ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-11441/20 от 17.12.2020 АС Республики Крым

Арбитражный суд Республики Крым

улица А.Невского, 29/11, Симферополь, Республика Крым, 295003

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

24 декабря 2020 года Дело № А83-11441/2020

Резолютивная часть решения изготовлена 17 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога»

к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействительным предписания

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности, диплом, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 03.07.2020, диплом, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, в котором просит:

- признать предписание № 1-01-06/2-15 от 20.03.2020 о прекращении нарушения законодательства федеральным государственным унитарным предприятием «Крымская железная дорога» незаконным и отменить его.

25.06.2020 заявление принято к производству судьи Кузняковой С.Ю., возбуждено производство по делу, и назначено предварительное судебное заседание.

Определением заместителя председателя Арбитражного суда Республики Крым Мартыненко Ю.В. от 03.08.2020 судья Кузнякова С.Ю. заменена, состав суда сформирован посредством применения автоматизированной информационной системы программного комплекса «Судебно-арбитражное делопроизводство».

Определением от 05 августа 2020 года дело принято к производству судьи Колосовой А.Г.

Своим определением от 18 августа 2020 года суд назначил дело к судебному разбирательству.

15 декабря 2020 года в адрес суда от заявителя поступили пояснения на отзыв.

В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Представитель предприятия в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении о признании недействительным предписания контролирующего органа, поддержал, указав, что документы, по запросу органа были представлены, а само предписание не исполнимо.

Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало, мотивировав свою правовую позицию законностью, обоснованностью предписания и не предоставлением органу необходимых документов.

В судебном заседании на основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ оглашена резолютивная часть решения суда.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ФГУП «КЖД» согласно приказу Комитета от 30.12.2019 № 198-од включено в Реестр организаций, в отношении которых Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на транспорте и иных отраслях, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор).

Ежегодный план проведения проверок находится в открытом доступе и размещен на официальном сайте Комитета в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.

Председателем Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым 14 февраля 2020 года был издан приказ №14-од о проведении плановой документарной проверки Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в период с 02 марта 2020 года по 20 марта 2020 года.

Приказ был получен ФГУП «КЖД» 18 февраля 2020 года, о чем свидетельствует копия уведомления.

02 марта 2020 года за исх. №220/06-12 Госкомитетом по ценам и тарифам РК в адрес ФГУП «КЖД» был направлен мотивированный запрос на предоставление в течении десяти рабочих дней документов, в том числе, приказов об учетной политике учреждения, содержащие положения о раздельном учете затрат в соответствии с законодательством, со всеми приложениями (включая утвержденный план счетов), действовавшие в 2019 году. Пункт 13 вышеуказанного приказа Комитета содержит перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

ФГУП «КЖД»зарегистрировано и подключено к федеральной государственной информационной системе «Единая Информационно-Аналитическая Система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

Предприятием в период с 13.03.2020 по 19.03.2020 в ответ на мотивированный запрос Комитета посредством системы ФГИС «ЕИАС» направлены документы и материалы, относящиеся к вопросам проведения плановой документарной проверки.

20 марта 2020 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым был составлен акт проверки №01-06/2-07.

В связи с непредставлением предприятием информации по п. 3 мотивированного запроса Комитета от 02.03.2020 № 220/06-12 на момент проведения проверки не представилось возможным определить наличие раздельного учета доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя, 20 марта 2020 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым ФГУП «КЖД» было вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства, которым предприятию предписано прекратить указанные нарушения законодательства Российской Федерации о теплоснабжении в части ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя в срок до 31 декабря 2020 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, выразившиеся в отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя, путем организации ведения раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности с 01.01.2019 в соответствии с положениями приказа ФСТ России №91 и планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н и в срок до 20.01.2021 уведомить Комитет об устранении нарушения законодательства.

Не согласившись с указанным предписанием, ФГУП «КЖД» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

Частями 1, 3 ст. 9 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – ФЗ №294) установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Частью 12 ст. 9 ФЗ №294 регламентировано, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 166 (далее – Положение) Комитет уполномочен осуществлять контроль за применением цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (пункты 1.1, 2.3, 3.10.1.3 и 3.10.2.2).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что проверка проведена полномочным государственным органом, без нарушений порядка и процедуры проведения проверки. Таковые доводы заявителем не указывались.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Выданное предписание должно быть исполнимо. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указывает заявитель, оспариваемое предписание контролирующего органа является не исполнимым, поскольку раздельный учет тепловой энергии предприятием ведется, а документы, на основании которых комитет мог бы прийти к выводам об отсутствии нарушения законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, выразившиеся в отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя не были представлены, поскольку данное указание отсутствовало в мотивированном запросе.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Аналогичные требования закреплены в подпункте «в» пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), согласно которым регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения - производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии.

