ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9743/2021 от 28.02.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-9743/2021

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Захаровой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЛежаЛес" (ИНН 3509012734, ОГРН 1203500027170)

к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №2-254 от 18.12.2020

при участии:

от истца – не явился;

от ответчика – Семенов Д.Д. – представитель по доверенности от 11.12.2020;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛежаЛес" обратилось с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №2-254 от 18.12.2020 на подачу и уборку вагонов ООО «ЛежаЛес» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Лежа Северной железной дороги, приняв пункты по параграфу 7, второму абзацу пункта 8.1 8 параграфа, пункту 8.4 параграфа 8, пункту 9.4.2 параграфа 9, пятому абзацу параграфа 11, пункту 12.6 параграфа 12, в редакции ООО «ЛежаЛес».

Истец требования поддерживает, заявил об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью формирования правовой позиции по делу.

Ответчик просит урегулировать разногласия в редакции, предложенной ОАО «РЖД», возражает против отложения судебного разбирательства.

Ходатайство судом рассмотрено, отклонено как необоснованное, и направленное на затягивание процесса, истцу было предоставлено достаточно времени для уточнения правовой позиции.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие истца.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил.

Сторонами велись переговоры по заключению договора на подачу и уборку вагонов ООО «ЛежаЛес» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Лежа Северной железной дороги.

ОАО РЖД направил истцу договор №2-254 от 18.12.2020 для подписания.

08.02.2021 сторонами подписан протокол разногласий к договору №2-254 от 18.12.2020, стороны не пришли к согласию в количестве вагонов, находящихся на пути одновременно, времени их подачи, а также взимания ежесуточной платы и подсудности спора.

Редакция перевозчика

Редакция Пользователя

Параграф 7: На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующая вместимость мест погрузки, выгрузки: по погрузке: лесных грузов - 10 вагонов; по выгрузке: нет.

Размер одновременной подачи не более 10 вагонов по весу 1000 тонн.

Максимальная перерабатывающая спо­собность железнодорожного пути необ­щего пользования устанавливается 10 вагонов в сутки. В случае не выполнения «ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ» установленной перерабатывающей способности «ПЕРЕ­ВОЗЧИК» вправе в одностороннем порядке ввести ограничение на погрузку грузов «ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ», а также на погрузку грузов в адрес «ПОЛЬЗОВАТЕ­ЛЯ» до размера фактической перерабаты­вающей способности.

На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующая вместимость мест погрузки, выгрузки: Общая - 36 вагонов

по погрузке: лесных грузов - 10 вагонов;

по выгрузке: -10 вагонов.

Размер количества одновременной уборки не более 10 вагонов по весу 1000 тонн.

Максимальная перерабатывающая способ­ность железнодорожного пути необщего пользования устанавливается 10 вагонов в сутки, при условии своевременной подачи вагонов (до 9-00 текущих суток) с их расста­новкой по местам погрузки.

«Перевозчик» вправе ввести ограничения на погрузку грузов «Пользователем», в слу­чае невыполнения ими установленной пере­рабатывающей способности.

Второй абзац пункта 8.1. параграфа 8 Договора: В случае прибытия в адрес «ПОЛЬЗО­ВАТЕЛЯ» вагонов свыше установленного размера одновременной подачи и (или) невозможности их подачи по причинам, не зависящим от «ПЕРЕВОЗЧИКА», вагоны зачисляются на ответственный простой «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» по истече­нии 2 часов после уведомления «ПОЛЬ­ЗОВАТЕЛЯ» о предстоящей подаче ваго­нов с оформлением акта общей формы.

В случае прибытия в адрес «ПОЛЬЗОВА­ТЕЛЯ» вагонов свыше установленного коли­чества 36 единиц, вагоны зачисляются на от­ветственный простой «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» по истечении 2-х часов после уведомления «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» о предстоящей подаче вагонов с оформлением акта общей формы.

