ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-980/10 от 26.02.2010 АС Ярославской области



Арбитражный суд Ярославской области
 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №  А82-980/2010-31

11 марта 2010 года

резолютивная часть решения оглашена 26.02.2010г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ерофеевой Н.П.,
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора города Ярославля
 к
   Обществу с ограниченной ответственностью «Яртек Медикал»

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя   - Лемехова Т,С.- ст. пом. прокурора, удост. № 059747, Созинова Л.А.- мл. советник юстиции, удост. № 057749
от лица, в отношении которого составлен протокол  , - Коршунов А.Ю.- директор, Макаричев С.А.- пред. по дов. от 02.04.2008г.


установил  :
  Прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, общества с ограниченной ответственностью «Яртек-Медикал» на основании ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель, поддержал требования в полном объеме.

Общество, факт совершения вменяемого правонарушения не признает. Полагает, что прокурором не доказан факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценивая необходимость привлечения общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.
  ООО «Яртек-Медикал» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии ФС-99-02-000114 от 25.04.2008 г.
  Одним из условий осуществления данного вида деятельности является соблюдение лицензионных требований и условий.
  Согласно п.п. «в», «д» п.4 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства ОФ №416 от 06.07.2006г., лицензиат обязан соблюдать требования статьи 32 Федерального Закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Федерального Закона «О защите прав потребителей», а также требования о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств, а также об уничтожении таких лекарственных средств.
  В силу п.5 данного постановления осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

Постановлением и.о. прокурора города Ярославля о возбуждении дела об административном правонарушении установлено, что в аптечном киоске ООО «Яртенк-Медикал» расположенной по адресу : г. Ярославль, ул. Кирова ,9/7 осуществляется реализация лекарственных средств с нарушением установленных требований.

В нарушении статьи 32 Федерального Закона «О лекарственных средствах» в аптечном коске находились лекарственные средства рецептурного отпуска – Диане 35, Плаквенил, Алфлутоп, Фемостон, Фликсоназе, в то время как такие лекарственные средства подлежат реализации только через аптеки и аптечные пункты.

Прокурором установлено, что в аптечном киоске осуществлялся отпуск растительных пастилок от кашля «Доктор Мом» с нарушением вторичной упаковки, без инструкции по применению, без оформления в журнале лабораторно-фасовочных работ, что является нарушением п. 6.9 Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее Стандарт).

В аптечном киоске на момент проверки находились не помещенные к санитарную зону лекарственные препараты с истекшим сроком годности : Ревит «Алтайвитамины», Бальзам ревентон, Лосьон для ног от мозолей, Натуральная минеральная вода-спрей «Эвиан», Дневной крем Озон, Кафетин СК, Крем с маслом страуса эму охлаждающий, крем с маслом страуса эму регенерирующий, Восстанавливающий крем 24-часового действия для комбинированной кожи, Касторовое масло, что является нарушением п.1 статьи 31 Закона и п.п. 2.7, 4.2 Стандарта.

У общества в нарушении вышеназванных норм отсутствует договор со специализированной организацией на уничтожение отходов класса «Г».

В киоске отсутствует учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, что является нарушением п. 5.3 Стандарта.

Обществом не организована работа по выявлению недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.

В ходе проверки установлено, что обществом допускалось хранение лекарственных препаратов с нарушением условий температурного режима, что расценено прокурором как нарушение п. 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава РФ № 377 от 13.11.1996г ( далее Инструкция ). Кроме этого, установлено, что в нарушении требований Инструкции обществом допускалось совместное хранение лекарственных средств различных фармакологических групп, а также препаратов предназначенных для наружного и внутреннего применения.

Прокурором установлено, что прибор для регистрации показаний параметров воздуха находится в неисправном состоянии, обществом не ведется журнал показаний гигрометра, что является нарушением п. 3.19 Стандарта.

Кроме этого, обществом предлагались к продаже изделия медицинского назначения, не имеющие свидетельства о государственной регистрации.

В нарушении п. 2.9 Инструкции установлено нарушение санитарного режима.

В силу статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные , на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело , устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве доказательств, совершения обществом административного правонарушения, прокурором представлены : акт проверки от 15.01.2010г., справка Управления Росздравнадзора по ЯО по результатам проверки ООО «Яртек-Медикал».

Ссылка общества на тот факт, что представленные прокурором доказательства факта совершения административного правонарушения, не могут быть использованы, поскольку доказательства получены с нарушением требований законодательства, не принимается судом в силу следующего. В силу п. 2 статьи 21 ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Прокуратура представляет собой самостоятельную систему органов по надзору за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории страны, осуществляющих свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. В соответствии с п.3 статьи 1 Закона от 26.12.2008 г. « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения закона не применяются при проведении прокурорских проверок. При этом Закон о прокуратуре не содержит запрета на возможность привлекать к участию в проведении проверок иные контролирующие органы, в рассматриваемом судом случае к участию в деле привлечено Управление Росздравнадзора по Ярославской области.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершенном административном правонарушении составляется протокол ( в рассматриваемом случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении). Судом установлено, что при вынесении постановления присутствовал законным представитель юридического лица- директор Коршунов А.Ю., который был ознакомлен с правами, в том числе и правом знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, давать объяснения . Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 01.02.2010 г., акт проверки составлен 15.01.2010 года, таким образом на момент вынесения постановления акт и справка в материалах дела имелись. Каких-либо доказательств свидетельствующих о препятствиях со стороны прокурора в ознакомлении с материалами дела обществом не представлено. При вынесении постановления законный представитель общества не давал пояснений и не представлял возражений относительно выявленных прокурором фактов.

