АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь
27 октября 2020 года Дело №А83-10450/2020
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ковлаковой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Фроловой К.А. рассмотрел материалы заявления общества с ограниченной ответственностью «КрымСтройИндастриал» (ул. Чехова, д. 51, лит. А, оф. 6, г. Симферополь, <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 910201001; ул. Мате Залки, д. 1/9, г. Симферополь, <...>)
об отмене постановления об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.07.2020 б/н, диплом (с переводом) от 30.06.2014 №15-14-3934, представитель;
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 04.09.2020
№06-27/23829, диплом от 30.06.2020 регистрационный номер 18959ф, паспорт;
ФИО3, служебное удостоверение №196045, доверенность от 02.10.2020
№06-14/23576, диплом от 10.07.2019 регистрационный номер 15841ф, представители.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «КрымСтройИндастриал» (далее – ООО «КСИ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее – ИФНС России по г. Симферополю), в котором просит суд:
- отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю по делу об административном правонарушении № 91022006410361300004 от 13.05.2020;
- принять по делу новый судебный акт, которым признать общество с ограниченной ответственностью «КрымСтройИндастриал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и назначить наказание в виде предупреждения.
Определением суда от 03.06.2020 заявление принято к производству в порядке упрощённого производства.
Определением суда от 25.06.2020 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
17.08.2020 в ходе предварительного судебного заседания суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), вынес определение о завершении предварительного судебного заседания и перешёл на стадию судебного разбирательства.
Не оспаривая самого факта правонарушения, общество с ограниченной ответственностью «КрымСтройИндастриал» просит суд к спорным правоотношениям применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ путём замены штрафа на предупреждение.
Представитель ИФНС по г. Симферополю во время судебного заседания против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления; установление события и наличия состава административного правонарушения; соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности, а также на невозможность замены штрафа предупреждением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела должностными лицами ИНФС России по г. Симферополю проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства ООО «КСИ», осуществлённая в соответствии с поручением заместителя начальника ИНФС России по г. Симферополю, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, ФИО4 от 20.02.2020 №910220200008004, на основании информации, содержащейся в информационных системах ФНС России, документов и информации, поступившей от ООО «КСИ» от 12.02.2020.
По результатам анализа информации, содержащейся в информационных системах ИФНС России, документов и информации, поступившей от ООО «КСИ» письмом от 12.02.2020, обнаружено, что в обществе были трудоустроены следующие иностранные граждане:
- ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии ВВ 978028 выдан Киевским РО ДГУ УМВД Украины в Донецкой области 20.10.1999) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 14;
- ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии ВТ 198638 выдан Семидовским ГО ГУ ГМС Украины в Донецкой области 06.07.2016) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 13;
- ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии СВ 787147 выдан Куйбышевским РО ДГУ Украины в Донецкой области 17.09.2000) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 12;
- ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии ВС 266829 выдан Буденновским РО ДГУ УМВД Украины в Донецкой области 21.04.2000) согласно трудовому договору от 09.10.2017 №11;
- ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии BE 514009 выдан Куйбышевским РОДГУ Украины в Донецкой области 07.12.2001) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 10;
- ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии BE 514008 выдан Куйбышевским РОДГУ Украины в Донецкой области 07.12.2001) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 9;
- ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии BE 967177 выдан Пролетарским РОДГУ УМВД Украины в Донецкой области 05.12.2003) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 8;
- ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ г.р. , паспорт иностранного гражданина серии BE 946693 выдан Куйбышевским РО ДГУ УМВД Украины в Донецкой области 27.11.2003) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 16;
- ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина серии ВВ 772918 выдан Кураховским ГО Марьинского РО УМВД Украины в Донецкой области 13.04.1999) согласно трудовому договору от 09.10.2017 № 15.
За выполненную работу ООО «КСИ» вышеуказанным работникам-нерезидентам 15.05.2018 по платёжной ведомости № 22 выплачена заработная плата наличными денежными средствами в общей сумме 41 688,00 руб. (ФИО12 – 4 632,00 руб., ФИО13 - 4 632,00 руб., ФИО8 – 4 632,00руб., ФИО6 – 4 632,00руб., ФИО10 – 4 632,00 руб., ФИО9 – 4 632,00 руб., ФИО7 – 4 632,00 руб., ФИО11 – 4 632,00 руб., ФИО5 – 4 632,00 руб., чем нарушен порядок осуществления валютных операций.
По данному факту главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок №2 ИФНС по г. Симферополю ФИО14 в отношении общества и присутствии его надлежащим образом уведомленных представителей составлен протокол об административном правонарушении №91022006410361300002 от 17.03.2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д. 91-95).
13.05.2020 заместителем начальника ИФНС по г. Симферополю ФИО4 в отношении ООО «КСИ» и отсутствии надлежащим образом извещённых его представителей вынесено постановление о назначении административного наказания №91022006410361300004 (л.д. 61-69), согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 266,00 руб. (размер минимальной величины санкции, предусмотренной по части 1 данной статьи – в размере трёх четвёртых суммы незаконной валютной операции).