Пункт 8.4. параграфа 8 Договора: В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на желез­нодорожные пути необщего пользования в связи с занятостью мест погрузки, вы­грузки вагонами, не готовыми к уборке, по причинам, не зависящим от «ПЕРЕ­ВОЗЧИКА», ответственность за задержку несет «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ».

В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на железнодорожные пути необщего пользования в связи с подхо­дом вагонов в количестве, превышающем вместимость путей необщего пользования (36 вагонов), ответственность за задержку вагонов несет «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ».

Пункт 9.4.2. параграфа 9 Договора: Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего поль­зования, принадлежащим ОАО «РЖД», протяженностью 0,506 км. Плата опреде­ляется с учетом ставки 3343,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 18.12.20J9 № 72. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользова­ние железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.

В случае утверждения Правлением ОАО «РЖД» новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД» стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО «РЖД».

исключить

Пятый абзац параграфа 11 Договора:

Все споры по настоящему договору рассматриваются Арбитражным судом г. Москвы.

Слова «Арбитражным судом г. Москвы» заменить словами «Арбитражным судом по месту нахождения истца».

Пункт 12.6. параграфа 12 Договора:

В случае невозможности подачи ваго­нов, прибывших в адрес «ПОЛЬЗОВА­ТЕЛЯ», по причинам, зависящим от «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» (грузовой фронт занят не погруженными вагонами преды­дущей подачи), указанные вагоны отстав­ляются от движения по станции Вохтога и зачисляются на ответственный простой «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ».

В случае невозможности подачи вагонов, прибывших в адрес «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ», по причинам, зависящим от «ПОЛЬЗОВА­ТЕЛЯ» (количество прибывших в адрес «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» вагонов превышает вместимость путей необщего пользования «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» 36 вагонов), указанные вагоны отставляются от движения по станции Вохтога и зачисляются на ответственный простой «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ».

В ходе рассмотрения спора перевозчик скорректировал пункт 9.4.2. параграфа 9 Договора в связи с тем, что Временный порядок определения платы за пользова­ние железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», утвержденный Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р, утратил силу с 01.01.2021 на основании Распоряжения ОАО "РЖД" от 02.02.2021 N 195/р "О признании утратившими силу нормативных документов ОАО "РЖД". Просит пункт 9.4.2. параграфа 9 Договора изложить в следующей редакции: «Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», протяженностью 0,506 км. Плата определяется с учетом ставки 3375,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 29.12.2020 № 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО «РЖД» новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД» стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО «РЖД».

Не достижение сторонами договоренности послужило основанием для обращения истца в суд с заявлением об урегулировании разногласий.

Оценивая материалы дела, суд считает возможным урегулировать возникший между сторонами спор.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Из статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав, УЖТ) следует, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.

ОАО РЖД на праве собственности принадлежит подъездной путь «Лежский ДОЗ» верхнее строение на станции Лежа Грязовецкого района Вологодской области, протяженностью 0,5м от стр.11 до границы п/пути, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2004.

Развернутая длина пути 506м., мест погрузки, выгрузки и их вместимость: 1 грузовой фронт по погрузке: лесных грузов – 10 вагонов; количество одновременно сдаваемых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования: 10 вагонов по весу не более 1000 тонн, размер суточной максимальной перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования – 10 вагонов, что подтверждается актом обследования железнодорожного пути необщего пользования.

Пользователь не согласился с количеством одновременно сдаваемых вагонов, просит установить количество в размере 36, что соответствует всей развернутой длине пути.

В силу п. 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.

При этом, в соответствии с п. 3.3 Правил, местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки, выгрузки грузов.

Количество подаваемых вагонов для одновременного начала проведения грузовых операций на местах погрузки, выгрузки без перестановки их локомотивом перевозчика определяется по полезной длине складского, погрузо-разгрузочного железнодорожного пути.

Пунктом 1.7 названных Правил установлено, что на каждый путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования.

В Инструкции, в том числе содержится характеристика путевого развития пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом пути необщего пользования.

