ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-11663/19 от 14.05.2020 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

21 мая 2020 года                                                                                      Дело №А83-11663/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2020 года. Полный текст решения изготовлен 21 мая 2020 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Межмединовой У.А., рассмотрев материалы дела по заявлению Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (ОГРН – <***>, ИНН – <***>, ул. Ленина, д.35А, с. Скалистое, <...>)

к Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 29.07.2014, ИНН: <***>, ул. Набережная, д.71, г. Симферополь, <...>)

 о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

при участии:

от Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым – не явились, извещены,

от Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым (далее – суд) с заявлением к Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее – заинтересованное лицо, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2019 №07-18-11/003 о назначении административного наказания.

Определением от 12.07.2019 суд оставил заявление Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым без движения, и предложил последнему устранить допущенные им нарушения

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.09.2019 суд принял заявление, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание.

Стороны явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно.

Учитывая то, что неявка в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица, по имеющимся в материалах дела документам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Постановлением о назначении административного наказания от 25 июня 2019 года по делу № 07-18-11, вынесенным Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Администрация Скалистовкского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.2 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно положениям частей 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

 Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с подпунктом 1.1.4 пункта 1.1 Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым части полномочий в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2014 года № 1692-р) в редакции Дополнительного соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 2510-р (далее - Соглашение), с подпунктом 3.2.4 Положения о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июля 2014 года № 224, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Крымтехнадзор) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений III и IV классов (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.07.2014 № 224 «Об утверждении Положения о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым» Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в объеме полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения от 02 сентября 2014 года № 1692-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Крымтехнадзора о проведении плановой, выездной проверки Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в рамках контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений III и IV классов и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (реестровый номер 8200000000166073739) с целью исполнения ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления на 2019 год, утвержденного Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым и зарегистрированного в ФГИС ЕРП № 2019009407, учетный № КНМ 911901144876 в период с 13.05.2019 по 31.05.2019 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка.

Специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями, Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым ФИО1, установлен факт нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении гидротехнических сооружений (далее - ГТС) № 1-р, 2р, 3-р, 4-р, 5р, 6-р, 7-р, 8-р, 9-р, 10-р, 11-р, 12-р, 99-р, 172-р, 173-р. эксплуатируемых Администрацией.

13.06.2019 Крымтехнадзором в отношении Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым составлен протокол          об административном правонарушении № 07-18-11/001.

13.06.2019 Службой по экологическому надзору республики Крым вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Постановлением о назначении административного наказания от 25 июня 2019 года по делу № 07-18-11, вынесенным Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Администрация Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.2 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

Из названных акта проверки, протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного правонарушения следует, что предметом проверки и обследования были гидротехнические сооружения – пруды № 1-р, 2р, 3-р, 4-р, 5р, 6-р, 7-р, 8-р, 9-р, 10-р, 11-р, 12-р, 99-р, 172-р, 173-р расположенные в селах Прохладное, Трудолюбовка, Глубокий Яр, Скалистое Бахчисарайского района Республики Крым, находящиеся на балансе Администрации, но не включенные в Российский регистр гидротехнических сооружений, класс их опасности не определен.

Санкцией статьи 9.2 КоАП РФ «Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за Нарушение требовании к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Частью 1 статьи 23.31 КоАП РФ установлено, что дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, рассматривает федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этого органа, вправе (в том числе) начальники отделов, старшие государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, что следует из пункта 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа

Пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье, в частности должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области гидротехнических сооружений, об административных правонарушениях, предусмотренных (в том числе) статьей 7.7 КоАП РФ.

Но статья 9.2 КоАП РФ в пункте 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ не указана.

В соответствии со статьей 4 Закона №117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, которое, в силу пункта 1, определяет порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Названное положение корреспондирует статье 1 Закона №117-ФЗ, где определена сфера его действия - закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Таким образом, не любое гидротехническое сооружение, а только сооружение, повреждение которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, является предметной компетенцией надзорной деятельности органа федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, каковым, в силу пункта 1 Положения, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) - Ростехнадзор.

Соответственно, полномочия в соответствующей сфере, которые в силу статьи 4 Закона №117-ФЗ, могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ограничены названной выше предметной компетенцией.