В соответствии с п. 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Раздельный учет должен быть организован на предприятиях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, так как только таким образом можно обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности теплоснабжающих организаций, необходимой для тарифного регулирования.

Пунктом 10 приказа Комитета от 14.02.2020 № 14-од предусмотрено, что проверке подлежат обязательные требования законодательства, в том числе закрепленные пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьи 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе, уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

По правилам части 4 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В рамках плановой документарной проверки ФГУП «КЖД» проведен анализ материалов, представленных управлением тарифного регулирования на водоснабжение, водоотведение и в коммунальной сфере, в том числе, тарифное предложение предприятия на 2019 и 2020 годы. В ходе проверки также проанализированы материалы Тарифного предложения ФГУП «КЖД» для установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год (Том 4), которые содержали приказ ФГУП «КЖД» от 13.04.2017 № АГ-214/Н «Об учетной политике».

В ходе проверки установлено, что в учетной политике ФГУП «КЖД» (в редакции с изменениями согласно приказам ФГУП «КЖД» от 08.07.2017 № ВН-317/Н, от 17.06.2018 № АГ-353/Н, от 24.10.2018 № ВН-536/Н, от 18.02.2019 №АГ-92/Н, от 04.04.2019 № АГ-198/Н, от 13.09.2019 №АГ-486/Н, от 03.10.2019 №АК-527/Н), утвержденной приказом ФГУП «КЖД» от 13 апреля 2017 № АГ-214/Н (далее – Учетная политика предприятия) содержатся ссылки на Классификатор доходов и расходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности. Выдержка из Учетной политики предприятия (раздел II Методические аспекты учетной политики) прилагается (Приложение 2).

В соответствии с пунктом 1 подраздела 2.9 Раздела II Учетной политики предприятия формирование и ведение раздельного учета доходов осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно – технического и статистического учета Предприятия в соответствии с Приказом Минтранса России от 23.10.2018 года № 373 « Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденными приказами Минфина России от 06 мая 1999 г. № 32н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответственно, с учетом следующих особенностей.

В соответствии с пунктом 8 подраздела 2.9 Раздела II Учетной политики предприятия предприятие ведет раздельный учет доходов в соответствии с Классификатором доходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности.

В соответствии с пунктом 1 подраздела 2.10 Раздела II Учетной политики предприятия формирование и ведение раздельного учета расходов осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно – технического и статистического учета Предприятия в соответствии с Приказом Минтранса России от 23.10.2018 года № 373 « Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», положениями по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденными приказами Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н и от 24 октября 2008 года № 116н соответственно, с учетом следующих особенностей.

В соответствии с пунктом 8 подраздела 2.10 Раздела II Учетной политики предприятия предприятие ведет раздельный учет расходов в соответствии с Классификатором расходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности.

Классификатор доходов и расходов является разделом номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, что является приложением к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 225.

Данный классификатор предпримем в срок, указанный в запросе, не представлен.

Данный документ был представлен посредством ЕИС 24.03.2020 пользователем ФИО3, а также в печатном виде и 27.03.2020 за исх. №01-06/2-7 вместе с возражениями на акт проверки.

Иными словами, на момент проведения проверки и составления акта проверки, вынесения оспариваемого предписания, контролирующий орган не обладал необходимым перечнем документов, на основании которых мог бы прийти к выводу об отсутствии нарушения законодательства со стороны ФГУП «КЖД».

Таким образом, бездействие заявителя в части не представления названных документов создало компетентному органу неоправданное препятствие при осуществлении возложенных на него контрольных функций.

Более того, ФГУП «КЖД» является профессиональным участником рынка, указание на необходимость представления необходимых документов недвусмысленно была указана в запросе, касающегося раздельного учета затрат, сам классификатор является разделом номенклатуры в соответствии с нормами подзаконных актов, на основании чего суд приходит к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания.

Одновременно суд учитывает противоречивую правовую позицию заявителя, которая по своей сути сводится к отсутствию нарушений при осуществления своей деятельности в области законодательства Российской Федерации о теплоснабжении в части ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя, что отождествляется им с неисполнимостью предписания.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что само предписание контролирующего органа права заявителя не нарушает.

Ввиду установленных судом обстоятельств, в удовлетворении заявления ФГУП «КЖД» отказано.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина отнесена судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» - отказать.

2.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения.

4.Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Г. Колосова