Согласно п. 2.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования принадлежащего ОАО «РЖД», и используемого ООО «ЛежаЛес», примыкающего к железнодорожной станции Лежа Северной железной дороги, а также акту обследования железнодорожного пути необщего пользования от 05.11.2020 вместимость мест погрузки лесных грузов составляет 10 вагонов.

В силу пункта 1.9 Инструкции на пути необщего пользования производится погрузка лестных грузов. Для выполнения грузовых операций обустроен 1 грузовой фронт протяженность 156 метров, вместимостью 10 вагонов. Погрузка производится в специализированные платформы и полувагоны. С левой стороны железнодорожного пути по ходу движения на путь необщего пользования у тупикового упора оборудована открытая площадка. Грузовые операции выполняются гидроманипулятором, установленном на базе автомобиля. Среднесуточная погрузка составляет 10 вагонов.

Режим и ритмичность работы Пользователя — с 08-00 до 17-00 ежедневно.

Учитывая, что железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД» и используемый ООО «ЛежаЛес» по станции Лежа Северной железной дороги обслуживается локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки, протяженность которых составляет 156 метров (п.1.9 Инструкции) вместимость вагонов не может превышать 10 штук.

Истцом не указано достаточных оснований, позволяющих установить для ОАО РЖД ограничения по времени для подачи вагонов (до 09-00 час. утра).

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что параграф 7, пункты 8.1., 8.4. параграфа 8, пунктом 12.6. параграфа 12 подлежат изложению в редакции, предложенной перевозчиком.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Предложенное истцом количество вагонов в количестве 36 не способствует ритмичной погрузке и выгрузке грузов, а также рациональному использованию железнодорожного подвижного состава и пути необщего пользования.

В силу статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 58 Устава).

В рассматриваемом случае стороны не урегулировали разногласия по порядку внесения платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования.

ОАО РЖД настаивает на установлении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, независимо от подачи и уборки вагонов, ссылаясь на то, что данная плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему пути необщего пользования.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ /услуг/ субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Вместе с тем, в указанном Перечне такая услуга как пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», не поименована.

При этом, пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим железной дороге, носит самостоятельный характер, и должно оплачиваться наравне с работами локомотива за подачу и уборку вагонов по цене, определенной по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В противном случае осуществляется безвозмездное пользование чужим имуществом (железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге) помимо воли собственника, что недопустимо и противоречит принципу эквивалентности гражданских правоотношений, поскольку расходы железной дороги по содержанию принадлежащих ей путей в настоящее время не включены в какой-либо тариф (сбор), в том числе сбор за подачу и уборку вагонов.

Указанная плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом взимание такой платы обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по публичным договорам в любой момент времени.

Подтверждением расходов ОАО "РЖД" за содержание принадлежащих ему путей необщего пользования является их включение Минтрансом России в Классификатор расходов РЖД, таких как капитальные виды ремонта подъездных путей, амортизация, предоставление в пользование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих РЖД.

Таким образом, услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №643, что дает возможным закрепление данного условия в договорном порядке, что прямо следует из ч. 6 ст. 58 УЖТ РФ.

Истец не представил доказательств явной обременительности для него условий, предлагаемых железной дорогой (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).

Позиция ОАО «РЖД» о правомерности взимания ежесуточной платы за пользование путем необщего пользования подтверждена Верховным Судом Российской Федерации.

В пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 Верховный Суд Российской Федерации указал, что в силу ч.3 ст. 58 УЖТ РФ условие договора о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации, являясь органом исполнительной власти, наделило ОАО «РЖД» правом устанавливать и утверждать расчетные тарифы, сборы и плату за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 учреждено ОАО «РЖД», утвержден устав общества. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

В соответствие со ст. 57 УЖТ РФ одним из органов управления и контроля общества является правление.

Подпунктом 2 пункта 88 Устава установлено, что к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.

