АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
10 июля 2023 года Дело №А83-1501/2023
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Гаврилюк М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Е.П..,, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора (ОГРН <***>)
к ООО «ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ» (ОГРН<***>)
о взыскании
при участии:
от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 18.01.2023, личность установлена паспортом гражданина РФ.
установил:
Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к ООО «ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ» о взыскании ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в размере 1 231 461,00
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал по мотивам отсутствия с его стороны причинения ущерба окружающей природной среде.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 27.06.2022 общественным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2 (удостоверение №0013/023-ФЭ выдано 29.03.2022) была выявлена свалка твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном между остановкой общественного транспорта «Улица Розы Люксембург» и домом №5 по улице Рабочая в городе Севастополе. По данному факту общественный инспектор ФИО2 составил акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований. Данный участок находится в водоохранной зоне Черного моря, расстояние от участка до акватории Корабельной бухты составляет 412 метров.
30.06.2022главный специалист Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3, совместно со специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекции» произвел обследование земельного участка, расположенного между остановкой общественного транспорта «Улица Розы Люксембург» и домом №5 по улице Рабочая в городе Севастополе.
Специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекции» был проведен отбор проб отходов производства и потребления в данном районе, а также проведены линейные замеры на участке замусоривания (загрязнения).
По результатам проведенных мероприятий 17.07.2022 было составлено экспертное заключение начальника отдела координации осуществления транспортного лабораторного и экспертного сопровождения по г. Севастополю ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» ФИО4 Согласно заключения эксперта, размеры замусоривания составляют 10,08 х 5,59 метра. Таким образом, площадь складирования (накопления) отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) составила 56.35 м2 высота слоя накопленных отходов составила 0,43 м, на открытом грунте (почве), не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для накопления (складирования) отходов производства и потребления. Согласно заключения эксперта, отходы состоят из компонентов: (земля, камни, древесина, ракушки) и относятся к V классу опасности.
При оценке антропогенного влияния на окружающую среду установлен факт превышения установленных предельно-допустимых концентраций по содержанию загрязняющих веществ на глубине 0,2 м. (20 см), в сравнении с фоновыми показаниями, а именно:
нефтепродукты — в 3,4 раза;
железо-в 1,1 раза.
На основании данных экспертного заключения, 17.07.2022 был рассчитан размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, вследствие нарушения требований природоохранного законодательства РФ, при складировании отходов производства и потребления на открытом грунте (почве) в водоохранной зоне Черного моря.
Складирование отходов производства и потребления на Земельном участке, вне специально оборудованных местах (сооружений), предназначенных для сбора и накопления отходов, на открытом грунте (почве), является нарушением требований природоохранного законодательства.
Строительно-монтажные работы по текущему ремонту внутриквартальных дорог и придомовых территорий города Севастополя по адресу: ул. Рабочая, д.5, в результате которых были образованы отходы производства и потребления производились ООО «Энерготехстрой», согласно протокола от 20.06.2022 заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по закупке № 2211463622.
Истцом в адрес ответчика было направлено письмо о добровольной оплате вреда, причиненного объекту окружающей среды, от 11.08.2022 № 01-16/4283.
Требование о возмещении вреда осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Главой 59 ГК РФ урегулированы правоотношения из обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде в силу статьи 78 названного закона подлежит компенсации как добровольно, так и на основании решения суда или арбитражного суда.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» указывает на то, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с п. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 1.1 «Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Росприроднадзора от 28.11.2016 № 761 (в редакции приказов Росприроднадзора от 11.01.2017 № 3, от 05.09.2018 № 347, от 27.08.2019 № 477), Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Крым, города Севастополя, в акваториях внутренних морских вод Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к административным границам указанных субъектов Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.23 «Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Росприроднадзора от 28.11.2016 № 761 (в редакции приказов Росприроднадзора от 11.01.2017 № 3, от 05.09.2018 № 347, от 27.08.2019 № 477), Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для осуществления своих полномочий имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.10.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.10.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями ст. 51 Федерального закона РФ от 10.10.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
-осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
-не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (далее, Методика), произведен расчет размера вреда, нанесенный почвам вследствие захламления земельного участка, расположенного между остановкой общественного транспорта «Улица Розы Люксембург» и домом №5 по улице Рабочая в Нахимовском районе г, Севастополя. Координаты участка - N 44°36'40.8784" Е 33°32'32.4603", на землях города Севастополя, который составили составил 1 231 461 рубль (один миллион двести тридцать одна тысяча четыреста шестьдесят один рубль).
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании ч. 1 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предлагаю Вам, в добровольном порядке в месячный срок с момента поучения претензии, возместить ущерб (вред), причиненный нанесенный почвам вследствие нарушения Департаментом городского хозяйства города Севастополя требований природоохранного законодательства РФ, при ведении деятельности на земельном участке, расположенном между остановкой общественного транспорта «Улица Розы Люксембург» и домом №5 по улице Рабочая в Нахимовском районе г. Севастополя, который составили составил 1 231 461 рубль (один миллион двести тридцать одна тысяча четыреста шестьдесят один рубль).
Из материалов дела усматривается, что строительно-монтажные работы по текущему ремонту внутриквартальных дорог и придомовых территорий города Севастополя по адресу: ул. Рабочая, д.5, в результате которых были образованы отходы производства и потребления производились ООО «Энерготехстрой», согласно протокола от 20.06.2022 заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по закупке № 2211463622 (Согласно информации ГУПС «Севавтодор»).
Таким образом, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с ч.3 ст.110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что истец на основании положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, а решение суда принято не в пользу ответчика, в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в размере 4 444,00 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ» в пользу Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора убытки в размере 1 231 641,00 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 25315,00 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если оно не отменено и не изменено, со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.П. Гаврилюк