ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9987/19 от 01.08.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль         

Дело № А82-9987/2019

05 августа 2019 года

              Резолютивная часть решения объявлена  01 августа 2019 года

              Полный текст решения изготовлен  05 августа 2019 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Марусина В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи      Чудайкиной О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявлением  Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН  7604012347, ОГРН  1027600677554)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  7604009440, ОГРН  1027600695154)

о признании незаконным и отмене постановления Ярославского УФАС России от 14.05.2019 по делу № 076/04/9.21-107/2019 об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя – Скачков С.М., представитель по доверенности от 10.12.2018,

от административного органа   –  Антонова М.В., представитель по доверенности от 06.08.2018,

установил:

         Акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль"(далее по тексту «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ярославского УФАС России от 14.05.2019 по делу № 076/04/9.21-107/2019 об административном правонарушении.  

         В судебном заседании  представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении  и дополнениях к нему.

         Представитель административного органа просил оставить требования заявителя без удовлетворения, огласил доводы, положенные в основание оспариваемого постановления.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

         Ярославским УФАС России рассмотрено заявление ООО «Теплотехник» (вх. № 2795 от 25.03.2019) о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившихся в нарушении установленных сроков заключений договора о подключении к газораспределительным сетям.

          Установлены следующие фактические обстоятельства.

          ООО «Теплотехник» является теплоснабжающей организацией и на законном основании владеет котельной, расположенной по адресу; г. Ярославль, ул. Короленко, д.3, что подтверждается договором аренды котельной от 04.09.2018 с ООО «Вектор».

         14 декабря 2018  года  в связи с необходимостью подключения к котельной новых потребителей (многоквартирный дом во адресу: г. Ярославль, ул. Крылова, д.4, стр.3) ООО «Теплотехник» обратилось в АО «Газпром газораспределение Ярославль» с заявкой №83 о заключении договора о подключении в связи с увеличением объема потребления гада либо о выдаче акта о подключении ранее установленного котла. Приложением к заявлению были договор аренды  котельной и расчет  потребности в тепле.

        Письмом от 18.02.2019 б/н АО «Газпром газораспределение Ярославль» направило для подписания в адрес ООО «Теплотехник» подписанный со своей стороны проект договора  ЯФ-ТП-588/19 от 14.01.2019 и технические условия № ЯФ-ТУ-002178/18 от 11.01.2019.

         В проекте договора о подключении (технологическом присоединении)  объектов  капитального  строительства к сети  газораспределения  для первой категории заявителей и случаях, когда требуется только фактическое подключение, указано, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» берет на себя обязательства по подключению    объекта   капитального   строительства         - установка   дополнительного газоиспользующего    оборудования    (котла)    в    существующей    котельной    с    учетом максимальной  нагрузки (214,7 м3/ч с учетом установленного ранее газоиспользующего оборудования)  - пункт 1 договора.

             Размер платы за подключение определен в размере 20283,13 руб. (без НДС) в соответствии с стандартизированными ставками, установленными приказом Департамента  жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №230-тп/г от 14.12.2018  - пункт 9 договора.

         Письмом №28 от 19.02.2019 ООО «Теплотехник» направило в АО «Газпром газораспределение Ярославль» разногласия к проекту договора, в том числе по пунктам 1 и 9 договора. Письмо получено Обществом 20.02.2019, о чем имеется отметка.

         Доработанный проект договора № ЯФ-ТП-666/19 от 20.03.2019 с учетом замечаний ООО «Теплотехник» и технические условия АО «Газпром газораспределение Ярославль» направило письмом от 27.03.2019 б/н и получено ООО «Теплотехник» 29.03.2019.

            Оценив указанные обстоятельства,  административный орган, руководствуясь  положениями  пунктов 2, 59,61, 61(1), 62, 71,73(1), 74, 76,77,78 Правил подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, пришел к выводу о том, что  заявителем нарушен установленный          порядок подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, а именно нарушены сроки рассмотрения заявки и направления проекта договора о подключении, а также срок рассмотрения разногласий к проекту договора и направления нового проекта договора с учетом урегулирования разногласий.

