ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9828/18 от 20.12.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-9828/2018

15 января 2019 года

         Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2018

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД"  (ИНН   7708503727, 1037739877295)

к  Государственному учреждению - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН  7604006689, ОГРН  1027600676344)

при участии 3-го лица  Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области

об обязании ГУ-ЯРО ФСС  вынести решение  о начислении  и выплате процентов  на излишне взысканные страховые взносы  в сумме 204 227,29руб.  за период с 20.09.2016 по 01.02.2018 и направить его на исполнение в налоговый орган,   

при участии

от заявителя: Шарикова  Р.В.-  представителя по доверенности от 30.05.2018,

от  ответчика: Забелиной  Т.В. -  главного специалиста правового отдела по доверенности от  03.05.2018,

от третьего лица: Медведевой  А.С.-  представителя по доверенности от  16.04.2018,

установил:

         Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее – ОАО «РЖД», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании  Государственного учреждения – Ярославское региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-ЯРО ФСС, Фонд) вынести решение  о начислении  и выплате процентов  на излишне взысканные страховые взносы  в сумме 204 227,29руб.  за период с 20.09.2016 по 01.02.2018 и направить его на исполнение в налоговый орган.

         Заявитель основывает свое требование на положениях ст.ст.26, 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), однако расчет процентов произведен заявителем в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

        По мнению заявителя, так как денежные средства уплачены  на основании решения Фонда  от 09.09.2016 № 3405 по выездной проверке, то в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04,  Определении Конституционного Суда РФ  от 27.12.2005 № 503-О, не могут считаться добровольно уплаченными.

         Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве,  считает, что поскольку  процедура принудительного взыскания Фондом начата не была, требование об уплате страховых взносов, пеней, штрафов заявителю не направлялось, то  денежные средства являются добровольно уплаченными, а не излишне взысканными. Кроме того, заявление было подано о возврате излишне уплаченных страховых взносов. В соответствии с  п.17 ст.26 ранее действовавшего Закона № 212-ФЗ начисление процентов производится только в случае, если  возврат  излишне уплаченных страховых взносов  осуществляется с нарушением месячного срока, исчисляемого со дня подачи заявления.

         При этом согласно  ч.5 ст.27 Закона № 212-ФЗ заявление о возврате  суммы излишне взысканных  страховых взносов может быть подано  в течение месяца со дня,  когда плательщику взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него  страховых взносов, или со дня вступления в силу  решения суда.   Так как решение  Арбитражного суда Ярославской области  по делу № А82-17150/2017 вступило в законную силу 10.08.2017, то заявление от 03.10.2017 о возврате излишне взысканных страховых взносов  подано за рамками установленных законодательством сроков, ходатайство о восстановлении срока  не заявлено.

         По мнению ответчика, вина Фонда в несвоевременном возврате страховых платежей отсутствует. Решение о возврате  сумм излишне уплаченных  страховых взносов № 839 принято Фондом 16.10.2017, направлено для исполнения  в адрес Управления ФНС России по Ярославской области  17.10.2017, данная информация принята УФНС 19.10.2017. Таким образом, Фонд своевременно принял все меры для возврата излишне уплаченных  денежных средств в кратчайшие сроки, после 17.10.2017 возврат  страховых взносов от Фонда не зависел, и в случае взыскания процентов после указанной даты они должны взыскиваться с налогового органа. 

         Ответчик также указывает, что порядок и срок исполнения судебных актов  по обращению взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  императивно регулируются  главой  24.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).  В отличие от Федерального закона  от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» БК РФ не предусматривает  добровольное исполнение  судебных актов до  подачи заявления  взыскателем в соответствии со ст.242.2 БК РФ, взыскатель должен  получить исполнительный лист и предъявить его в соответствующий финансовый орган в порядке и сроки, установленные БК РФ.  Ответчик, что исполнительный лист  в Отделение Фонда не предъявлялся.    При этом  проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный п.6 ст.242.2 БК КФ, не начисляются. 

        В связи с изложенным основания для начисления процентов отсутствуют.

