ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-15158/20 от 13.01.2021 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

20 января 2021 года                                                                             Дело №А83-15158/2020

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20 января 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Толпыго В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романюк И.В., рассмотрев заявление ООО Научно-производственное объединение "АГРОФИТ-ТИП" (ИНН: <***> ОГРН: <***>)

заинтересованное лицо – Административная комиссия Муниципального образования городской округ ФИО1

об оспаривании постановления,

          от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом, диплом;

от заинтересованного лица – не явился.;

установил:

от ООО Научно-производственного объединения "АГРОФИТ-ТИП" в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которому заявитель просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 12.05.2020 №01-03-276/14.

Заинтересованное лицо явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. Ранее административная комиссия предоставила письменные возражения по делу, согласно которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип».

При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и
надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд
вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность
каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь
доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил
следующее.

08.07.2020 в 12 час. 58 мин. сотрудниками управления муниципального контроля Администрации города Феодосии составлен акт осмотра земельного участка по адресу                        <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь, согласно которому, по мнению административного органа, был установлен факт нарушения закона Республики Крым со стороны ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип», выразившегося в размещении на земельном участке по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь общей площадью 960 кв.м. кадастровый номер 90:24:010112:876 нестационарного торгового объекта, включающего 1) газозаправочную станцию на базе специализированного автотранспорта марки ЗИЛ регистрационный знак Т 439 АХ36, оснащенного специальной металлической емкостью для хранения, транспортировки и заправки СГ объемом до 5 метров кубических, 2) весы – напольное весовое оборудование, 3) топливозаправочная колонка, расположенная под навесом с кровлей из оцинкованного листа, 4) расчетно-кассовое оборудование, расположенное в бытовке на расстоянии до 5 метров от газовоза, предположительно возведенной хозспособом.

10.07.2020 главным специалистом отдела по контролю за благоустройством Управления муниципального контроля администрации города Феодосии ФИО3 в отношении ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип», в отсутствие его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении для юридических лиц № 000088 по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым". 

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 12.08.2020 Административной комиссией городского округа Феодосии вынесено
постановление № 01-03-276/14, согласно которому ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 3.1.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым", назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000,00 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет
оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое
к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному
наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1
КоАП РФ).

Статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" предусмотрена ответственность за нарушение правил  благоустройства, установленных органами  местного самоуправления.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления об административном правонарушении, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ).

Законом №294-ФЗ устанавливаются, в том числе, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 2 статьи 1).

Вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, регламентированы положениями статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 13.2 Закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море,  исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 13.2 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3 статьи 13.2 Закона № 294-ФЗ).

Порядок оформления заданий и результатов плановых рейдовых осмотров на территории муниципального образования городской округ ФИО1 регламентирован Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 09.11.2016 № 3085 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ ФИО1 и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ ФИО1».

В соответствии с пунктом 4 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ ФИО1, плановые   (рейдовые)   задания еженедельно утверждаются распоряжением Администрации города   Феодосии   Республики   Крым по   форме   согласно Приложению к настоящему Порядку.

Согласно пункту 2 Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ ФИО1 по   результатам   плановых   (рейдовых)   осмотров,   обследований   земельных участков, в    рамках планового    (рейдового)    задания уполномоченным муниципальным  инспектором  (муниципальными  инспекторами) составляется Акт планового   (рейдового)   осмотра,   обследования земельных   участков, расположенных  на  территории  муниципального  образования  городской  округ ФИО1  (далее – Акт  планового (рейдового)  осмотра)  по форме согласно Приложению №1 к настоящему Порядку, которая предусматривает, в числе прочего, указание  реквизитов  Задания   проведения   планового   (рейдового) осмотра.

Как следует из пунктов 7-9 Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ ФИО1, в случае выявления при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования нарушений, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований муниципальные инспекторы, уполномоченные на проведение планового (рейдового) осмотра, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, муниципальными правовыми актами, обязаны:

а) зафиксировать факт нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Крым, а также муниципальными правовыми актами;

б) направить информацию в уполномоченные органы, осуществляющие надзор за  выполнением требований законодательства в сфере земельных, водных правоотношений, экологической безопасности и градостроительства.

Начальник отдела в письменной форме в течении трех рабочих дней доводит до сведения Главы администрации информацию о выявленных нарушениях.

Глава администрации рассмотрев материалы по результатам проведенного планового (рейдового) задания принимает одно из следующих решений:

1) Распоряжение Администрации о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае наличия признаков нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Крым, а также муниципальными правовыми актами;

2) Решение о принятии к сведению результатов проведенного планового (рейдового) задания и о направлении материалов в Отдел муниципального контроля, в случае отсутствия признаков нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований предусмотренных законодательством Российской  Федерации, Республики Крым, а также муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из приведенных норм права следует, что результаты рейдового осмотра, проводимого без взаимодействия с юридическими лицами, могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок, либо поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов настоящего дела, 08.07.2020 сотрудниками управления муниципального контроля Администрации города Феодосии составлен акт осмотра земельного участка по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь.