Не могут быть признаны обоснованными и ссылки общества на нарушении требований статьи 27.8 КоАП РФ, поскольку прокурором не проводился осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В судебном заседании, по ходатайству общества, допрошены сотрудники аптечного киоска.

Свидетель Абрамова пояснила, что препараты рецептурного отпуска принадлежат ей лично и находились в шкафу вместе с препаратами с истекшим сроком годности. Однако к этим показаниям суд относится критически, поскольку доказательств данного факта не представлено, кроме этого в соответствии с п. 8.8 Стандарта не допускается хранение в производственных помещениях, на рабочих местах, в торговом зале, личных лекарственных препаратов.

Свидетель Абрамова не отрицала факта совместного хранения препаратов различных фармакологических групп и различных способов воздействия, объясняя это тем, что после инвентаризации не успели все привести в соответствие. Этим же свидетель объяснила и факт, нахождения в шкафу, а не в карантинной зоне препаратов с истекшим сроком годности.

Обществом представлен акт № 1 от 11.01.2010 на списание ценностей, хранящихся в аптеке и пришедших в негодность, однако в этом акте, указаны не все средства обнаруженные в аптеке в момент проверки.

Судом установлено, что обществом заключен договор с ОАО «Российские железные дороги» на оказание услуг по вывозу и приему на обезвреживание отходов. При этом, ОАО «РЖД» имеет лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Медицинские отходы в виде лекарственных средств с истекшим сроком годности относятся в классу «Г» ( СанПиН 2.1.7.728-99 « Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» ). Вместе с тем, ОАО «РЖД», согласно приложения к лицензии, не имеет право осуществлять деятельность по обращению с отходами, отнесенными к классу «Г».

Обществом, в судебное заседание, представлен паспорт на используемый гигрометр, в котором указана дата поверки- май 2009 года. Свидетель также подтвердила, что используется именно этот гигрометр. Прокурором в свою очередь не представлено доказательств, свидетельствующих о неисправности гигрометра. Поскольку прокурором не представлены идентифицирующие признаки используемого обществом в момент проверки гигрометра ( его номер), суд считает факт использования неисправного гигрометра не доказанным.

Прокурором установлен факт реализации изделий медицинского назначения в отсутствии регистрационного удостоверения. Однако, отсутствие у общества регистрационных удостоверений не свидетельствует об отсутствии регистрации изделия медицинского назначения на территории Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с п.72 Постановления Правительства РФ от 20.10.1998г. № 1222 « О внесении изменений и дополнений в Правила Продажи отдельных видов товаров, перечень товаров на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены на аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» установлена обязанность продавца изделий медицинского назначения довести до сведения потребителя информацию о номере и дате разрешения на применения таких изделий на территории Российской Федерации . Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, какая информация имелась на самом товаре, имелись ли на маркировке изделия сведения о регистрационном удостоверении и при отрицании обществом факта отсутствия регистрации изделий медицинского назначения , суд полагает, что прокурором не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии регистрации реализуемых обществом изделий медицинского назначения.

Допрошенные у судебном заседании свидетели пояснили, что при реализации препаратов блистерами, в обязательном порядке выдается копия инструкции. Доказательств обратного, прокурором не представлено.

Представители общества пояснили, что учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, а также недоброкачественных, фальсифицированных лекарственных средств, указанных в письмах Росздравнадзора ведется в электронном виде. Данный факт подтвердили сотрудники аптечного киоска. Законодательство не содержит запрета осуществления учета в электронном виде. Поскольку при проведении проверки прокурором не изучалась электронная база данных общества, суд полагает, что данное нарушение не подтверждается материалами дела.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел подтверждения факт грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в нарушении правил хранения лекарственных средств, обращения с лекарственными средствами с истекшими сроками годности, а также реализации препаратов рецептурного отпуска, что является административным правонарушением ответственность за которое установлена ч.4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Признаков малозначительности суд не усматривает.

Учитывая, что общество впервые привлекается к административной ответственности, суд полагает возможным применить минимальную санкцию, установленную ч.4 статьи 14.1 КоАП РФ и налагает штраф в размере 40000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Яртек Медикал» ( ОГРН 1027601595658, ИНН 7604015122, адрес местонахождения :Ярославская область, Ярославский район, д. Карабиха, ул. Больничный городок, д. 1А, Ярославская ЦРБ) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и наложить взыскание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

УФК по Ярославской области ( для Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ЯО), ИНН 7606056251, КПП 760601001, расчетный счет 40101810700000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль, БИК 047888001, КБК 06011690050050000140, ОКАТО 78420000000.

Исполнительный лист выдать и направить в службу судебных приставов по истечении срока для добровольной уплаты штрафа.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд ( г. Киров ) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Ловыгина Н.Л.