила производственного контроля); Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утверждено генеральным директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018, не актуализировано в соответствия с изменениями нормативного документа с 01.01.2021, а именно: «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации о 18.12.2020 N» 2168 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263. утратило силу), чем нарушены требования ст. 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; шт. 3 п. 5 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее Правила производственного контроля); п. 2.2 представленного Положения по производственному контролю, утверждено генеральный директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018. не полностью
прописаны требования, предъявленные к работнику ответственному за осуществление
производственного контроля, а именно:- не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности;- не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, чем нарушены требования статья 9. Федеральною закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п 11 Правил производственного контроля; в п. 2.4 представленного Положения по производственному контролю, утверждено генеральным директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018. не полностью
прописаны требования обеспечивающие контроль ответственного за осуществление
производственного контроля, а именно: ж) разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах II или III классов опасности; з) проведением экспертизы промышленной безопасности; и) организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, чем нарушены требования статья 9. Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 15 Правил производственного контроля; в п. 2.5 представленного Положения по производственному контролю, утверждено генеральным директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018. не полностью прописаны права ответственного за осуществление производственного контроля, а именно: е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте; ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены требования статья 9 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 16 Правил производственного контроля; не представлены отчеты оперативных, комплексных проверок по производственному контролю за 2020 год и I квартал 2021 года, чем нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «в» п.14 Правил производственного контроля; в п.8.1, п. 11.1 представленного Положения по производственному контролю, утверждено генеральным директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018. указана ссылка на не действующий документ, а именно: Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе но экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480 (утратило силу), чем нарушены требования статьи 9. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ: пп. 3, 5 Правил производственного контроля; в п.12 представленною Положения но производственному контролю, утверждено
генеральным директором ООО «Коннектор» Азыевым А.Х. от 01.07.2018. не указана какая информация, входит в состав сведений об организации производственного контроля, для представления отчета за прошедший год в Центральное управление Рос технадзора, чем нарушены требования статьи 9. 11 Федеральною закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 19 Правил производственного контроля; ООО «Коннектор», не направлена в течение пяти рабочих дней (со дня заключения или
изменения) копия договора обязательною страхования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов, чем нарушены требования ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ: ст.П. ч.2 пп.3 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" от 27.07.2010 N 225-ФЗ; представленное Положение о порядке технического расследования причин инцидентов ООО «Коннектор», утвержденное генеральным директором Азыев А.Х. от 01.07.2018 не актуализировано в соответствии с изменениями нормативного документа с 01.01.2021. а именно: «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503 (далее - Порядок) (постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 480, утратило силу), чем нарушены Требования ст. 9. И Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, ч. 5 п.29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах поднадзорных Федеральной службе по -экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503 (далее ~ Порядок); В п.. 1.3; 2.6: 2/7 Порядка но инцидентам, утвержденное генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 указана ссылка на нормативные документы, утратившие силу, а именно: Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от. 19.08.2011 N 480 и РД 12-378-00, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-т, ФЗ. П.1 Порядка; в нарушение требований промышленной безопасности представленный Порядок, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503 (далее - Порядок), а именно: в нарушение пункта 5 Порядка - Порядок по инцидентам не предусматривает: а) передач) оперативного сообщения в случае инцидента организацией {руководителем или иным уполномоченным лицом) в: - территориальный орган федерального органа исполнительной власти В области промышленной безопасности; -орган местного самоуправления: -федеральный орган исполнительной власти, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 11б-ФЗ, гл.5 пп. 1 Порядка; в представленном Порядке по инцидентам, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, а именно: отсутствует информация о количестве членов комиссии для технического расследования причин инцидентов, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ. п. 30 Порядка; в нарушении требований промышленной безопасности в п.5; 6 и приложения № 1; 9 представленного Порядка но инцидентам, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов Промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, а именно: указаны разделы по расследованию аварий и приложения, указывающие аварии, а Порядок разрабатывается по инцидентам, чем нарушены требовании ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 29 Порядка; в нарушении требований промышленной безопасности в п.2.4 представленного Порядка по инцидентам, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503. а именно: указаны разделы по расследованию аварий и приложения, указывающие аварии, а Порядок разрабатывается по инцидентам, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ. п. 29 Порядка; в нарушение требований промышленной безопасности представленный Порядок, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, а именно: не представлено «Оперативное сообщении об инциденте», чем нарушены требования статья 9. Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ: гл.5 Порядка; в нарушение требований промышленной безопасности в п. 2.4 представленного Порядка, утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, а именно: указана ссылка на Приложение № 3, являющееся Актом, что не соответствует представленному Приложению № 3 «Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах», чем нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п.31 Порядка; в нарушение требований промышленной безопасности в п. 3.3 представленного Порядка. утвержденный генеральным директором Азыевым А.Х. от 01.07.2018 не соответствует требованиям Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, а именно: указана ссылка на Акт технического расследования причин инцидентов, указанных в Приложениях № 1,2, что не соответствует данным приложениям, а именно: Приложение № 1 «Оперативное сообщение об аварии» и Приложение № 2 «Акт о несчастном случае на производстве», что не соответствует представленным, чем нарушены требования статья 9. Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ; п.29 Порядка.; не указано {красным цветом) направление движения потока природного газа на газопроводе в котельной, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № II6-ФЗ. п. 6.1.7 ГОСТ 34011-2016 Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования; не представлен утвержденный перечень газоопасных работ, выполняемых с нарядом допуском и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям и газоопасных работ и выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 133 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждены приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531.

Установив в ходе проверки вышеназванные нарушения, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о фактическом отсутствии выявленных нарушений, указанны в п.п. 3,4,5,7,9 не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение выявленного нарушения, Обществом не представлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления от 20.11.2008 № 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ, является правом, а не обязанностью суда.

В рассматриваемом судом случае, суд не усматривает оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в категории малое предприятия.

Суд учитывая, что предприятие ранее не привлекалось к административной ответственности, нарушения незамедлительно устранены, большинство нарушений связано с необходимость приведения действующих Положений в соответствии с новыми требованиями, учитывая, что в адрес общества выдано предписание с установлением срока – 3 месяца, на устранение выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии угрозы причинения вреда, полагает, что выявленное нарушение не создает угрозу безопасности, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации имеются в совокупности обстоятельства, позволяющие заменить меру ответственности в виде штрафа на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования Обществом с ограниченной ответственности "Коннектор"(ИНН 7604069752, ОГРН 1047600421593) требованияо признании незаконным постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240) № 10.2-212-2254пл-Пр/0150-2021 от 07.06.2021, отказать.

Изменить назначенное Обществу с ограниченной ответственности "Коннектор"(ИНН 7604069752, ОГРН 1047600421593) постановлением № 10.2-212-2254пл-Пр/0150-2021 от 07.06.2021, наказание в виде штрафа в размере 200000 руб. на наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ловыгина Н.Л.