23 апреля  2019 года Ярославским УФАС вынесено определение о возбуждении дела № 076/04/9.21-107/2019 об административном правонарушении в отношении Общества и проведении административного расследования. 

30 апреля 2019 года Ярославским УФАС  в присутствии представителя Общества составлен протокол  по делу  об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 9.21 КоАП РФ.

           Постановлением от 14.05.2019  Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000,00 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства (нарушении сроков рассмотрения заявки и направлении проекта договора о подключении, а также в нарушении срока рассмотрения разногласий к проекту договора и направления нового проекта договора с учетом урегулирования разногласий).

Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, заявитель просит признать его малозначительным либо снизить размер  наложенного штрафа,  объясняя длительность срока  рассмотрения заявки ООО «Теплотехник»   и, в последующем, протокола разногласий, правовой неопределенность в вопросе о подлежащем применению тарифе  на подключение. Также заявитель  обращает внимание на устранение прав ООО «Теплотехник» путем заключения договора в предложенной им редакции, выполнении условий договора.

         Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

          Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

 Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 Согласно указанной норме Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Общество  привлечено к административной ответственности за нарушение срока рассмотрения заявки юридического  лица на технологическое присоединение и срока рассмотрения протокола разногласий к договору .

         Согласно пункту 1 Правил №1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства)

            В соответствии с пунктом 59 Правил №1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

             В соответствии с пунктом 73(1) Правил№1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.

            В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения        недостающих документов и сведений.

    Согласно пункту 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):

а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;

б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;

в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

 В рассматриваемом случае заявка получена Обществом  17.12.2018, проект договора направлен в адрес заявителя 18.02.2019, то есть с нарушением установленного срока.

           В пунктах 76-79 Правил № 1314 указано, что заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.

 В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.

Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.

В случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.

При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении.

В рассматриваемом случае   протокол разногласий получен Обществом 20.02.2019,  результат рассмотрения разногласий направлен в адрес ООО «Теплотехник»  27.03.2019, то есть также  с нарушением установленного срока.

При этом следует отметить, что Правила № 1314 не подразумевают возможности изменения (продления)  указанных выше сроков.

 Причина, на которую заявитель указывает в обоснование  пропуска установленных сроков, по мнению суда, уважительной не является, поскольку  отсутствие установленной платы за технологическое присоединение не является основанием для отказа в заключении договора.

         Таким образом, вывод Ярославского УФАС о наличии в действиях Общества административного правонарушения суд признает правильными и обоснованными.

Нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Оснований для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ суд не усматривает.

Согласно указанной норме Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае имело место нарушение права юридического  лица – заявителя  на рассмотрение его заявки о технологическом присоединении в установленный законодательством срок. 

В то же время частью 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ  предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Суд отмечает, что в постановлении отсутствует указание на обстоятельства, не позволившие административному органу ограничиться минимальным штрафом   в размере 100000,00 рублей.

Между тем, из представленных документов следует, что, несмотря на нарушение срока заключения  договора, Общество  заключило договор  с ООО «Теплотехник» на предложенных последним условиях.

Доказательства того, что допущенное Обществом правонарушение повлекло причинение какого-либо ущерба ООО «Теплотехник» или иным лицам,  в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суд не  находит оснований для удовлетворения заявленных требований, однако полагает, что размер наложенного на Общество административного штрафа может быть снижен до 90000,00 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении заявления  Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН  7604012347, ОГРН  1027600677554) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  7604009440, ОГРН  1027600695154) от 14.05.2019 по делу № 076/04/9.21-107/2019 об административном правонарушении  отказать.

          Снизить размер штрафа, наложенного указанным постановлением, до 90000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-тидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья                                                                                                    Марусин В.А.