ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-12596/20 от 27.01.2022 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Симферополь Дело № А83-12596/2020

01 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Куртлушаева М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михальчук О.Д., рассмотрев заявление (исковое заявление): Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (295000, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Кирова, д.52; ОГРН 1149102099717, ИНН/КПП 9102048801/910201001),

к Администрации города Феодосии Республики Крым

третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым

о признании недействительным постановления № 965 от 14.04.2020

с участием представителей:

отГосударственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» – Афенка И.А., представитель по доверенности от 30.08.2021 №18/106., личность установлена паспортом гражданина РФ;

иные участники процесса не явились

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее – ГУП РК «Черноморнефтегаз», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением кАдминистрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация) о признании недействительными постановлений № 3832 от 18.11.2019 «Об отказе в определении категории и вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка» и №965 от 14.04.2020 «Об отказе в определении категории и вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка» и понуждении установить вид разрешенного использования «Трубопроводный транспорт» в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:24:040103:711.

Заявленные требования мотивированны тем, что Администрацией при вынесении обжалуемого постановления не принято во внимание, что для указанного земельного участка осуществлялось не изменение, а установление вида разрешенного использования, то есть приведение ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, порядок которого регламентирован Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определении вида разрешенного использования земельных участков, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378.

13.10.2021 от ГУП РК «Черноморнефтегаз» поступило заявление об отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу в части признания постановления Администрации города Феодосии Республика Крым от 18.11.2019 №3832 «Об отказе в определении категории и вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка» недействительным.

08.11.2021 в судебном заседании представитель ГУП РК «Черноморнефтегаз» указанное заявление поддержал.

Определением суда от 10.11.2021 производство по делу в указанной части было прекращено.

Представитель Администрации согласно отзыву просил в удовлетворении требований отказать, в связи с невозможностью установления испрашиваемого вида разрешенного использования в соответствии с действующими Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее по тексту - Министерство).

Представители Администрации и Министерства в итоговое судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

При этом от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Учитывая то, что неявка в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие указанных представителей, по имеющимся в материалах дела документам.

Судом установлено следующее.

Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз» на основании договора аренды земли от 08.01.2006, зарегистрированного в Феодосийском городском отделе КРФ ГП «ЦГЗК» при Рескомземе Украины» от 01.08.2006 № 040601900014 предоставлен земельный участок, расположенный в г. Феодосии, пгт Приморский, уч. 7, с кадастровым номером 90:24:040103:711.

В рамках мероприятий по оформлению и переоформлению прав ранее учтённых земельных участков в Администрацию города Феодосии ГУП РК «Черноморнефтегаз» было подано заявление от 11.03.2020 № 18/01-1739 об определении категории и вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:24:040103:711.

Постановлением от 14.04.2020 № 965 Администрация города Феодосии отказала в определении категории и вида разрешённого использования ранее учтённого земельного участка на «Трубопроводный транспорт», в связи с нахождением земельного участка на территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию (КУРТ), в охранной зоне магистральных трубопроводов и в зоне минимального расстояния до жилой застройки от магистральных трубопроводов и невозможностью установления основного вида.

Не согласившись с полученным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым.

Заслушав доводы участников процесса и изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 вышеуказанного Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.

Градостроительный регламент это - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 - 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

Как указывает заявитель,на спорном земельном участке расположен контрольно-измерительный пункт, принадлежащий ГУП РК «Черноморнефтегаз» на праве хозяйственного ведения, который является частью магистрального газопровода Джанкой-Феодосия-Керчь и служит целям функционирования трубопроводного транспорта.

Данные обстоятельства Администрацией не оспариваются.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).

В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены "Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (в редакции от 23.12.2019, далее - Положение).

В соответствии с п. 21 Положения орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистром - в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса.

Пунктом 22 Положения регламентировано, что принятие решения о переводе земельных участков из одной категории в другую осуществляется в порядке, предусмотренном для установления категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков. Заявление подается в органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Положения, - в Совет министров Республики Крым.

Решением 117 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 29.03.2019 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки).

В соответствии со статьей 3 части 3 указанных Правил, в состав территорий, для которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, включаются территории, выделенные в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории, осуществления деятельности по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно- делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов.

В Правилах землепользования и застройки городского округа Феодосия зафиксировано установление 5 территорий, для которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию (далее - КУРТ):

1.территория КУРТ-1 (на севере пгт Приморский);

2.территория КУРТ-2 (на востоке пгт Приморский);

3.территория КУРТ-3 (на западе пгт Приморский),

4.территория КУРТ-4 (на северо-западе г. Феодосия);

5.территория КУРТ-5 (на юго-западе г. Феодосия);

6.территория КУРТ-6 (в пгт Коктебель).

В связи с нахождением земельного участка на территории в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию — (КУРТ), Администрацией было вынесено обжалуемое постановление, которыми в определении категории и вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка было отказано в связи с невозможностью установления испрашиваемого вида разрешенного использования в соответствии с действующими Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

При этом, решением 25 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 25.12.2020 № 239 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.03.2019 № 1171, согласно которым земельный, участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт Приморский, уч. 7, кадастровый номер 90:24:040103:711, отнесен к зоне Н-1 — зона земельных участков сельскохозяйственного использования, необоснованно включенных в границы населенных пунктов, в охранной зоне магистральных трубопроводов и в зоне минимального расстояния до жилой застройки от магистральных трубопроводов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 части III Правил землепользования и застройки, территориальная зона Н-1 создана для недопущения изменения категории и видов разрешенного использования земельных участков, необоснованно включенных в границы населенных пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Также указано, что предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежит установлению до урегулирования вопросов по генеральному плану муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 №1078.

В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Данная норма получила свое практическое развитие в п. 6 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), где указано, что земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Поскольку установление вида разрешенного использования земельных участков предприятию необходимо для оформления разрешительных документов на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, то положения о фактическом использовании земельного участка в данном случае неприменимы, поскольку газопровод является опасным производственным объектом.

Таким образом, из анализа положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно­-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Иными словами, действующий Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, принятые в установленном Законом порядке, являются первичными документами, принятие решений в противоречие которым невозможно.

Пунктом 4 ст. 32 ГрК РФ предусмотрено, что физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. То же касается внесений изменений в Генплан.

Доказательств оспаривания соответствующих актов в установленном порядке заявителем не представлено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявитель обратился с данными требованиями, действуя в обход реализации своего права на обжалование нормативно-правового акта в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 32 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ – в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований предприятия, то и способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не избирался.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. относятся на заявителя.

При этом, суд считает необходимым возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2100,00 руб. (70%) в связи с отказом от одного требования об обжаловании акта ненормативного характера.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

2.Возвратить Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2100,00 руб. на основании платежного поручения № 8657 от 13.07.2020.

3.На возврат государственной пошлины выдать справку.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, г. Калуга, ул. Кирова, дом 4) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.И. Куртлушаев