ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9818/08 от 26.09.2008 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                   Дело №   А82-9818/2008-29

                                                                                                   26 сентября2008  года

              Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября  2008 года.

              Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьиЕ.В.Мухиной

при ведении протокола судебного заседания  судьей Е.В.Мухиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федерального казначейства по Ярославской области

к   Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-

     бюджетного надзора в Ярославской области

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания  от 27.08.2008г.

при участии:

от заявителя – ФИО1, руководитель

                           ФИО2, доверенность от 10.01.2008г.

от ответчика – ФИО3, доверенность от 09.01.2008г.

                            ФИО4, доверенность от 07.04.2008г.

установил:

 Управление Федерального казначейства по Ярославской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области по делу № 09-18/08-186 от 27.08.2008г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. за нецелевое использование средств федерального бюджета на основании части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Заявитель полагает, что выделенные из федерального бюджета средства были израсходованы в 2007 году Управлением Федерального казначейства по Ярославской области в соответствии с целевым назначением – на улучшение жилищных условий государственного служащего (заместителя руководителя Управления) во исполнение пункта 4 статьи 53 Федерального закона №79-ФЗ от 07.07.2004г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», предусматривающего выделение единовременной субсидии на приобретение жилой площади, как дополнительную государственную гарантию гражданских служащих, в соответствии с целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» и в рамках установленной очередности.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 пояснил, что как государственный заказчик на основании Примечаний к приложению №5 к Программе «Жилище» на 2002-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 11.08.2006г. №481) Управление имеет право определять способ обеспечения жильем граждан: путем выделения субсидий или в форме капитальных вложений. Кроме того, представитель указал, что первоначально Управлением была сделана попытка приобрести за счет выделенных средств федерального бюджета долю в квартире и взять ее на учет в виде социального жилья, однако зарегистрировать такую сделку Управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области отказалось. Заявитель также указывает на отсутствие финансирования (в 2007г., 2008г.) на коммунальные расходы по содержанию предполагавшегося к приобретению социального жилья, а также на косвенное одобрение главного распорядителя средств федерального бюджета (Федерального казначейства РФ) примененного порядка расходования бюджетных средств, о чем свидетельствует факт принятия отчетности Управления за 2007г. с отражением списанной дебиторской задолженности в размере 2 000 000 руб. на затраты по функциональной деятельности Управления.

В силу изложенного, заявитель считает оспариваемое постановление не соответствующим закону и просит его отменить.

Административный орган заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления, считает, что расходование средств федерального бюджета не соответствовало условиям их получения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий второго этапа федеральной целевой программы «Жилище» на  2002-2010 годы, в части исполнения договора купли-продажи от 26.11.2007г. в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области. Результаты проверки отражены в акте от 15.08.2008г.

В ходе проверки установлен факт нецелевого использования Управлением Федерального казначейства по Ярославской области средств федерального бюджета в размере 2 000 000 руб., выразившийся в направлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью и уведомлением о бюджетных ассигнованиях,  а именно: за счет средств, выделенных в 2007г. по коду функциональной классификации расходов 100 0501 1044001 213 статье экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств», произведены расходы в виде оказания субсидии работнику Управления (ФИО5) при приобретении квартиры по договору купли-продажи от 26.11.2007г.; в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министра финансов РФ от 21.12.2005г. №168н, выплата субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья предусмотрена по подстатье экономической классификации расходов 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Указанные обстоятельства квалифицированы административным органом как правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.14. КоАП РФ, в связи с чем 15 августа 2008г. в присутствии законного представителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области ФИО1 уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении.

В протоколе отражены следующие фактические обстоятельства дела: 26.11.2007г. между ФИО6 (продавец), ФИО5 (покупатель) и Управлением (Уполномоченный государственный орган) заключен договор купли-продажи квартиры №29 общей площадью 92,50 кв.м., состоящей из трех комнат, жилой площадью 51,60 кв.м., находящейся на 5-ом этаже жилого дома №17а по адресу: <...>. Согласно условиям данного договора Продавец продает квартиру Покупателю за 5 500 000 руб., из них Покупателем уплачены Продавцу 3 500 000 руб., оставшуюся сумму в размере 2 000 000 руб. уплачивает Уполномоченный государственный орган. Платежным поручением №2917 от 27.11.2007г. Управлением произведена оплата за счет средств федерального бюджета, выделенных в 2007 году Управлению по коду функциональной классификации расходов 100 0501 1044001 213 статье экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств», в сумме 2 000 000 руб.

Руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области 27 августа 2008г. в присутствии руководителя Управления ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №09-18/08-186, которым Управление привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. за нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2 000 000 руб.

Постановление оспорено в судебном порядке лицом, привлеченным к ответственности.

Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

    Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена ответственность должностных и юридических лиц за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

   Аналогичное  понятие нецелевого использования бюджетных средств содержится в статье 289 Бюджетного кодекса РФ.

   В материалы дела представлены следующие документы, определяющие условия получения из федерального бюджета спорной суммы: Расходное расписание № 100/41113/023 от 30.10.2007г., Уведомление № 41113-29.10.2007 о поквартальном распределении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2007 год от 29.10.2007г., Уведомление № 41113-29.10.2007 о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на 2007 год от 29.10.2007г.

    Указанные документы подтверждают выделение из федерального бюджета 3 604 500 руб. по следующим направлениям бюджетной классификации расходов: раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство», подраздел 01 «Жилищное хозяйство», целевая статья 1044001 «Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных служащих», вид расходов 213 «Строительство объектов для нужд отрасли», статья экономической классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств.

  Расходное расписание содержит следующую пометку: «На основании данного расходного расписания Вам разрешается распределять находящимся в Вашем ведении распорядителям и получателям средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи в пределах нижеследующих лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования».

