ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-14370/18 от 11.10.2018 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru         E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

18 октября 2018 года                                                                           Дело №А83-14370/2018

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Евдокимовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Масалыгиной Ю.Э., рассмотрев заявление

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (295022, <...>)

о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэкоресурсы» (295001, <...>; ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910201001)

к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности №1 от 16.01.2018г.;

от привлекаемого лица – ФИО2, представитель по доверенности №486/1 от 28.04.2018г.,

УСТАНОВИЛ:

            Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэкоресурсы» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.09.2018г. суд принял указанное заявление, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание.

            11.10.2018г. суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала  в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, в частности отметила, чтоГосударственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымэкоресурсы» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

 Представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэкоресурсы»в судебном заседании вину признал, представил документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений в области природоохранного законодательства, просил применить в отношении предприятия ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

            Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения участников судебного процесса, судом установлено следующее:

Одним из видов деятельности юридического лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэкоресурсы»(далее – ГУП РК «Крымэкоресурсы») является «Обработка и утилизация отходов»,предприятие имеет лицензию №082 00053 от 04.08.2016г. на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IVклассов опасности.

Отделом надзора Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю на основании Приказа 365-од от 26.07.2018г. «О проведении плановой выездной проверки ГУП РК «Крымэкоресурсы»» была проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» продолжительностью 15 рабочих дней.

В ходе проведения проверки ГУП РК «Крымэкоресурсы» административным органом выявлено, что ряд сотрудников ГУП РК «Крымэкоресурсы», занятых на работах связанных с обращением с отходами I- IVклассов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности. При этом они фактически допущены к работам связанным с обращением с отходами I- IVклассов опасности, что подтверждается путевыми листами грузового автомобиля:

- № 8 от 01.08.2018, водитель ФИО3;

- №10 от 01.08.2018, водитель ФИО4;

- № 31 от 03.08.2018, водитель ФИО5;

- №9 от 01.08.2018, №26 от 02.08.2018, №28 от 03.08.2018 водитель ФИО6;

- №5 от 01.08.2018, №21 от 02.08.2018, №37 от 03.08.2018 водитель ФИО7;

- №39 от 03.08.2018, водитель ФИО8;

- №33 от 03.08.2018, водитель ФИО9;

- №20 от 02.28.2018, №36 от 03.08.2018, водитель ФИО10;

- №2 от 01.08.2018, №16 от 02.08.2018, №35 от 03.08.2018 водитель ФИО11;

- №19 от 02.08.2018, №30 от 03.08.2018 водитель ФИО12

- №3 от 01.08,2018, №17 от 02.08.2018, №32 от 03.08.2018, водитель ФИО13;

- №4 от 01.08.2018, №18 от 02.08.2018, №38 от 03.08.2018, водитель ФИО14;

- №11 от 01.08.2018, № 22 от 02.08.2018, №34 от 03.08.2018, водитель ФИО15;

- №25 от 02.08.2018, водитель ФИО16;

- №6 от 01.08.2018, № 14 от 02.08.2018, №29 от 03.08.2018, водитель ФИО17;

- №13 от 02.08.2018, №42 от 03.08.2018, №41 от 03.08.2018, водитель ФИО18.

Список сотрудников ГУП РК «Крымэкоресурсы» занятых на работах, связанных с обращением с отходами I - IV классов опасности, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности:

водитель автомобиля (грузового автомобиля до 1,5 тонн) ФИО3, дата приема на работу 10.05.2017;

водитель автомобиля (грузоподъемностью от 20 до 40 тонн) ФИО5, дата приема на работу 24.01.2018;

водитель автомобиля (грузоподъемностью от 20 до 40 тонн) ФИО6, дата приема на работу 16.04.2018;

водитель автомобиля (грузового автомобиля с манипулятором грузоподъемностью от 3 до 5 тонн) ФИО4 дата приема на работу 07.05.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО7, дата приема на работу 20.02.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО8 дата приема на работу 14.03.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО9 дата приема на работу 14.03.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО11 дата приема на работу 23.03.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн)  ФИО12