Данный акт не содержит указаний на то, что он составлен в ходе планового   (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, а также не содержит информации о задании на проведения планового (рейдового) осмотра, следовательно, не отвечает требованиям нормативных актов, предъявляемым к документам, составленным в результате плановых (рейдовых) осмотров.

В самом акте упоминается квитанция о покупке сжиженного газа, которая не могла быть получена административным органом путем визуального осмотра территории земельного участка.

В материалах дела об административном правонарушении имеются такие документы, как копия квитанции от 08.07.2020, выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО Научно-производственное «Агрофит-Тип», копия договора аренды от земли от 09.10.2007.

Получение доказательств совершенного правонарушения (объяснений, квитанций, выписок, договоров, иных документов) возможно в рамках установленных законом процедур – проведения проверки юридического лица либо проведения административного расследования по правилам КоАП РФ.

Пунктом 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 разъясняется, что административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, установив факт нарушения правил  благоустройства, установленных органами  местного самоуправления, на земельном участке по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь площадью 960 кв.м., управление  муниципального контроля Администрации города Феодосии могло либо провести внеплановую проверку при условии принятия Главой Администрации города Феодосии соответствующего распоряжения, либо вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Между тем, из материалов дела следует, что соответствующие действия не проводились; протокол № 000088 об административном правонарушении для юридического лица от 10.07.2020, на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 01-03-276/14 от 12.08.2020 в отношении ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип», составлен исключительно на основании акта осмотра земельного участка по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь от 08.07.2020.

Таким образом, доказательства, на основании которых разрешен вопрос о привлечении ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип» к административной ответственности, получены вне рамок производства по делу об административном правонарушении (КоАП РФ) и вне рамок проведения внеплановой проверки (Закон № 294-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что составление административным органом протокола № 000088 об административном правонарушении для юридического лица от 10.07.2020, на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 01-03-276/14 от 12.08.2020, без проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, равно как и без проведения административного расследования по правилам, установленным КоАП РФ, в рассматриваемом случае свидетельствует о нарушении административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Из фотографий, полученных по результатам проведения осмотра, находящихся в материалах дела, также нельзя сделать однозначный вывод ни о времени, ни о месте, где они  сделаны, ни о субъекте, который мог бы совершить те или иные действия. Более того, из текста под фотографиями следует, что фотофиксация проводилась 08.07.2020 для приобщения к административному протоколу № 000088 от 10.07.2020, которого в момент фотофиксации еще не существовало. Ввиду изложенного, фотографии не являются надлежащими и допустимыми доказательствами совершения ООО Научно-производственное «Агрофит-Тип» правонарушений.

Не может служить надлежащим и допустимым доказательством и копия квитанции от 08.07.2020 в отсутствие оригинала такой квитанции и законного источника появления такой квитанции в материалах дела.

Иных надлежащих доказательств совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" не представлено.

Несоблюдение установленной законом процедуры установления обстоятельств по делу об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя события вменяемого ему правонарушения, и, как следствие, об отсутствии достаточных оснований для привлечения ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип»  к административной ответственности.

Судом также принимаются во внимание следующие обстоятельства.

ООО Научно-производственное «Агрофит-Тип» вменяется в вину нарушение правил благоустройства (размещение нестационарных торговых объектов)  на земельном участке по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь.

В материалах дела имеется копия договора аренды земли от 09.10.2007, сторонами которого являются ФИО4 и Феодосийский городской совет.

По указанному договору ФИО4 получил в аренду земельный участок площадью 0,0960 га в г. Феодосии в р-не Керченского шоссе от р. Байбуга в сторону г. Керчь, зона «Промышленно-складская 1», оценочный р-н № 80.

Указанный договор зарегистрирован в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала ГП «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины» 10.06.2008 за № 040801900153.

Согласно п. 15, 16 договора аренды земли от 09.10.2007 земельный участок передан в аренду для размещения торгово-складских помещений с целевым назначением для иной коммерческой деятельности.

Срок договора аренды земли от 09.10.2007 установлен до 29.12.2016 (п. 8 договора) и в силу ч. 2 ст. 621 ГК РФ продлен ввиду отсутствия возражений арендодателя и продолжения пользования земельным участком. Это подтверждается тем, что Администрация города Феодосии в лице Департамента архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии принимает арендную плату и составляет акты сверки с ИП ФИО4

Доказательств обратного Административной комиссией города Феодосии суду не предоставлено, так же как не предоставлено доказательств принадлежности транспортного средства марки ЗИЛ регистрационный знак Т 439 АХ36 ООО Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип».

Таким образом, по мнению суда, административным органом не предоставлено допустимых и достоверных доказательств размещения каких-либо объектов ООО Научно-производственное «Агрофит-Тип» на земельном участке по адресу <...> от р. Байбуга в сторону г. Керчь, находящемся в пользовании иного лица.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что административный орган, в нарушение положений статьи 24.1 КоАП РФ, не представил надлежащих доказательств, подтверждающих вину заявителя.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений

административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167 - 170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ ФИО1 от 12.08.2020 по делу об административном правонарушении № 01-03-276/14 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Агрофит-Тип» к административной ответственности по статье 3.11 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.

Решение вступает в законную силу по десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения.                                                                     

Судья                                                                                                                   В.И. Толпыго