АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
25 мая 2021 года Дело №А83-11217/2020
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русецкой А.А., рассмотрел материалы заявления общества с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Молодежный»
к Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ИП ФИО1, ИП ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «ФОРТЕ-А», ИП ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Викерм»
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
при участии:
не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Молодежный» (далее – заявитель, ООО «ТЦ «Молодежный») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее – суд) с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) к Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействие администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по невнесению актуальных данных объекта адресации: Республика Крым, Симферопольский р-н, пгт.Молодежное, ул.Строителей, 13 в Федеральную информационную адресную систему на основании заявления ООО «ТЦ «Молодежный» от 04.03.2020 №3/20 и взыскании с Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 3 000,00 руб., а также судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в размере 92 000,00 руб.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №44-ФЗ «О Федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре, которым, в том числе, предусмотрена обязанность органов местного самоуправления разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу настоящего закона, что исходя из анализа содержания положений Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ, оснований для отказа внести актуальные данные объектов адресации в ФИАС органом местного самоуправления - не предусмотрено.
Администрация Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым возражала против удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в возражениях, указывая при этом на законность и обоснованность спорного отказа.
Дело рассмотрено с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – ИП ФИО1, ИП ФИО2, общества с ограниченной ответственностью «ФОРТЕ-А», ИП ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Викерм».
Участники судебного заседания явку в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, выслушав позиции представителей заявителя, заинтересованного лица, третьих лиц, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Молодежный» принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами 90:12:020101:289 площадью 14,9 кв.м., 90:12:020101:266 площадью 150,2 кв.м., 90:12:020101:269 площадью 17,6 кв.м., 90:12:020101:267 площадью 176,3 кв.м., 90:12:020101:290 площадью 72,9 кв.м., 90:12:020101:264 площадью 84,1 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, Симферопольский р-н, пгт. Молодежное, ул. Строителей, 13.
Указанные нежилые здания приобретены заявителем по договорам купли - продажи №1, №2, №3, №4, №5, №6 от 06.10.2017 у общества с ограниченной ответственностью «Глэдис».
Право собственности на них за ООО «ТЦ «Молодежный» зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 08.11.2017.
Основным видом экономической деятельности ООО «ТЦ «Молодежный» является сдача собственных объектов недвижимости в аренду.
02.03.2020 ООО «Форте-А», которое является субарендатором одного из нежилых помещений, расположенных по адресу Республика Крым, Симферопольский р-н, пгт. Молодежное, ул. Строителей, 13, обратилось к ООО ТЦ «Молодежный» как к собственнику указанного нежилого помещения, с просьбой обратиться в орган местного самоуправления по вопросу внесения указанного адреса в Федеральной информационной адресной системе (далее - ФИАС), поскольку в настоящий момент для дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ООО «Форте-А» согласно с целью его коммерческого использования - организация деятельности по продаже фармацевтических товаров (Аптека), требуется регистрация сведений об адресе осуществления деятельности в государственном адресном реестре.
В связи с отсутствием адреса: Республика Крым, Симферопольский р-н, пгт. Молодежное, ул. Строителей, 13 в ФИАС, а так же необходимостью внесения указанного адреса в ФИАС для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ООО «ТЦ «Молодежный», 04.03.2020 года ООО «ТЦ «Молодежный» обратилось письмом № 3/20 в Молодежненский сельский совет Симферопольского района Республики Крым с соответствующим заявлением о внесении указанного адреса в ФИАС.
20.03.2020 в адрес ООО «ТЦ «Молодежный» поступил ответ Администрации Молодежненского сельского поселения от 16.03.2020 № 451 о том, что на нежилые здания с кадастровыми номерами 90:12:020101:289, 90:12:020101:266, 90:12:020101:269, 90:12:020101:267, 90:12:020101:290, 90:12:020101:264 решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 по делу № А-83-21507/2019 наложен арест, администрация Молодежненского сельского поселения не может внести актуальные данные объектов адресации в ФИАС.
Считая, что бездействие Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, выраженное в невнесении актуальных данных объектов адресации в ФИАС на основании заявления ООО «ТЦ «Молодежный» от 04.03.2020 №3/20 является незаконным, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив предоставленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, на заявителе лежит обязанность доказать нарушение оспариваемым решением, действием, бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А на заинтересованном лице лежит обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий, бездействий закону или иному нормативному правовому акту, законности оспаривания решения, действий, бездействий.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Таким образом, бездействие предполагает пассивное поведение, выраженное в неисполнении государственным органом соответствующей обязанности, которое может повлиять на права и законные интересы гражданина или юридического лица.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Согласно п. 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами на основании заявлений физических или юридических лиц, обладающим правом хозяйственного ведения (п. п. а п. 27 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).
Основания для отказа в присвоении адреса установлены пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221.
В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14-18 настоящих Правил.
Право на присвоение адреса возникает в тех случаях, когда объекту адресации еще не присвоен адрес либо земельный участок является преобразованным (новым), либо снят с учета.
В соответствии с п. 7 Правил, присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости или исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте недвижимости, указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", представляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
Аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях:
а) прекращения существования объекта адресации и (или) снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, являющегося объектом адресации;
б) исключения из Единого государственного реестра недвижимости указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведений об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации;
в) присвоения объекту адресации нового адреса.
Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221, адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.
Как усматривается из материалов дела, 04.03.2020 за №5/20 заявитель обратился в Администрацию с заявлением внести адрес: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Молодежное, ул. Строителей, д.13 в ФИАС.
20.03.2020 Администрация отказала заявителю во внесении сведений в ФИАС по тем основаниям, что на нежилые здания с кадастровыми номерами 90:12:020101:289, 90:12:020101:266, 90:12:020101:269, 90:12:020101:267, 90:12:020101:290, 90:12:020101:264 решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 по делу № А-83-21507/2019 наложен арест.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Таким образом, бездействие предполагает пассивное поведение, выраженное в неисполнении государственным органом соответствующей обязанности, которое может повлиять на права и законные интересы гражданина или юридического лица.
Поскольку Администрацией выполнены действия по рассмотрению обращения общества, у суда отсутствуют основания считать доказанным факт бездействия муниципального органа. Несогласие заявителя с результатом рассмотрения заявления является основанием для обращения в суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта.
В силу статей 11, 12 ГК РФ, в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены
На основании изложенного, суд считает, что факт бездействия Администрации, выразившийся в невнесении актуальных данных объектов адресации в ФИАС на основании заявления ООО «ТЦ «Молодежный» от 04.03.2020 №3/20 является недоказанным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В свою очередь, 04.12.2020 Администрацией Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым вынесено постановление №951/04 об аннулировании адреса нежилых зданий с одновременным присвоением нового адреса.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом, избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально - правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Из системного анализа вышеизложенного следует, что не только подача, но и удовлетворение иска, жалобы возможно только в том случае, если это ведет к восстановлению или защите нарушенного права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья М.П. Авдеев