Александрович дата приема на работу 26.03.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО13 дата приема на работу 06.04.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн)  ФИО10 дата приема на работу 20.04.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн)  ФИО14 дата приема на работу 20.04.2018;

водитель автомобиля (мусоровоз от 5 до 7 тонн) ФИО15 дата приема на работу 06.07.2018;

грузчик 2 разряда ФИО19, дата приема на работу 07.03.2018;

грузчик 2 разряда ФИО20, дата приема на работу 07.05.2018;

грузчик 2 разряда ФИО21, дата приема на работу 21.06.2018;

грузчик 2 разряда ФИО22, дата приема на работу 22.03.2018;

грузчик 2 разряда ФИО23, дата приема на работу 10.04.2018;

грузчик 2 разряда ФИО24, дата приема на работу 16.04.2018;

грузчик 2 разряда ФИО25, дата приема на работу 07.05.2018;

грузчик 2 разряда ФИО26, дата приема на работу 20.04.2018;

грузчик 2 разряда ФИО27, дата приема на работу 26.03.2018;

грузчик 2 разряда ФИО28, дата приема на работу 26.03.2018;

грузчик 2 разряда ФИО29, дата приема на работу 26.03.2018;

            грузчик 2 разряда ФИО30, дата приема на работу 16.05.2018.

      При этом, сведения о сотрудниках: ФИО16; ФИО17; ФИО31, в ходе проведения проверки не представлены.

Выявленные факты являются нарушением требований пункта 4 Положения «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015г. №1062.

По результатам проверки составлен Акт проверки №05-11/1-2018-48 от 20.08.2018г.

Кроме того, 21.08.2018г. административным органом выдано Предписание №05-11/2-2018-4, которым на ГУП РК «Крымэкоресурсы» возложена обязанность в срок до 01.10.2019г. обеспечить прохождение профессиональной подготовки сотрудников предприятия (водителей, грузчиков), занятых на работах с отходами I-IV классов опасности и подтвердить обучение свидетельствами (сертификатами) о профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.

На основании вышеизложенного, 30.08.2018г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю, заместителем начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО32 в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» составлен протокол об административном правонарушении №05-11/3-091/2018, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении ГУП РК «Крымэкоресурсы» уведомлялось надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела: Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №05-15/346 от 20.08.2018г., полученное нарочно директором ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО33 20.08.2018г. и Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №05-15/356 от 24.08.2018г. с почтовым уведомлением №29740725011626 от 25.08.2018г., полученное адресатом 28.08.2018г.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУП РК «Крымэкоресурсы» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективную сторону вменяемого ГУП РК «Крымэкоресурсы» правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статьи 1 Федерального закона №89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В силу статьи 4.1 Федерального закона №89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона №89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Федеральный закон от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона №99-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №99-ФЗ, лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона №99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

     - наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

     - наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

     - наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

     - соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

     - иные требования, установленные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены Положением «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015г. №1062.

         Согласно пункта 3 Положения «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015г. №1062, Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

     - для работ по транспортированию отходов IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

     - для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Согласно пункту 4 Положения «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015г. №1062, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также, допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона №89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Как усматривается из материалов дела, в результате плановой выездной проверки административным органом установлено, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» осуществляет сбор и транспортирование отходов автомобилями, принадлежащими ГУП РК «Крымэкоресурсы» на праве собственности, что подтверждается представленными паспортами транспортных средств: 52 ОТ 586731 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586743 на мусоровоз КО-40В; 52 ОТ 586736 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586744 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586734 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586747 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586735 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586746 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586760 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586742 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586748 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586733 на мусоровоз КО-440В; 52 ОТ 586745 на мусоровоз КО-440В; 16 ОТ 517031 на автомобиль специальный марка 658667; 16 ОТ 517033 на автомобиль специальный марка 658667; 16 ОТ 517034 на автомобиль специальный марка 658667; 16 ОТ 517032 на автомобиль специальный марка 658667. Паспорта самоходных машин: RUСВ 137708 ТLB825-RMЭкскаватор погрузчик; RUСВ 137709 TLB825-RMЭкскаватор погрузчик; RUСВ 266803 DM-34 «Волжанин», RUСВ 106469 МКСМ-800А-1.