ООО «КСИ», полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд пришёл к выводу, что последнее удовлетворению не подлежит ввиду нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
При этом, поскольку в силу пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подсудность дел об административных правонарушениях, возбуждённых в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены, рассмотрения данного спора подсудно Арбитражному суду Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены за счёт средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трёх четвёртых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом отмеченного правонарушения являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и контроля.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 15.25 административного закона, являются граждане; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
С объективной стороны правонарушение по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ выражается в осуществлении валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Между тем, правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ валютной операцией признаётся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Кроме того, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (пункт 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ).
Под нерезидентами применительно к пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 настоящей части; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. «б» и «в» настоящего пункта; иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.
В этой связи ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 на момент выявления правонарушения являлись нерезидентами в понимании вышеизложенных норм, а выплата заработной платы нерезидентам – гражданам иностранного государства, не имеющим вида на жительство, признаётся валютной операцией.
В свою очередь, в силу части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ расчёты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчёты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен вышеуказанной нормой. Так, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Путём системного анализа вышеуказанных норм суд пришёл к выводу, что расчёты с работниками - гражданами иностранного государства, не имеющими вида на жительство в Российской Федерации и временно пребывающими на её территории (в том числе выплата заработной платы), должны производиться только в безналичной форме через счета в уполномоченных банках.
Более того, требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчётов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Согласно абзацу 5 статьи 11 Трудового Кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона №173-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ООО «КСИ» в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ 27.11.2017 выплачена в наличной форме заработная плата в сумме 41 688,00 руб.
Каких-либо доказательств в понимании статьи 64 АПК РФ заблаговременного принятия всех необходимых мер для соблюдения императивных требований части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ обществом суду представлено не было. Вина заявителя, как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьёй 2.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Данный правовой подход в полной мере согласуется с позицией Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 25.06.2019 по делу №А83-18898/2018.
Таким образом, ООО «КСИ», имея возможность для соблюдения установленных требований, не приняло необходимых мер по недопущению нарушения вышеуказанных норм.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях обществасостава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, допущенных со стороны административного органа, исключающих привлечение к административной ответственности, судом не установлено.
Доказательства, подтверждающих наличие предусмотренных статьёй 4.3. КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, судом не установлены.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлены в надлежащей форме уполномоченными лицами.
Совершённое административное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере валютного контроля и регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
При этом к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду нижеследующего.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предусмотренное санкцией статьи особенной части КоАП РФ наказание, не предусматривающее предупреждения, может быть заменено на предупреждение при одновременном наличии следующих обстоятельств: субъект административной ответственности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, является субъектом малого или среднего предпринимательства; административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; правонарушение совершено впервые; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако вменяемое ООО «КСИ» в вину правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора) (нарушение выявлено по результатам анализа представленных ООО «КСИ» в ИФНС по г. Симферополю документов и информации, поступившей от ООО «КСИ» письмом от 12.02.2020).
Кроме того, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, направлениями которой являются, в том числе преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62). В этой связи оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда не имеется.
Относительно квалификации совершённого административного правонарушения как малозначительного, суд отмечает нижеследующее.
В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение положений статьи 2.9 административного закона является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Между тем доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого правонарушения, ООО «КСИ» не представило.
Более того, состав рассматриваемого в рамках данного дела правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям и социальная опасность деяния состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Доводы общества об отсутствии негативных последствий и угрозы наступления вреда общественным отношениям в результате выявленного административным органом правонарушения не являются обоснованными, поскольку не снижают общественную опасность нарушения, не являются исключительными обстоятельствами, так как событие административного правонарушения выражается в неисполнении тех обязательств, которые возложены на общество действующим законодательством в сфере валютного законодательства.
Более того, в соответствии с преамбулой к Федеральному закону №173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Нарушение ООО «КСИ» требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.
С учётом особой значимости охраняемых государством общественных отношений в сфере валютного регулирования и контроля совершённое заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.
При этом факт совершения ООО «КСИ» правонарушения впервые применительно к статье 4.2 КоАП РФ учтён налоговым органом при определении размера наказания за совершённое административное правонарушение и не является исключительным обстоятельством в понимании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Суд также отмечает, что назначенное ООО «КСИ» административное наказание в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в полной мере соответствует целям и социально-правовому назначению института наказания, основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость его применения; является именно той мерой государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигает целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний; соразмерно содеянному; направлено на достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельства, на которые указывает общество, как основания замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение были учтены при назначении наказания и стали основанием для применения штрафа в минимальном размере.
Более того, суд принимает во внимание, что замена штрафа на предупреждение - это право, а не обязанность органа, который рассматривает дело по существу и принимает решение о назначении справедливого наказания, то есть в каждом конкретном деле суд или административный орган могут прийти к убеждению, что назначение наказания в виде штрафа является более адекватным с точки зрения балансов частных и публичных интересов. Сам по себе статус субъекта малого и среднего предпринимательства (и даже совершение проступка впервые) ещё не является достаточным основанием для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Учитывая изложенные обстоятельства, правовые основания для удовлетворения заявления у суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Судья И.Н. Ковлакова