АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
01 июня 2021 года Дело №А83-12949/2020
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Евдокимовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николовой Е.В., рассмотрев материалы дела по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1
заинтересованное лицо – Административная комиссия муниципального образования городской округ ФИО2,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрацию города ФИО2, Общества с ограниченной ответственностью ПКО «ИНМО»
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием представителей сторон:
от заявителя – не явился,
от заинтересованного лица – не явился,
от третьих лиц – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит суд признать незаконным и отменить Постановление Административной комиссии Муниципального образования городской округ ФИО2 (далее - Административная комиссия, административный орган) по делу об административном правонарушении №01-03-191/11 от 25.06.2020 по статье 6.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» » (далее – Закон Республики Крым №117-ЗРК/2015).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2020 суд принял заявление, возбудил производство по делу с рассмотрением в порядке упрощенного производства, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрацию города ФИО2.
Определением от 17.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства и назначил предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.10.2020 суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и назначил дело к судебному разбирательству, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО ПКО «ИНМО».
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Административной комиссии муниципального образования городской округ ФИО2 в ходе судебного разбирательства против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, принятого по факту реализации ИП ФИО1 товара из нестационарного торгового объекта (далее – НТО), расположенного по адресу: ул. Черноморская Набережная, 16, г. Феодосия, в месте, не установленном для этих целей.
В ходе судебного разбирательства от Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое объединение «ИНМО» поступили пояснения, согласно которых поддерживает заявленные требования.
В судебное заседание 25.05.2021 участники процесса явку уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ). При этом, согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Принимая достаточность собранных судом документов, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
16.06.2020 в ходе рейдового осмотра территории сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии, по адресу: ул. Черноморская Набережная, 16, г. Феодосия выявлен факт реализации ИП ФИО1 товара из нестационарного торгового объекта (хот-дог по цене 120 рублей, шаурма – 150 руб./шт., пицца – от 250 руб./шт.) в месте, не установленном для этих целей, в отсутствие на объекте Договора на размещение нестационарного торгового объекта, чем нарушил пункты 2.4 и 2.5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Администрации города Феодосии Республики Крым от 11.01.2019 № 112 «О размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО2» (далее - Порядок № 112).
По данному факту 18.06.2020 главным специалистом отдела по контролю за благоустройством Управления муниципального контроля Администрации г. Феодосии ФИО3 в отношении ИП ФИО1 и в его присутствии составлен протокол №002681 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотренного статьей 6.1 Закона Республики Крым №117- ЗРК/2015.
25.06.2020 Административная комиссия вынесла Постановление по делу об административном правонарушении № 01-03-191/11 (далее - Постановление), которым ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей6.1 Закона Республики Крым № 117-ЗРК/2015 и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 100 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным Постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения административного органа, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд установил следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2. КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 26.11 КоАП РФ устанавливает, что судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также органов и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, устанавливает Закон Республики Крым №117-ЗРК.
В силу статьи 1.3 Закона Республики Крым №117-ЗРК общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия (бездействие), предусмотренные разделом II настоящего Закона, в случае если они могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ, подлежат квалификации в соответствии с КоАП РФ.
Согласно статье 8.10 Закона Республики Крым № 171-ЗРК административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1, 3 статьи 2.2, статьями 3.4, 3.7, 3.8, 3.10 (в части нарушения установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка предоставления муниципальных услуг), 3.11, 3.12, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2 настоящего Закона.
Статьей 6.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 установлена административная ответственность за реализацию товаров и (или) оказание услуг в местах, не установленных для этих целей органами местного самоуправления, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области торговли на территории Республики Крым.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется реализацией товаров и (или) оказанием услуг в местах, не установленных для этих целей органами местного самоуправления.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по статье 6.1 Закона Республики Крым №117-ЗРК/2015, являются граждане, должностные и юридические лица.
В силу положений части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», (в редакции, действующей на дату обнаружения правонарушения 16.06.2020, далее по тексту- Закон № 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
При этом, часть 2 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ содержит требование, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов (часть 3 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ).
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008, Уставом муниципального образования городской округ ФИО2, Решением 7 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28.11.2019 № 36 «Об утверждении структуры Администрации города Феодосии Республики Крым», Феодосийский городской совет Республики Крым утвердил Положение об Управлении муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Положение).
Из указанного нормативного акта усматривается, что Управление не является юридическим лицом (пункт 5 Раздела 1 Положения об Управлении муниципального контроля г. Феодосии).
Одной из основной задач Управления муниципального контроля г. Феодосии Республики Крым закреплена - организация и осуществление муниципального контроля - деятельность по организации и проведению на территории муниципального образования городской округ ФИО2 проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований, установленных федеральными законами, законами Республики Крым, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также по организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ, Раздел 2, пункт 1 Положения).
Одной из основных функций Управления муниципального контроля г. Феодосии Республики Крым является - осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства в границах муниципального образования городской округ ФИО2 в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ, административным регламентом по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства в границах муниципального образования городской округ ФИО2 (пункт 5 Раздела 3 Положения).
В соответствии с пунктами 7-9 Раздела 3 Положения к основным функциями Управления отнесены: организация муниципального контроля в области торговой деятельности и в сфере организации розничных рынков на территории муниципального образования городской округ ФИО2 в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ, административным регламентом по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности и в сфере организации розничных рынков на территории муниципального образования городской округ ФИО2; организация и проведение плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан; составление, согласование и представление в органы прокуратуры ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В сфере по контролю за благоустройством: организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; осуществление плановых рейдовых осмотров, обследований территорий муниципального образования городской округ ФИО2; вынесение предостережений, требований об устранении выявленных нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункты 10-12 Раздела 3 Положения).
Как установлено судом, 16.06.2020 в ходе рейдового осмотра территории сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии, по адресу: ул. Черноморская Набережная, 16, г. Феодосия выявлен факт реализации ИП ФИО1 товара из нестационарного торгового объекта.
Указанный осмотр не является административным обследованием объектов земельных отношений и другим видом или формой мероприятий по муниципальному контролю, установленными федеральными законами, при которых орган муниципального контроля вправе осуществлять мероприятия без взаимодействия с индивидуальным предпринимателем.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ (в редакции, действующей на дату выявления правонарушения 16.06.2020) в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Частью 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель уведомляется органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРИП либо ранее был представлен индивидуальным предпринимателем в орган муниципального контроля.
Статьей 14 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в силу пункта 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В связи с чем, фотографии, расписка и объяснения индивидуального предпринимателя, на которые ссылается административный орган, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не могут допускаться как доказательства факта реализации товара из НТО (хот-дог, пицца, шаурма) Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в неустановленном схемой размещения НТО месте, поскольку имеет место в первую очередь нарушение административным органом закона при соблюдении формы установления обстоятельств совершения вменяемого административного правонарушения при осуществлении вышеназванного вида контроля.
Таким образом, доводы административной комиссии, о том, что административное правонарушение выявлено не в ходе проведения внеплановой проверки, а в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства без взаимодействия с ИП ФИО1 судом отклоняются, поскольку такие мероприятия должностным лицом административного органа совершены с грубым нарушением требований закона, о чем указано выше, а потому результаты таких мероприятий не могут быть доказательствами по делу о привлечении к административной ответственности.
Иных надлежащих и допустимых доказательств совершения административного правонарушения не представлено.
При изложенных обстоятельствах, требования, заявленные Индивидуальным предпринимателем ФИО1в рамках рассматриваемого дела подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление Административной комиссии Муниципального образования городской округ ФИО2 по делу об административном правонарушении №01-03-191/11 от 25.06.2020г. по статье 6.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015г. №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья Е.А. Евдокимова