Согласно Контракта №0.2018.148773 от 24.04.2018г., заключенного с ООО «Компания Глонасс-Крым» на 21 единицах техники ГУП РК «Крымэкоресурсы», используемых для сбора и транспортирования отходов установлены системы ГЛОНАСС. Также представлен акт сдачи-приемки работ о выполнении предмета Контракта - настройка и ввод в эксплуатацию навигационных терминалов с датчиками уровня топлива.

На предприятии отсутствуют приказы о допуске сотрудников к работам с отходами I-IV классов опасности.

Сотрудники ГУП РК «Крымэкоресурсы» занятые на работах связанных с обращением с отходами I-IV классов опасности, не имеют свидетельств (сертификатов) о профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности, что является грубым нарушением лицензионных требований, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» осуществляло свою предпринимательскую деятельность с грубым нарушением  требований и условий, предусмотренных специальным разрешением.  

Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверке №05-11/1-2018-48 от 20.03.2018г.; Протоколе об административном правонарушении №05-11/3-091/2018 от 30.08.2018г. 

Кроме того, в судебном заседании заявитель представил документы об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ГУП РК «Крымэкоресурсы» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным органом правомерно квалифицированы действия ГУП РК «Крымэкоресурсы» применительно к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выявлено в них наличие события и состава административного правонарушения (части 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного ГУП РК «Крымэкоресурсы»  правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ГУП РК «Крымэкоресурсы» не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях ГУП РК «Крымэкоресурсы» малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.

Так, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Совершенное ГУП РК «Крымэкоресурсы»  правонарушение посягает на охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а потому данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Имея возможность для соблюдения установленных требований, ГУП РК «Крымэкоресурсы» своевременно не приняло необходимых мер по их соблюдению.

Не представлено суду и надлежащих доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению ГУП РК «Крымэкоресурсы» возложенных на него публично-правовых обязанностей.

Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения ГУП РК «Крымэкоресурсы» от административной ответственности отсутствуют.

Санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Названные задачи достигаются, в том числе посредством назначения административного наказания (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание назначается за совершение правонарушения в пределах санкции соответствующей нормы КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Существенное значение для избрания вида административного наказания в силу установленных законом особенностей его применения может иметь характер совершенного правонарушения.

Суд считает необходимым отметить, что на момент рассмотрения дела вышеуказанные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства представлены административному органу, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для административного приостановления деятельности до 90 суток.

Штраф, по отношению к административному приостановлению деятельности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является альтернативным видом наказания и назначается с учетом положений статьи 3.5 КоАП РФ, а также требований ст. 32.2 КоАП РФ.

Относительно размера штрафа суд считает необходимым отметить следующее.

Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд, учитывает характер совершенного правонарушения и отсутствие негативных последствий, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также наличие смягчающих обстоятельств, а именно: юридическое лицо привлекается впервые (доказательств иного материалы дела не содержат), вышеуказанные нарушения устранены, полагает, что применение в данном случае административного штрафа к ГУП РК «Крымэкоресурсы», пусть даже в минимальном размере (100 000 рублей), является чрезмерно суровым, не отвечающим требованиям справедливости и соразмерности, на которые указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях № 11-П от 15.07.99 г., №4-П от 25.02.14.

При этом, суд учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 07.05.2015 г. № 303-АД15-3881.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным снизить размер штрафа до ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера - 50 000 рублей.

   В связи с чем, заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы» (295001, <...>; ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910201001) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Расчетный счет: <***>

Банк получателя Отделение Республики Крым, г. Симферополь

БИК 043510001

Получатель платежа: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю

КБК 04811625050016000140

ИНН получателя: 9102018807

КПП получателя: 910201001

ОКТМО 35652000

УИН отсутствует

Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэкоресурсы» необходимо предоставить документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа в течении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в Арбитражный суд Республики Крым. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                     Е.А. Евдокимова