     Выделению средств предшествовало письмо Федерального казначейства РФ от 16.10.2007г. № 42-8.3-18/468-1418, из содержания которого следует, что средства в сумме 3 604 500 руб. выделяются на приобретение жилья сотрудникам Управления. Также в письме содержится ссылка на подпункт «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 11 августа 2006г. №481 «О дополнительных мерах по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», согласно которому государственные заказчики мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, в пределах средств, предусмотренных на реализацию этих мероприятий вформе капитальных вложений, вправе расходовать их на строительство и приобретений в федеральную собственность жилых помещений жилищного фонда социального использования, предназначенных для обеспечения жильем граждан, принятых государственным заказчиками в установленном порядке до 1 марта 2005г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с договором социального найма.

  Материалами дела подтверждаются: факт постановки на учет в 2004 году в качестве нуждающейся в получении жилья ФИО7, заместителя руководителя Управления, факт заключения договора купли-продажи от 26.11.2007г. между ФИО6, ФИО5 и Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, согласно которому квартира полностью переходит в собственность ФИО5, факт регистрации сделки и права собственности ФИО5 на объект недвижимости, факт перечисления бюджетных средств в оплату квартиры.

 Письмом Федерального казначейства РФ от 30.05.2008г. №42-23-08/241-664 разъяснено, что в связи с отсутствием нормативного правового акта Правительства РФ, регламентирующего порядок предоставления федеральным государственным служащим субсидий на приобретение жилья, а также с учетом положений постановления Правительства РФ от 11 августа 2006г. №481 «О дополнительных мерах по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», Федеральным казначейством внесены изменения в сводную бюджетную роспись на 2007 год по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы» (второй этап) на увеличение расходов по разделу 05, подразделу 01, целевой статье 1044001, виду расходов 213, статье экономической классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств» на сумму 51 600 500 руб. за счет уменьшения расходов по разделу 10 «Социальная политика», подразделу 03 «Социальное обеспечение населения», целевой статье расходов 1044001 «Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих», виду расходов 670 «Обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих», статье экономической классификации 262 «Пособия по социальной помощи населению субсидии» в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год.

     Оценив представленные сторонами доказательства, доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что Управлением Федерального казначейства по Ярославской области 27 ноября 2007 года платежным поручением №2917 средства федерального бюджета в сумме 2 000 000 руб. израсходованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным расходным расписанием от 30 октября 2007г., уведомлением о  бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на 2007 год от 29 октября 2007 года и Постановлением Правительства РФ №481 от 11 августа 2006г. Средства федерального бюджета, выделенные на строительство и приобретение  в федеральную собственность жилых помещений жилищного фонда социального использования, предназначенных для обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с договором социального найма (на обеспечение жильем федеральных государственных служащих путем капитальных вложений (путем увеличения стоимости основных средств) на  строительство объектов для нужд отрасли), израсходованы заявителем на выплату субсидии заместителю руководителя Управления ФИО5 на приобретение жилья в частную собственность.

    Суд считает ссылку заявителя на примечание к приложению №5 к Программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы, как на норму, предоставляющее Управлению Федерального казначейства субъекта Федерации право изменять назначение поступивших в его адрес бюджетных средств, несостоятельной, так как Управление не является государственным заказчиком мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы  в соответствии с Паспортом федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» (Постановление Правительства РФ №675 от 17.09.2010г.).

     Напротив, в рассматриваемой ситуации назначение выделенных средств, определенное Федеральным законом от 19.12.2006г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», уже было изменено Федеральным казначейством РФ, главным распорядителем, как это следует из письма Федерального казначейства РФ от 30.05.2008г.: в связи с отсутствием нормативного правового акта Правительства РФ, регламентирующего порядок предоставления федеральным государственным гражданским служащим субсидий на приобретение жилья и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №481 от 11.08.2006г. Федеральным казначейством внесены изменения в сводную бюджетную роспись на 2007 год по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (второй этап).

    Судом не принимается довод заявителя об отсутствии его вины в совершении правонарушения, так как в ходе судебного разбирательства судом установлено, что у заявителя имелась возможность для расходования средств в соответствии с их целевым назначением, однако Управлением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил.

     Отказ регистрирующего органа от регистрации перехода квартиры в долевую собственность не подтверждается материалами дела. Кроме того, суд полагает, что имелись и другие способы приобретения жилых помещений на сумму 2 000 000 руб. в 2007 году в федеральную собственность.

     Отсутствие финансирования на содержание жилья не может рассматриваться судом как обстоятельство, исключающее вину Управления. Смягчающие ответственность обстоятельства учтены административным органом при применении меры ответственности: штраф применен в минимальном размере в пределах санкции части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

    Суду представляется некорректной ссылка заявителя на практику судов общей юрисдикции  Ярославской области, так как представленными в материалы дела судебными актами не давалась оценка рассматриваемых правоотношений с точки зрения бюджетного и административного законодательства  в силу заявленного предмета спора.

    Некорректной является и ссылка заявителя на Определение Верховного суда РФ от 31 октября 2007г. №31-Г07-6, так как данный судебный акт мотивирован нормами о статусе судей, о конституционных гарантиях независимости судей, которые не могут быть применены при вынесении решения по настоящему делу в силу субъектного состава рассматриваемых правоотношений.

     Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.

     Руководствуясь статьями 207-211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Отказать в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области по делу № 09-18/08-186 от 27.08.2008г. о назначении административного наказания Управлению Федерального казначейства по Ярославской области в виде штрафа в размере 40000 руб. за нецелевое использование средств федерального бюджета на основании части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров)  в десятидневный срок.

Судья                                                                                                     Е.В.Мухина