ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-12382/20 от 08.10.2020 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Симферополь

15 октября 2020 года

                                  Дело №А83-12382/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2020 года

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Куртлушаева М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бекировой А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>)

Заинтересованное лицо:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным  и отмене постановления от 19.03.2019 № 062900088,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 07.08.2020., личность установлена паспортом гражданина РФ;

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный  предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель)  обратилась в  Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, согласно которого  просит признать незаконным и отменить полностью постановление             от 19.03.2019 № 062900088 о назначении административного наказания, вынесенное Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - МУГАДН по КК и РА).

 Заявленные требования мотивированы тем, что транспортное средство МАН г/н <***> не подлежит оснащению тахографом, поскольку является транспортным средством, допущенным к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска № 001096.

 Представитель заинтересованного лица в отзыве относительно удовлетворения требований заявителя возражал, по мотивам законности вынесенного оспариваемого постановления, установления всех обстоятельств совершения административного правонарушения, доказанности вины предпринимателя и назначения наказания в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица в итоговое судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Учитывая то, что неявка в судебное заседание участников процесса, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие указанного представителя, по имеющимся в материалах дела документам.

Судом  установлено следующее.

Как следует из материалов дела,  в <...> сотрудниками МУГАДН по КК и РА  19.01.2019,  при осмотре  транспортного средства ТС МАН гос. peг. знак <***>, принадлежащего ИП ФИО1, установлено, что водитель ФИО3 осуществлял перевозку груза (при внутрироссийских перевозках) с несоответствием тахографа установленным требованиям - установлен аналоговый тахограф.

           В тот же день государственным инспектором  было вынесено определение                          № 06-2010-036 о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования и определение №06-2010-036/1 об истребовании сведений в отношении ИП ФИО1, которые 07.02.2019 были направлены почтовым отправлением в ее адрес и вручены адресату 12.02.2019.

20.02.2019 в адрес ИП ФИО1 было направлено уведомление с предложением прибыть в Новороссийский отдел МУГАДН по КК и РА в 15:00 часов 01.03.2019 для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ.

 Согласно сведениям с официального сайта Почты России почтовое отправление было вручено адресату 26.02.2019.

01.03.2019 государственным инспектором в отсутствии предпринимателя, был составлен протокол № 061900089 о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Протокол  и определение с уведомлением о рассмотрении дела об административном правонарушении на 19.03.2019 были направлены в адрес ИП ФИО1 почтовым отправлением и были вручены адресату 13.03.2019.

Поскольку до 15.03.2019 информация о вручении почтового отправления на официальном сайте почты России отсутствовала, то 15.03.2019 в адрес ИП ФИО1 была направлена телеграмма о необходимости прибытия в Новороссийский отдел МУГ АДН по КК и РА 19.03.2019 для рассмотрения материалов об административном
правонарушении.

19.03.2019, в отсутствие представителя предпринимателя, было вынесено постановление  № 062900088,  которым ИП  ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ  с назначением  административного наказания в виде штрафа в размере 5 000,00 рублей.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

 Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

 В соответствии с подпунктом «г»  пункта 10 Положения о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных  перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1272 от 31.10.1998 -   при проведении государственного контроля должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  осуществляют проверку контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнения  тахограмм или в установленных случаях ведения водителями регистрационных листков режима труда и соблюдения водителями транспортных средств режима труда и отдыха.

Статьей 1 Федерального закона N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) определено, что международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации,  а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.

  К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.

   Статья 8 Закона N 127-ФЗ обязывает водителей транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации  соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей  транспортных средств, производящих  международные автомобильные перевозки. Женева 01.07.1970 года, далее - ЕСТР).

Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных  средств, оснащать эти средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную,  некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами),  закреплена в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 2011 года N 1213  "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение этого постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36 (далее по тексту - Приказ N 36) утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года N 273 - Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

Таким образом, транспортные средства подлежат оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно  Приложению N 2 к Приказу N 36  тахографами  оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, используемые для перевозки грузов, в том числе, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N 2), за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (Приказ Минтранса России от 16 июня 2014 года N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 года, регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 год).

Однако,  приказом N 36 установлено исключение, основанное на ратифицированном Российской Федерацией международном соглашении, имеющим, исходя из базового конституционного правового принципа, приоритетное значение перед национальным законодательством, в части оснащения транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения.

 Согласно пункту 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013                N 273 (далее - Порядок N 273) в установленные в нем сроки оснащения тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении N 2 к приказу N 36 после слов "за исключением", производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 12-АД17-10).

