ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-10021/2021 от 28.05.2021 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

28 мая 2021 года                                                                                     Дело №А83-10021/2021

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Евдокимовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николовой Е.В., рассмотрев заявление

Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым»

к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

с участием представителей сторон:

от административного органа – не явился,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2021г.

УСТАНОВИЛ:

Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» (далее – Общество, ООО «Альтфатер Крым») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2021 указанное заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 20.04.2021 суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и назначил дело к судебному разбирательству.

Административный орган в судебное заседание 27.05.2021 не явился, уведомлен надлежащим образом и своевременно.

В судебном заседании 27.05.2021 представитель Общества поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление, против удовлетворения заявления возражал.

В ходе судебного разбирательства от административного органа поступили возражения на отзыв.

Судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 28.05.2021.

После перерыва участники процесса явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая достаточность собранных судом документов, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии с распоряжением руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.02.2021 № 189-п проведена плановая выездная проверка Общества лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В рамках проведения проверки установлено, что территория земельного участка, расположенного по адресу: пгт. Гаспра, шоссе Южнобережное, 2, эксплуатируется ООО «Альтфатер Крым» для перегрузки отходов перед их дальнейшим транспортированием на полигон ТКО в с. Тургеневка. Также на данную территорию поступают отходы из установленных ООО «Альтфатер Крым» контейнеров для сбора вторичного сырья для их дальнейшей обработки.

На территории данного земельного участка установлена линия сортировки отходов вторичного сырья, а также пресс и иное оборудование, задействованное в процессе обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки предоставлен Договор поставки №РМ-073 от 30.08.2018, по условиям которого ООО «Альтфатер Крым» приобрело у ООО «Ржевмаш» оборудование- сортировочный комплекс.

Должностными лицами ФГБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» с площадки, где накапливаются отходы из установленных ООО «Альтфатер Крым» контейнеров для вторичного сырья, с целью определения класса опасности отходов были отобраны пробы.

Согласно протоколу испытаний (измерений) №76 от 10.03.2021 морфологический состав отобранных отходов составляет: пластик 38,1%, бумага, картон 24,5%, полиэтилен 14,5%, металл 7,4%, древесина 15,5%.

В соответствии с экспертным заключением от 15.03.2021 отобранные отходы можно отнести к IV классу опасности для окружающей среды.

Согласно товарным накладным Обществом отчуждаются:

- стеклобой (товарные накладные от 28.07.2020 №198; от 28.03.2020 №65, от 17.02.2020 №27);

- пэт-бутылка (товарные накладные от 19.11.2020 №328; от 25.08.2020 №238, от 29.12.2020 №363);

- макулатура (товарные накладные от 25.12.2020 № 357, от 15.12.2020 № 351, от 07.12.2020 №340, от 03.07.2020 № 144; от 05.03.2020 № 47).

Таким образом, административный орган пришел к выводу, что установлен факт реализации продукции, полученной в результате обработки полученных ООО «Альтфатер Крым» отходов.

По результатам проверки составлен Акт проверки от 22.03.2021 №10-82-31-П, в котором зафиксировано, что ООО «Альтфатер Крым» осуществляет деятельность по обработке отходов IV класса опасности при отсутствии лицензии на право обращения с опасными отходами, что является нарушением 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»), статьи 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (далее - Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 09.04.2021 в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №10-82-120-П.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, изучив позиции административного органа и Общества, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушении является всесторонне, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и требующие получения специального разрешения (лицензии).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Судом установлено, что Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 04.06.2016 № 082 00008, в части сбора отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, по адресу: 298600, Российская Федерация, <...>, Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Южнобережное шоссе, 2. Лицензия предоставлена бессрочно.

Факт осуществления ООО «Альтфатер Крым» деятельности по обработке отходов IV класса опасности при отсутствии лицензии на право обращения с опасными отходами в нарушение статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьи 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подтвержден материалами дела.

Суду не представлено доказательств, отвечающих критериям достаточности, достоверности и допустимости, свидетельствующих, что Обществом предприняты необходимые и достаточные меры к соблюдению требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статей 28.2, 28.4, 28.5 КоАП РФ.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

На основании вышеизложенного, требования административного органа о привлечении ООО «Альтфатер Крым», к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судом отклоняются доводы Общества о том, что продаваемое им вторичное сырье является отходом V класса опасности ввиду следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.

Вместе с тем, вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

В соответствии с разъяснениями Минприроды России по разграничению понятий «продукция» и «отходы» вещества, материалы, предметы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии утвержденных технических условий на продукцию, которые разработаны на основе государственных и/или отраслевых стандартах на такую продукцию, а также учитывают санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании; при наличии технологического регламента производства продукции; при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе и/или для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Согласно статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Поскольку факт реализации Обществом с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» вторичного сырья подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными, то доводы Общества, что реализуемое им вторичное сырье является отходом V класса опасности судом отклоняются.

Вместе с тем, как было указано судом выше, в соответствии с экспертным заключением от 15.03.2021 отобранные отходы можно отнести к IV классу опасности для окружающей среды.

На основании части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

ООО «Альтфатер Крым» является субъектом среднего предпринимательства с 10.08.2020, о чем свидетельствуют сведения общедоступного Единого реестра субъектом малого и среднего предпринимательства.

В рассматриваемом случае, совершенное субъектом среднего предпринимательства - правонарушение совершено впервые (доказательств обратного административным органом в материалы дела суду не представлено), правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий для жизни и здоровья людей, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае возможна замена административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        РЕШИЛ:

            1.  Заявление удовлетворить.

            2. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерациии назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                                     Е.А. Евдокимова