Поскольку до настоящего времени размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ФАС России не установлен, в условиях отсутствия регулируемой платы за использование пути необщего пользования в соответствии со статьей 424 ГК РФ и с подпунктом 2 пункта 88 УЖТ РФ, ОАО «РЖД» в 2012 г. был рассчитан экономически обоснованный размер указанной платы, который предлагается контрагентам в рамках соответствующих договорных отношений.

Позиция ОАО «РЖД» о правомерности включения условия о взимании ежесуточной платы подтверждена органами государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования.

Учитывая, что ОАО «РЖД» в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузополучателям, грузоотправителям железнодорожные пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, размер платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», рассчитан по аналогии с пунктом 2.7.13. Тарифного руководства № 3 ежесуточно независимо от выхода локомотива.

В настоящий момент действуют Методические рекомендации по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, и ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги и Порядок применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», утвержденные Протокольным решением правления ОАО «РЖД» от 29.12.2020 N 83 (далее – Порядок).

В соответствии с п.1 Порядка плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», взимается по одному из выбранных 2 грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами других железнодорожных путей необщего пользования (далее - владелец) тарифных планов. Применяются безлимитный и локомотивный тарифные планы.

Безлимитный. Взимание платы производится ежесуточно независимо от выхода локомотива за развернутую длину пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", по ставкам, установленным за 1 км в сутки. Для ООО «ЛежаЛес» ставка 3375 руб./км в сутки.

Локомотивный. Взимание платы производится за каждый выход локомотива в зависимости от развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", (далее - локомотивный план). Локомотивный включает в себя следующие тарифные планы: начальный и продвинутый. Размер платы зависит от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов.

Поскольку договор между сторонами заключается впервые и неизвестно среднесуточное число поданных и убранных вагонов, суд считает возможным урегулировать разногласия, возникших между ОАО "РЖД" и Обществом по договору №1-51 от 26.03.2020 и изложить пункт 9.4.2 параграфа 9 договора в редакции ОАО РЖД по тарифу безлимитный.

В дальнейшем, исходя из среднесуточного числа поданных и убранных вагонов, истец по соглашению с ответчиком вправе изменить тариф.

Принимая во внимание, что железнодорожные пути расположены в Вологодской области, услуги ОАО РЖД будут оказываться в Вологодской области, определение подсудности в редакции, предложенной ОАО РЖД в Арбитражном суде г.Москвы суд считает необоснованным и нецелесообразным, последнее предложение параграфа 11 суд считает возможным урегулировать в редакции ООО «Лежалес»: «Все споры по настоящему договору рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения истца».

В случае, когда заключение договора для обеих сторон является обязательным и между ними возник спор об урегулировании разногласий, возникших при заключении такого договора, суд обязан внести определенность в правоотношения сторон и установить условия, не урегулированные сторонами в досудебном порядке.

Расходы по госпошлине истцу не возмещаются в силу следующего.

Иски о понуждении к заключению договора, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, относятся к искам имущественного характера, не подлежащим оценке. Соответственно, расходы понесенные сторонами в связи с участием в таких делах, между сторонами распределяются, при этом правило о их пропорциональном распределении не применяется.

Споры о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводятся по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, однако именно путем внесения такой определенности достигается защита права истца обратившегося в суд с иском к обязанной к заключению договора стороне о понуждению к заключению договора или урегулировании разногласий при заключении договора.

По данной категории дел удовлетворение исковых требований определяется не количеством пунктов, принятых в редакции той либо иной стороны спора, а самим фактом урегулирования разногласий, возникших при заключении договора.