В отношении объектов, включенных в перечень гидротехнических сооружений потенциально относящихся к предмету ведения контролирующего органа, должны были состояться организационные процедуры, завершающиеся включением объектов в соответствующий Регистр. Указанное требовало мероприятий, которые подтвердили бы соответствующий статус и класс опасности объекта, или исключили его из числа поднадзорных. Для этого, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 №255-ФЗ был дан срок до 01.01.2019.

Статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон N 117-ФЗ) определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, к которым отнесено (в том числе) решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, но не отнесены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в названной области.

Полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (включая проведение проверок и выдачу лицам, осуществляющим деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений, обязательных требований) предоставлены уполномоченным федеральным органам исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерациии; эти полномочия могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации, что предусмотрено статьями 4, 4.1 и 13 Закона № 117-ФЗ.

Такая компетенция по федеральному государственному контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) предоставлена Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), что установлено пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (в ред. от 25.10.2019).

Крымтехнадзор, согласно пункта 1.1 Положения о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.07.2014 N 224 (в ред. от 26.02.2019, далее Положение о Крымтехнадзоре), является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области безопасности гидротехнических сооружений, в объеме полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения от 2 сентября 2014 года N 1692-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Соглашение N 1692-р).

Пунктом 3 названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 1692-р на Ростехнадзор совместно с Совмином Крыма возложена обязанность в срок до 31.12.2014 обеспечить регистрацию гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Крым, в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Подпунктом 1.1.4 Соглашения N 1692-р с учетом утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2015 № 2510-р Дополнительного соглашения Ростехнадзор передал Совмину Крыма полномочия по осуществлению на территории Республики Крым государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений III и IV классов (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

Согласно подпункта 3.2.4 Положения о Крымтехнадзоре, Крымтехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений III и IV классов (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, Крымтехнадзор имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах, передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий, что предусмотрено пунктом 4.1 Положения о Крымтехнадзоре.

Как установлено, Крымтехнадзор провел внеплановую выездную проверку, составил протокол об административном правонарушении и рассмотрел дело о привлечении Администрации к административной ответственности в отношении гидротехнических сооружений (прудов), которые не имеют III и IV классов опасности и не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Доводы Крымтехнадзора о том, что он имеет полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, сведения о которых не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не основаны на законе и отклоняются.

Позиция Крымтехнадзора, полагающего, что обязанность доказывания законности предписания отсутствует, ввиду отнесения гидротехнического сооружения к предмету компетенции указанного органа по факту включения в перечень объектов по соглашению, противоречит и положениям части 5 статьи 200 АПК РФ о доказывании, которая возлагается на орган, принявший оспариваемый акт или решение.

Также суд обращает внимание, что имеются обстоятельства, исключающие отнесение гидротехнических сооружений, находящихся на территории Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, к предмету надзорной деятельности Крымтехнадзора.

Так, на территории Республики Крым до присоединения к Российской Федерации отсутствовало законодательное регулирование в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В связи с этим начальным этапом организации работы по применению указанного закона должна была явиться идентификация сооружений, относящихся в сфере регулирования Закона №117-ФЗ, и иных сооружений, безопасность которых обеспечивается соблюдением общих положений ко всем зданиям, строениям и сооружениям, т.е. к сфере регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Поскольку Закон №117-ФЗ предусмотрел в качестве способа обеспечения целей закона возложения на собственника гидротехнического сооружения обязанности по декларированию безопасности гидротехнических сооружений (статья 10 Закона №117- ФЗ), этапом которого является преддекларационное обследование, проводимое в соответствии с пунктом 7 Положения о декларировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303, то надлежащим способом установления свойств гидротехнического сооружения, позволяющих отнести его к сфере действия Закона №117-ФЗ, или наоборот, исключения его из этой сферы, должны были стать результаты такого обследования.

Как указано в пункте 7 названного Положения, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

В отношении гидротехнических сооружений, находящихся на территории Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, декларирование безопасности не было проведено, они не включены в перечень объектов, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Таким образом, гидротехнические сооружения не являются поднадзорными Крымтехнадзору, и в отношении Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым не могла быть проведена плановая проверка.

 Так, суд приходит к выводу, что заявленные требования Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворить.

2. Постановление Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым о назначении административного наказания от 25 июня 2019 года по делу №07-18-11 признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения

Судья                                                                                                             М.П. Авдеев