В пункте 3 Порядка N 273 приведен перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения. Так, оснащение тахографами транспортных средств категорий N 2, N 3, M2 и M3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 01.04.2014 техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, производится до 01.01.2018 (абзац седьмой данного пункта); транспортных средств категорий N 2, N 3, M2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения,  труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, - до 01.01.2018 г. (абзац восьмой пункта 3).

В указанный пункт Порядка N 273 приказом Минтранса России от 02.12.2015 N 348 (далее - Приказ N 348) внесены изменения, согласно которым абзац седьмой после слов "(ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)" дополнен словами", за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)"; абзац восьмой после слов "от 10.09.2009 N 720" дополнен словами", за исключением аналоговых контрольных устройств". Также в этот пункт добавлен абзац девятый, изложенный в следующей редакции: "транспортных средств категорий N 2, N 3, M2 и M3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 01.07.2016".

Дополнительные требования к тахографам Приказ N 348 не содержит, он вносит лишь изменения в Порядок, устанавливающий процедуру и сроки оснащения тахографами транспортных средств, в то время как требования к тахографам определены Приказом N 36 (приложение N 1) (апелляционное определение Верховного Суда России от 15.09.2016 N АПЛ16-383).

При этом Верховным Судом России отмечено, что на правоотношения, связанные с международными перевозками, Приказ N 348 не распространяется.

Транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаются контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения (абзац восьмой приложения N 2 к Приказу N 36) (апелляционное определение Верховного Суда России от 15.09.2016 N АПЛ16-383).

  На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу N 55) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Европейское соглашение), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (абзац введен Приказом Минтранса России от 20.02.2017 N 55).

    Европейским соглашением к международным автомобильным перевозкам отнесены любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, с одной границы (пункт "h" статьи 1).

   Статьей 2 Европейского соглашения установленные им правила признаны применимыми на территории каждой Договаривающейся стороны ко всем международным автомобильным перевозкам, совершаемым любым транспортным средством, зарегистрированным на территории вышеуказанной Договаривающейся стороны или на территории любой другой Договаривающейся стороны.

   Статьей 10 Европейского соглашения "Контрольное устройство" установлено, что договаривающиеся стороны предписывают установку и использование на транспортных средствах, зарегистрированных на их территории, контрольного устройства согласно требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 1 статьи 10). Контрольное устройство по смыслу настоящего Соглашения должно отвечать в том, что касается его конструкции, установки, использования и проверки, требованиям настоящего Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 2 статьи 10). Считается, что контрольное устройство, отвечающее постановлению (СЕЕ) N 3821/85 Совета от 20.12.1985, в том что касается его конструкции, установки, использования и проверки, соответствует требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 3 статьи 10).

Статьей 7  Европейского соглашения установлено, что договаривающиеся стороны не должны отказывать в регистрации транспортных средств, оборудованных контрольным устройством, или запрещать введение в эксплуатацию либо использование таких транспортных средств по любой причине, которая связана с тем, что данное транспортное средство оборудовано таким устройством, если на контрольное устройство нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9. Пунктом 4 статьи 9 установлено, что подтверждением того, что установка контрольного устройства была произведена в соответствии с требованиями приложения к Соглашению, свидетельствует табличка с данными об установке, предусмотренная в добавлении 1 или 1В.

Следовательно, международным соглашением прямо установлено, что не допускается запрет на введение в эксплуатацию либо использование транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках (пересекающих, по крайней мере, одну границу), по любой причине, связанной с оборудованием такого транспортного средства устройством, на которое нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9 Европейского соглашения.

Заявителем в материалы дела предоставлено удостоверение допуска российских перевозчиков к осуществлению  международных  автомобильных перевозок, выданное ФИО1  К данному удостоверению прилагается регистрационная карточка                      № 001096 в отношении транспортного средства МАН г/н <***>.

То есть, учитывая, что  автомобиль МАН г/н <***> является транспортным средством,  допущенным к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска № 001096,  выданной к удостоверению допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок              № МКГ-8200133 от 05.12.2017  соответственно  факт отсутствия  тахографа, отвечающего  требованиям  Приказа № 36  не является нарушением и не  образует состав  вмененного административного правонарушения.

Между тем, административный  орган  указанные обстоятельства не установил, и при наличии, как это указано в оспариваемом постановлении - аналогового контрольного устройства, не проверил его на соответствие требованиям ЕСТР, что дополнительно подтверждает неполноту проведенной проверки.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что спариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

   Постановление от 19.03.2019 № 062900088 о назначении Индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного наказания, вынесенное Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, признать незаконным и отменить  полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

   Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Крым.

Судья                                                                                                           М.И. Куртлушаев