        Определением Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  № 5 по Ярославской области.   Привлечение налогового органа  обусловлено   положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской Федерации в связи с передачей  налоговым органам  полномочий по администрированию страховых взносов  на обязательное  пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ), а также ст.21  Федерального закона  от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 250-ФЗ).

          Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена  выездная проверка ОАО «РЖД»  в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», по результатам которой было  принято решение от 09.09.2016 № 3405 об отказе в привлечении к ответственности  за совершение нарушения законодательства о страховых взносах. Указанным решением Обществу  доначислено 1619893 руб. 59 коп. страховых  взносов  на обязательное  социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 Уплата доначисленных страховых взносов произведена страхователем  в полном объеме платежным поручением  № 371271 от 20.09.2016 на сумму  1 619 893,59руб.

         Вместе с тем, не согласившись  с указанным решением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области, решением  которого от 07.04.2017 по делу № А82-17150/2016 решение Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.09.2016 № 3405  было признано недействительным в части  взыскания  с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги»  страховых взносов по обязательному социальному  страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, доначисленных в результате  включения в базу:

-  компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников,

-  компенсации затрат работника на занятия физической культурой и спортом,

- компенсации  работникам затрат на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях,

- компенсации за отдых и санаторно-курортное лечение,

-  компенсации затрат на оплату медицинских услуг,

- компенсации оплаты услуг спортивных учреждений, 

- единовременного поощрения за добросовестный труд,

-  компенсации за задержку  выплаты заработной платы,

 а также соответствующих сумм пени и штрафа.

         В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

         Указанное решение Арбитражного суда Ярославской области было обжаловано Фондом во Второй  арбитражный апелляционный суд и далее в Арбитражный суд  Волго-Вятского округа, постановлениями которых от 10.08.2017 и от  12.01.2018 по делу № А82-17150/2016 решение Арбитражного суда Ярославской области и постановление  Второго  арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, апелляционная и кассационная жалобы Фонда – без удовлетворения.

Таким образом, согласно решению суда, Фондом неправомерно доначислены страховые взносы   на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме  1 617 357,31руб.

03.10.2017 ОАО «РЖД» обратилось в ГУ-ЯРО ФСС с заявлением о возврате излишне  взысканных страховых взносов в сумме 1 617 357,31руб.

16.10.2017  Фондом было вынесено решение № 839 о возврате   излишне уплаченных  (взысканных) страховых взносов  в сумме 1 617 357,31руб.  и 17.10.2017 направлено в налоговый орган, осуществляющий возврат страховых взносов в соответствии со ст.21  Федерального закона  от 03.07.2016 N 250-ФЗ.

Платежным поручением  № 574368 от 01.02.2018 Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области возвратила  ОАО «РЖД»  излишне уплаченные страховые взносы в соответствии со ст.78 НК РФ на основании  решения  № 839 от 16.10.2017 (л.д.19 оборот)  без начисленных на указанную сумму процентов.

Поскольку сумма излишне взысканных страховых взносов, пени и штрафа возвращена Фондом без начисления процентов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании  204 227,29руб. процентов, начисленных на излишне взысканные страховые взносы за период с 20.09.2016 по 01.02.2018.

Ответчик  заявленное требование не признает, считает, что уплата произведена Обществом добровольно,  срок возврата излишне уплаченных  страховых взносов  не нарушен,  поэтому проценты  начислению не подлежат.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает  заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (часть 1). В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 данной статьи, процентов на эту сумму (часть 7). Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9). Правила, установленные статьей 27 Закона N 212-ФЗ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных данным законом (часть 14).

В статье 20 вступившего в силу с 01.01.2017 Закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (части 1 и 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).

          В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), в соответствии с которым с 01.01.2017 Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе, дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации", в силу пункта 5 статьи 18 и статьи 24 Закона N 250-ФЗ  Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017, вследствие чего с указанной даты порядок расчета процентов, начисляемых на сумму излишне взысканных страховых взносов и подлежащих возврату плательщику по его заявлению, регулируется пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

         При конкуренции норм ст.ст.78 и 79 НК РФ  преимущество  имеет статья 79 НК РФ  с учетом следующего.  