Исходя из текста постановления от 11 июля 2017 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации проанализировав практику применения правовых норм по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и распределения судебных расходов по таким делам, пришел к выводу о том, что при рассмотрении дел, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и ее установлением в размере рыночной стоимости этого объекта, правоприменители исходят из того, что истец, административный истец, чье требование удовлетворено судом, может рассчитывать на возмещение понесенных им судебных расходов лишь в тех случаях, когда его право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной оспаривается ответчиком, административным ответчиком по основаниям возникновения или по содержанию (в том числе по размеру рыночной стоимости). Тем самым право на присуждение судебных расходов поставлено целиком в зависимость от процессуальной позиции ответчика, административного ответчика. В результате истец, административный истец, чьи требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворены судом, вынуждены во всех без исключения случаях при отсутствии возражений со стороны ответчика, административного ответчика в полной мере нести расходы, связанные с необходимостью определения экономически обоснованной налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, тогда как освобождение ответчика, административного ответчика от бремени несения судебных расходов зависит от его собственного усмотрения (абзац 2 пункт 5).

Нормативно-правовые акты, позволяющие образовывать такую практику, как следует из резолютивной части постановления, признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в части образования подобной практики.

В указанном постановлении отсутствуют правовые выводы, позволяющие отказывать лицу, обратившемуся с иском в суд о понуждении к заключению договора либо за урегулированием разногласий при заключении договора, в случае удовлетворения иска, во взыскании судебных расходов, понесенных в связи с защитой его прав в ходе процесса, но содержится вывод о том, что по делам рассмотренной в постановлении категории, вопрос распределения судебных расходов часто зависит от процессуального поведения ответчика.

Оценив процессуальное поведение сторон, суд приходит к выводу, что истец необоснованно уклонился от заключения договора №2-254 от 18.12.2020 на подачу и уборку вагонов ООО «ЛежаЛес» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Лежа Северной железной дороги на условиях, предложенных ответчиком, соответственно, в данной части право истца, несмотря на удовлетворение судом иска не получило защиту, судебный акт принят не в пользу истца.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку судебный акт принят не в пользу истца, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца госпошлины не имеется.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЛежаЛес" (ИНН 3509012734, ОГРН 1203500027170) по договору №2-254 от 18.12.2020 на подачу и уборку вагонов ООО «ЛежаЛес» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Лежа Северной железной дороги, изложить:

Параграф 7 в следующей редакции: «На железнодорожном пути необщего пользовании устанавливается следующая вместимость мест погрузки, выгрузки: по погрузке: лесных грузов – 10 вагонов; по выгрузке: нет. Размер одновременной подачи не более 10 вагонов по весу 1000 тонн. Максимальная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования устанавливается 10 вагонов в сутки. В случае не выполнении Пользователем установленной перерабатывающей способности Перевозчик вправе в одностороннем порядке ввести ограничение на погрузку грузов Пользователем, а также на погрузку грузов в адрес Пользователя до размера фактической перерабатывающей способности».

Второй абзац пункта 8.1 Параграфа 8 договора в следующей редакции: «В случае прибытия в адрес Пользователя вагонов свыше установленного размера одновременной подачи и (или) невозможности их подачи по причинам, не зависящим от Перевозчика, вагоны зачисляются на ответственный простой Пользователя по истечении 2 часов после уведомлении Пользователя о предстоящей подаче вагонов с оформлением акта общей формы».

Пункт 8.4 параграфа 8 договора: «В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на железнодорожные пути необщего пользования в связи с занятостью мест погрузки, выгрузки вагонами, не готовыми к уборке, по причинам, не зависящим от Перевозчика, ответственность задержку несет Пользователь».

Пункт 9.4.2 параграфа 9 в следующей редакции: ««Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», протяженностью 0,506 км. Плата определяется с учетом ставки 3375,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 29.12.2020 № 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО «РЖД» новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД» стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО «РЖД».

Последнее предложение параграфа 11 в следующей редакции: «Все споры по настоящему договору рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения истца».

Пункт 12.6 параграфа 12 в следующей редакции: «В случае невозможности подачи вагонов, прибывших в адрес Пользователя, по причинам, зависящим от Пользователя (грузовой фронт занят не погруженными вагонами предыдущей подачи), указанные вагоны отставляются от движении по станции Вохтога и зачисляются на ответственный простой Пользователя».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Захарова М.А.