         Как следует из Определения Конституционного Суда РФ  от 27.12.2005 № 503-О,  вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункт 4 статьи 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 9 статьи 78).

          Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О по жалобе гражданки В.А. Мелерзановой).

          Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может).

         Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

         Данная правовая позиция  Конституционного Суда РФ и Президиума ВАС РФ  подлежит применению к спорным правоотношениям  ввиду сходства их правовой природы.

         Таким образом, перечисление страхователем доначисленных страховых взносов во исполнение решения контролирующего органа по результатам проведенной проверки с целью не допустить начисление пеней на сумму недоимки, не может рассматриваться как добровольное исполнение страхователем обязанностей по уплате страховых взносов,  независимо от того, возникла ли необходимость начала  процедуры принудительного  взыскания доначисленных страховых взносов. 

Из материалов дела следует, что возвращенные  01.02.2018 ОАО «РЖД» страховые взносы на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2017 по делу № А82-17150/2016 были доначислены решением ГУ-ЯРО ФСС № 3405 от 09.09.2016, вынесенным по результатам  выездной проверки.

Так как по своей правовой природе данные страховые взносы являются  не излишне уплаченными, а излишне взысканными,  в силу положений ч.9 ст.27 Закона № 212-ФЗ (до 01.01.2017) и п.5 ст.79 НК РФ (с 01.01.2017) на сумму возвращенных страховых взносов подлежат начислению проценты.

Поскольку спорные суммы страховых взносов Фондом возвращены ОАО «РЖД» без начисленных процентов, то требование Общества о взыскании с Фонда процентов по ним является обоснованным и правомерным.

Расчет процентов за весь период произведен заявителем по ставке рефинансирования ЦБ РФ, что соответствует положениям ст.79 НК РФ, однако предъявление заявителем требований в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством,  не нарушает права и законные интересы  ответчика.

Аргумент ответчика о том, что проценты не подлежат начислению в связи с отсутствием его вины в просрочке исполнения решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов,   судом отклоняется, поскольку проценты, предусмотренные в части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ и в пункте 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации,  по своему назначению и правовой природе не являются мерой ответственности, а носят компенсационно-восстановительный характер и применяются вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органов Фонда и Федеральной налоговой службы. 

Также не принимается довод ответчика  о пропуске заявителем месячного срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных  страховых взносов, поскольку  данное заявление рассмотрено и удовлетворено Фондом, денежные средства фактически возвращены  страхователю.

 Довод ответчика о несоблюдении норм бюджетного законодательства  является ошибочным, к спорным правоотношениям  подлежат применению нормы  законодательства о страховых взносах и Налогового кодекса РФ. 

 Вместе с тем,  суд считает необходимым учесть следующее.

          Привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонной ИФС России № 5 по Ярославской области  обусловлено   положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, а также ст.21  Федерального закона  от 03.07.2016 N 250-ФЗ.

          Согласно п.п.1, 4 ст.21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне плаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.    На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

          В связи с этим способом защиты прав и законных интересов заявителя является  обязание Фонда выплатить  заявителю  204 227,29руб. процентов, начисленных на суммы излишне взысканных страховых взносов, путем принятия и направления на исполнение в  налоговый орган соответствующего решения.

           На основании  изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд    

                                                                 Р Е Ш И Л: 

           Обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН  7604006689, ОГРН  1027600676344) вынести решение  о начислении  и выплате Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (ИНН   7708503727, 1037739877295) процентов  на излишне взысканные страховые взносы в сумме 204 227,29руб.  за период с 20.09.2016 по 01.02.2018 и направить его на исполнение в  налоговый орган.

        Взыскать с Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН  7604006689, ОГРН  1027600676344)   в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД"(ИНН  7708503727, ОГРН  1037739877295) 7085 руб. в возмещение расходов по уплате  государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.